Международный арбитраж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 18:36, контрольная работа

Описание

На основе Гаагской конвенции 1907 года была учреждена Постоянная палата третейского суда в Гааге. В Гааге находится и действует Постоянная палата третейского суда, ее административный совет, состоящий из министра иностранных дел Нидерландов и дипломатических представителей стран-участниц. В Палате имеется список международных арбитров, из которого государства выбирают себе арбитра для рассмотрения и разрешения дел. Национальная группа арбитров состоит из 4-х человек.
Международный арбитраж формируется из нечетного числа членов и суперарбитра, назначаемых сторонами. В большинстве случаев арбитраж состоит из трех арбитров. Многосторонние договоры предусматривают возможность назначения суперарбитра международным должностным лицом, например Генеральным секретарем ООН.

Содержание

ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО АРБИТРАЖА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИХ РАЗВИТИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 3
Арбитражное рассмотрение споров между государствами и частными лицами 6
Арбитражные процедуры в рамках региональных международных организаций 8
Специализированный арбитраж 12
Определения понятий. 16
Задача. 18
Литература: 19

Работа состоит из  1 файл

Международный арбитраж.docx

— 54.56 Кб (Скачать документ)

Арбитражный трибунал принимает дело к рассмотрению по обоюдному обращению спорящих сторон. В то же время государства  — участники Конвенции могут  в любое время посредством  уведомления, направляемого депозитарию, заявить, что они, ipso facto, и без специального соглашения признают обязательной юрисдикцию арбитражного трибунала при условии взаимности. Такое заявление может быть сделано без ограничения срока или на определенный срок. Оно может распространяться на все споры или исключать споры, касающиеся территориальной целостности государства, его национальной обороны, права на суверенитет над территорией суши или одновременных притязаний на юрисдикцию над другими районами (ст. 26 Конвенции).

Просьба об арбитраже против государства —  участника Конвенции, сделавшего заявление  о признании обязательной юрисдикции арбитражного трибунала, может быть представлена только по истечении 30 дней после представления доклада  Примирительной комиссией Совету ОБСЕ. Решение арбитражного трибунала  имеет обязательную силу для сторон в споре.

В состав Суда входят лица, обладающие признанной компетенцией в области международного права, международных отношений или  урегулирования споров. Спорящие стороны  вправе выбирать любых арбитров и  мировых посредников из списка, составленного  секретарем Суда на основании назначений, произведенных государствами —  участниками Конвенции. В настоящее  время свои назначения в списки Суда произвели 13 государств.

Суд ОБСЕ по примирению и арбитражу состоит  из Президиума, председателя Суда, заместителя  председателя Суда. Местопребыванием Суда является г. Женева. 

Специализированный  арбитраж

В последнее  время все большее распространение  в практике международного общения  получают специализированные арбитражи, создаваемые для рассмотрения споров в определенных областях межгосударственного  сотрудничества:25 соглашения о воздушном сообщении, защите инвестиций, торговом и экономическом сотрудничестве, штаб-квартирах международных организаций и др. Образование подобных арбитражных судов предусмотрено в некоторых многосторонних договорах: Конвенции о международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) от 3 сентября 1976 г. и Эксплуатационном соглашении ИНМАРСАТ от того же числа, Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, от 29 марта 1972 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и др.

Очевидно, наибольший интерес представляет Конвенция  ООН по морскому праву 1982 г., которая  вводит специфические формы использования  третейского разбирательства в  виде общего и специального арбитража.

Общий арбитраж применяется для разрешения споров, касающихся толкования или применения Конвенции (Приложение VII к Конвенции); специальный арбитраж — для рассмотрения только определенной категории споров (Приложение VIII).

Арбитраж  рассматривается в Конвенции  как одна из обязательных процедур, к которой государства могут  прибегнуть лишь в том случае, если не удалось урегулировать спор средствами по своему выбору (ст. 28) и если между  ними нет обязательств по общим, региональным и двусторонним договорам о рассмотрении спора определенным способом (ст. 282).

