Международный договор лизинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение и освещение вопросов договора международного лизинга.
Задачи курсовой работы заключаются в том, чтобы изучить понятие и источники правового регулирования договора международного лизинга, а также содержание данного договора.
В работе в четкой последовательности освещаются вопросы понятия договора, рассматривается правовое регулирование и развитие международного лизинга, нормативно-правовая база осуществления лизинговой деятельности. Также в работе рассматривается содержание договора международного лизинга.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА ЛИЗИНГА………………………………….5
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА ЛИЗИНГА…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.!.docx

— 47.86 Кб (Скачать документ)

Несмотря на то, что обе  Конвенции по большому счету не имеют  юридического значения для сделок между  резидентами Республики Беларусь, оба  документа достаточно интересны  в плане детализации отдельных  вопросов лизинговой деятельности, не совсем четко оговоренных в национальном законодательстве. В силу статьи 6 Гражданского кодекса Республики Беларусь, предусматривающей, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им гражданского законодательства, присоединение нашей страны к данным документам в какой-то мере опосредованно заполняет имеющийся правовой вакуум, одновременно позволяя белорусским предприятиям работать в сфере лизинга с некоторыми зарубежными партнерами, имея соответствующую нормативную базу. Данные документы являются частью гражданского законодательства и подлежат непосредственному применению на территории Республики Беларусь.

Во многих странах финансовый инструмент лизинга используется, прежде всего, благодаря своим налоговым  льготам. В целях содействия развитию лизингового сектора в странах  с развивающейся экономикой лизинговым операциям должен сопутствовать  режим благоприятного налогообложения, особенно, по сравнению с другими  финансовыми инструментами. Благоприятный  режим налогообложения лизинговых операции содействует созданию в  экономике условий для привлечения  инвестиций в основные средства.

Планируя осуществление  лизинговых сделок в Республике Беларусь, иностранная компания – лизингодатель, должна принять во внимание некоторые проблемы налогообложения лизинговых операций, с которыми она может столкнуться. В Республике Беларусь принято ряд документов, регулирующих данные отношения.

С января 2000 года в Беларуси была введена новая система исчисления налога на добавленную стоимость (НДС) на основании Закона Республики Беларусь от 19.12.1991г. № 1319-ХП «О налоге на добавленную стоимость» (в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.12.2007г). В практике ведения международной лизинговой деятельности данная система налогообложения сразу выявила свои противоречия.

Одно из них заключается  в том, что существует определенный перечень субъектов хозяйствования, имеющих льготу по налогу на добавленную  стоимость в размере от 50 до 100%. Следовательно, они не насчитывают  данный налог на стоимость реализуемой  продукции, оказанных работ и  услуг и не являются плательщиками  данного налога. К таким субъектам  хозяйствования можно отнести индивидуальных предпринимателей, предприятия, оказывающие  медицинские услуги или ориентированные  на экспорт, либо сельскохозяйственные (ставка налога на продукцию и услуги - 10%) и т.п. Заключая договор на лизинг с лизинговой компанией или банком, вышеупомянутые субъекты обязаны уплачивать НДС, начисленный на лизинговые платежи  в размере 18%. Эта сумма реально  увеличивает стоимость лизинговой услуги, так как возврат НДС, уплаченного  по договору лизинга является весьма затруднительным. Можно предположить, что большинство таких предприятий  будет откладывать сроки инвестирования в свой бизнес, накапливать необходимые  средства на покупку основных средств, брать дорогостоящие кредиты (не пользоваться льготами, которые предлагает лизинг) либо обращаться за этими услугами к иностранным лизинговым компаниям, предлагающим лизинговые услуги без  НДС, как на экспортную услугу. К  последнему прибегают резиденты  Беларуси, основным видом деятельности которых являются, например, международные  перевозки.

