Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:03, курсовая работа
Право договоров - одна из самых кодифицированных отраслей международного права. На специально созванных международных конференциях были разработаны Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями 1986 года. Эти и другие документы регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров.
Введение……………………………………………………………………………...4
Понятие и виды международных договоров
1.1Понятие международного договора………………………………………..5
1.2 Субъекты права международных договоров……………………………...5
1.3 Виды международных договоров………………………………………….5
1.4 Форма договоров……………………………………………………………6
1.5 Структура договоров………………………………………………………..6
1.6 Языки договоров……………………………………………………………6
2. Заключение международных договоров
2.1 Заключение договора……………………………………………………….7
2.2 Выработка текста и установление аутентичности………………………..7
2.3 Принятие текста договора………………………………………………….8
2.4 Согласие на обязательность договора……………………………………..8
2.5 Депозитарий договора……………………………………………………...9
2.6 Регистрация договора……………………………………………………..10
2.7 Оговорки к международным договорам…………………………………10
3. Действие договоров
3.1 Вступление договора в силу……………………………………………..10
3.2 Временное применение договора………………………………………..11
3.3 Обратное действие договора……………………………………………..11
3.4 Соблюдение и применение договора……………………………………11
3.5 Толкование договора……………………………………………………..11
3.6 Действие договора во времени и пространстве…………………………12
3.7 Прекращение и приостановление действия договоров………………...13
3.8 Основания и последствия недействительности договоров…………….14
4. Заключение, исполнение и прекращение международных договоров Российской Федерации
4.1 Понятие и виды международных договоров РФ………………………..15
4.2 Процедура заключения международных договоров РФ……………….16
4.3 Выражение согласия РФ на обязательность международного договора……………………………………………………………………………..17
4.4 Временное применение международных договоров РФ………………20
4.5 Вступление договора в силу для РФ…………………………………….20
4.6 Оговорки к международным договорам РФ…………………………….20
4.7 Регистрация международных договоров РФ……………………………21
4.8 Опубликование международных договоров РФ………………………..21
4.9 Выполнение международных договоров РФ……………………………21
4.10 Прекращение и приостановление действия международных
договоров РФ………………………………………………………………………..22
4.11 Международные договоры РФ и Конституционный Суд РФ………...24
5. Влияние войны на международные договоры…………………………………24
Заключение………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы………………………………………………...26
Разрыв
дипломатических или
4. Заключение, исполнение и прекращение международных договоров Российской Федерации
Порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров в РФ регламентируется нормами международного права, Конституцией РФ, Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.95, другими актами законодательства.
Международный договор РФ – это международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (пакт, конвенция, соглашение и т.д.).
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры РФ находятся в ведении Российской Федерации (п. «к» ст. 71). В соответствии с этим конституционным положением заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров РФ находится в ведении РФ (п.1 ст. 3 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»).
Международные договоры РФ заключаются от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера). В отдельную группу следует выделять соглашения, заключаемые Генеральной прокуратурой РФ и высшими федеральными судами.
Субъекты Федерации не вправе заключать соглашения, имеющие международно-правовой характер. Международные договоры РФ, затрагивающие вопросы, отнесенные к ведению субъекта РФ, заключаются по согласованию с соответствующими органами власти субъекта Федерации. Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Федерации по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, направляются федеральными органами исполнительной власти соответствующим органам государственной власти субъекта Федерации. При этом предельный срок для направления предложений не может быть меньше двух недель. Поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта данного договора.
Рекомендации о заключении международных договоров РФ предоставляются на рассмотрение Президента или Правительства РФ каждой из палат Федерального Собрания РФ, субъектами Федерации в лице их соответствующих органов государственной власти. Такие рекомендации могут представляться также Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Центральным банком РФ и Уполномоченным по правам человека (по вопросам их ведения). Президент РФ или Правительство РФ либо по их поручению федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в месячный срок дают ответ на эти рекомендации.
До представления Президенту или в Правительство предложения о заключении межгосударственных договоров согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами государственной власти РФ, органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Предложение о заключении международного договора должно содержать проект договора или его основные положения, обоснование целесообразности заключения договора, определение соответствия проекта договора законодательству РФ, а также, при необходимости, оценку возможных экономических и иных последствий заключения договора. Предложения о заключении международных договоров, устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, представляются Президенту или в Правительство РФ по согласованию с Министерством юстиции. Минюст, в частности, дает юридические заключения по вопросам соответствия положений договора законодательству РФ и их юридической силы в РФ, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора.