Государство считается согласившимся на арбитраж, если оно сделало соответствующее  письменное заявление об этом при  подписании, ратификации или присоединении  к Конвенции (п.1 ст. 287). Если спор, стороной которого является государство —  участник Конвенции, не предусмотрен заявлением, то государство может урегулировать  такой спор только путем арбитража (п. 3 ст. 287). Обязательное арбитражное  разбирательство применяется и  в том случае, если государства  не достигли соглашения по поводу процедуры  рассмотрения спора.

Арбитраж  образуется из списка арбитров, находящегося в ведении Генерального секретаря  ООН. Любое государство-участник имеет  право назначить четырех лиц, каждое из которых должно иметь опыт и пользоваться самой высокой  репутацией справедливого, компетентного  и честного человека (ст. 2 Приложения VIII). Арбитраж состоит из пяти членов. Стороны назначают в установленное  время по одному члену, которые избираются предпочтительно из вышеупомянутого  списка и могут быть их согражданами. Остальные три члена назначаются  по соглашению между сторонами. Они  также выбираются предпочтительно  из списка и являются гражданами третьих  государств, если стороны не договорятся  об ином, и один из них назначается  сторонами председателем арбитража (ст. 2).

Если в  течение 60 дней стороны не смогли договориться о назначении одного и более членов арбитража, а также о назначении председателя, то в течение следующих  недель любая сторона может обратиться к председателю Международного трибунала  по морскому праву, который в течение следующих 30 дней производит необходимые назначения. Если председатель не может по определенным причинам этого сделать, назначения производятся следующим по старшинству присутствующим членом Международного трибунала (ст. 3). Арбитраж устанавливает собственную процедуру, если стороны не договорились об ином (ст. 5).

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает  новый способ применения арбитражного разбирательства для разрешения споров в некоторых специальных  и технических областях отношений  между государствами — специальный  арбитраж.

Специальный арбитраж в соответствии с Конвенцией носит обязательный характер и установлен для строго определенной категории  споров, касающихся рыболовства, защиты и сохранения морской среды, морских  научных исследований, судоходства, включая загрязнения с судов  и в результате захоронения отходов (ст. 1 Приложения VIII к Конвенции).

Специальный арбитраж формируется из списка экспертов, составленного по каждой категории  споров, рассматриваемых судом. Каждое государство-участник имеет право  выдвинуть в каждый список двух экспертов, являющихся известными и общепризнанными  авторитетами в юридических, научных  и технических аспектах такого спора  и пользующихся самой высокой  репутацией справедливых и честных  людей. Списки формируются и ведутся  международными организациями, соответствующими по профилю каждой категории споров. В области рыболовства — Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН, в области защиты и сохранения морской среды — Программой ООН по окружающей среде, в области морских научных исследований — Межправительственной океанографической комиссией, в области судоходства, включая загрязнение с судов и в результате захоронения отходов — Международной морской организацией или в каждом случае — надлежащим вспомогательным органом, которому такая организация, программа или комиссия делегировала свои функции (п. 2 ст. 2 Приложения).

Если в  какое-либо время число экспертов, назначенных каким-либо государством-участником и включенных в такой список, окажется менее двух, это государство имеет  право произвести необходимые дополнительные назначения. Фамилия эксперта остается в списке до тех пор, пока она не будет снята назначившим его государством-участником, при этом данный эксперт будет продолжать выполнять свои обязанности в любом специальном арбитраже, в состав которого он был назначен, до завершения разбирательства в этом специальном арбитраже.

Порядок судопроизводства и вынесения решений, осуществляемых специальным арбитражем, в целом  аналогичен порядку рассмотрения споров другими арбитражными судами.

Однако специальный  арбитраж обладает более широкой  компетенцией, выходящей за рамки  традиционных арбитражных функций. Он имеет право по просьбе сторон производить расследования, устанавливать факты, вызвавшие спор, касающийся толкования или применения положений Конвенции, относящихся к: 1) рыболовству, 2) защите морской среды, 3) научным исследованиям или 4) судоходству. Если стороны не договорились об ином, установление факта специальным арбитражем является окончательным для сторон. По просьбе всех сторон в споре специальный арбитраж может сформулировать рекомендации, которые, не имея силы решения, образуют лишь основу для рассмотрения сторонами вопросов, вызвавших спор (ст. 5 Приложения).