После
принятия решения о необходимости
заключении договора одно лицо или
несколько лиц назначаются
Решения о подписании договоров принимаются: в отношении межгосударственных договоров – Президентом РФ, а по вопросам, относящимся к ведению Правительства, - Правительством РФ; в отношении межправительственных договоров – Правительством РФ.
Способы выражения согласия РФ на обязательность международного договора в принципе не отличаются от предусмотренных Венской конвенцией о международных договорах 1969 г.
Ратификация международных договоров РФ в соответствии с Конституцией РФ производится в форме федерального закона.
Ратифицирован может быть практически любой международный договор РФ, однако существуют договоры, подлежащие обязательной ратификации. К ним относятся договоры РФ:
а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом;
б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;
в)
о территориальном
г)
об основах межгосударственных отношений,
по вопросам, затрагивающим
д) об участии РФ в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ.
Равным образом подлежат ратификации международные договоры РФ, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.
Кроме этого, по Закону РФ «О космической деятельности» 1993 г. (ст.26) подлежат ратификации международные договоры РФ в области космической деятельности.
Международные договора, решения о подписании которых были приняты Президентом РФ, вносятся в Государственную Думу Президентом РФ, а договоры, решения о подписании которых были приняты Правительством, - Правительством РФ. Предложения об одобрении и внесении на ратификацию международных договоров представляются Президенту Правительством РФ, а в правительство – МИД РФ самостоятельно либо совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, если договор касается вопросов, входящих в их компетенцию. Решения Правительства об одобрении и о внесении на ратификацию международных договоров, а также об одобрении и представлении Президенту для внесения на ратификацию международных договоров принимаются в форме постановления.
Предложение об одобрении на ратификацию договора, должно содержать заверенную копию официального текста международного договора, обоснование целесообразности его ратификации, определение соответствия договора законодательству РФ, указание на способ осуществления договора в РФ, а также оценку возможных последствий его ратификации.
Государственная Дума рассматривает положения о ратификации договора и после предварительного обсуждения в комитетах и комиссиях принимает соответствующие решения. Принятые Государственной Думой федеральные законы о ратификации договора подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Принятый Федеральным Собранием закон о ратификации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
На основании закона о ратификации Президентом РФ подписывается ратификационная грамота, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел РФ. Обмен ратификационными грамотами, сдача их на хранение депозитарию производятся Министерством иностранных дел РФ или дипломатическим представительством РФ, если нет иной договоренности.
Другими формами выражения согласия РФ на обязательность договора являются утверждение, принятие договоров, присоединение к договорам РФ.
Утверждение или принятие международных договоров либо присоединение к договорам производятся:
-в
отношении межгосударственных
-
в отношении иных
Утверждение или принятие межведомственных договоров, предусматривающих вступление их в силу после утверждения, принятия производятся федеральными органами исполнительной власти, от имени которых подписаны такие договоры.
Если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, его ратификация возможна только после внесения соответствующих поправок в Конституцию или ее пересмотра в установленном порядке.
Договор или часть его до вступления в силу могут применяться РФ временно, если это предусмотрено в договоре или если об этом была достигнута договоренность со сторонами, подписавшими договор. Решения о временном применении договора принимается органом, принявшим решение о его подписании.
Если международный договор, решение о согласии на обязательность которого для РФ подлежит принятию в форме федерального закона, предусматривает временное применение договора или его части либо договоренность об этом достигнута со сторонами каким-либо иным образом, то он представляется в Государственную Думу в срок не более шести месяцев с даты начала его временного применения. По решению, принятому в форме федерального закона в порядке, установленном для ратификации, это срок временного применения может быть продлен.
Если в международном договоре не предусматривается иное либо государства не договорились об ином, временное применение договора прекращается после уведомления других государств, которые временно применяют договор, о намерении РФ не становиться участником договора.
Международные договоры вступают в силу для РФ в порядке и сроки, предусмотренные в договоре или согласованные между договаривающимися сторонами. Официальные сообщения МИД о вступлении в силу международных договоров, заключенных от имени РФ и от имени Правительства РФ, подлежат опубликованию.
При подписании, ратификации, утверждении, принятии международных договоров РФ или присоединении к договорам могут быть сделаны оговорки при соблюдении условий договора и соответствующих норм международного права. Оговорки могут быть сняты в любое время (если международным договором не предусмотрено иное) в том же порядке, в каком они были сделаны.