Следовательно, со специального арбитража начинается внедрение научно-технической экспертизы в процесс международного арбитражного разбирательства26. Предполагается, что специальный арбитраж должен внести существенный вклад в дело использования международного арбитража для разрешения межгосударственных споров не только в области морского права.

Рассмотренные в данной статье вопросы позволяют  сделать вывод о том, что проблема совершенствования и эффективного использования международного арбитража  заслуживает всестороннего исследования, поскольку в настоящее время "складываются самые благоприятные предпосылки  для международных судов и  арбитражей, связанные, в первую очередь, с активным развитием международного права и ростом международного правосознания"

 

Определения понятий.

Юрисдикционные иммунитеты государства, иммунитет государ-ства, теория функционального иммунитета, acta jure questions, acta jure imperium, обязатель-ственный статут договора, автономия воли сторон в договоре, lex mercatoria, Принципы УНИДРУА, Инкотермс.

Юрисдикционный иммунитет государства исключительное право государства не подчиняться некоторым национальным процессуальным правилам других государств (выделяют судебный иммунитет, провозглашающий неподсудность одного государства судебному органу иного государства; иммунитет от предварительных мер, связанных с обеспечением иска; иммунитет от исполнительной деятельности).

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Теория  функционального  иммунитета. Основной смысл теории заключается в том, что государство, действуя как суверен, всегда имеет иммунитет. Если государство действует как частное лицо (например, осуществляет внешнеторговые операции) и (или) занимается другой коммерческой деятельностью, то иммунитета у нее нет.

Acta jure imperium действия государства,  предпринимаемые во исполнение своих суверенных полномочий

Acta jure gestionis действия государства коммерческого или честно-правового характера

Под обязательственным статутом в международном частном праве понимается право, подлежащее применению к обязательственным отношениям, возникающим как в силу односторонних сделок, так и в силу заключенных сторонами договоров.

Если стороны  выбрали право, подлежащее применению к договору (на основании принципа автономии воли), или же при отсутствии выбора сторонами такое право определено судом или иным органом путем использования коллизионных норм, то тем самым установлен «обязательственный статут».

Автономия воли в МЧП – институт национального права, позволяющий сторонам гражданско-правового отношения выбрать правила, подлежащие применению к их отношению.

Основной  сферой применения автономии воли являются договорные обязательства. Правила  об автономии воли устанавливают, при  каких условиях стороны вправе выбрать  правила, применимые к их отношениям, и какими могут быть эти правила.

Принцип автономии  воли позволяет сторонам отступить  и от императивных норм национального  правопорядка. Вследствие этого возникает  вопрос, какие субъекты гражданско-правовых отношений наделены автономией воли (в смысле МЧП), то есть правом отступить  от императивных норм объективно применимого  национального правопорядка. Вопрос решается на основании норм права  страны суда (legis fori). Как правило, для этого требуется, чтобы фактическое отношение было осложнено иностранным элементом, то есть имело объективную связь более чем с одним правопорядком.

Теория  lex mercatoria обосновывает наличие специальной системы правового регулирования внешнеэкономических сделок, обособленной от национальных систем права.

Lex mercatoria – это, прежде всего, научно-теоретическая разработка модели «транснационального» права в области регулирования международных экономических отношений. Положительное начало в существовании этой теории сводится к тому, что круг практических вопросов, возникающих при осуществлении международных сделок, переносится в сферу науки, основное предназначение которой заключается не только в решении существующих, но и в прогнозировании будущих задач. По сути дела, lex mercatoria является «безвредной» теорией, хотя в литературе довольно часто встречаются высказывания, опровергающие это. Действительно, есть отдельные положения (например, о существовании «международного сообщества деловых людей»), которые не оказывают какого-либо положительного влияния ни на совершенствование правового регулирования, ни на развитие экономических связей. Однако такие положения не составляют ядро lex mercatoria, а являются своего рода ответвлениями от самой теории.

Принципы  международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) - устанавливают общие нормы для международных коммерческих договоров.

Информация о работе Международный арбитраж