Для нерезидентов Республики Беларусь дешевле заключить договор  с лизинговой иностранной компанией, так как с нее не будет взиматься  налог на добавленную стоимость, поскольку компании, оказывающие  услуги лизинга на экспорт, имеют  льготу по налогу в своей стране. Выход из сложившейся ситуации может  подсказать российский опыт. У лизингополучателей России также возникают ситуации, когда при реализации ими товаров (работ, услуг) налогообложение производится по ставке 0 или 10%. В таком случае возникшая разница направляется на погашение обязанностей компании-лизингополучателя  по уплате других налогов или сборов, которые подлежат зачислению в федеральный  бюджет. Если по истечении трех месяцев  налогоплательщик все еще не полностью компенсировал уплаченный НДС, то бюджет должен вернуть эту разницу налогоплательщику.

В случае если лизингодатель  является резидентом какой-либо страны, а лизингополучатель является нерезидентом данной страны, лизинговые платежи  по заключенному договору лизинга облагаются НДС по ставке 0%.

В настоящее время иностранная  компания, не имеющая физического  присутствия в Республике Беларусь, планирующая осуществление операций международного лизинга с участием белорусского лизингополучателя, должна обратить внимание на некоторые требования валютного контроля Республики Беларусь, которые могут значительно осложнить  осуществление сделки.

В соответствии с Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь «Об утверждении правил проведения валютных операций» № 72 от 30.04.2004г. (в ред. Пост. Правления Национального банка Респ. Беларусь от 17.12.2007г) разрешено осуществление расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга), без оформления в Национальном банке Республики Беларусь отдельного разрешения на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, если срок платежа не превышает 180 дней, но «осуществление расчетов по экспорту и (или) импорту товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на срок более 180 дней, а также в случае получения (предоставления) аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки платежа по указанным объектам на срок более 180 дней», относится к валютным операциям, связанными с движением капитала.

Необходимо отметить, что  валютный лизинг в последнее время  стал пользоваться большей популярностью  по сравнению с лизингом в белорусских  рублях, так как при невысоких  темпах инфляции и высоких процентных ставках по рублевым кредитам относительно низкие ставки по валютным кредитам делают валютный лизинг более привлекательным. Данное постановление также разрешило  юридическим лицам  резидентам использовать иностранную валюту при расчетах по договорам финансовой аренды (лизинга) автомобильной техники, произведенной в Республике Беларусь, а также по договорам финансовой аренды (лизинга) в случае, если объект лизинга был приобретен лизингодателем за иностранную валюту.

Действующее таможенное законодательство предусматривает, что товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь по лизинговым сделкам, могут ввозиться  в соответствии с двумя таможенными режимами – режим выпуска товаров для свободного обращения и режим временного ввоза товаров. В случаях, когда товары вывозятся по договорам лизинга с таможенной территории Республики Беларусь, то могут применяться соответственно режимы экспорта или временного вывоза [9, с.133].

В настоящее время при  оформлении имущества, ввозимого по договору финансового лизинга, в  соответствии с режимом выпуска  товаров для свободного обращения  лицо, осуществляющее ввоз предмета лизинга, обязано уплатить все таможенные пошлины, платежи, а также налог  на добавленную стоимость, в полном объеме. Такой подход противоречит сущности лизинга, когда право собственности  до окончания действия договора лизинга, независимо от наличия опциона выкупа, остается у лизингодателя.

Порядок и условия выдачи таможенными органами разрешений на использование товаров в таможенном режиме временного ввоза определяются Таможенным кодексом Республики Беларусь от 04 января 2007г. В данном нормативном  правовом акте также перечислены  категории товаров, в отношении  которых таможенный режим временного ввоза не может быть установлен.

Срок временного ввоза  товаров ограничен. Предельные сроки, на которые товары могут быть временно ввезены на территорию Республики Беларусь, установлены этим же нормативным  правовым актом и применительно  к лизингу составляют два года.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.11 97 г. № 587 «О лизинге» при таможенном оформлении объектов лизинга в таможенном режиме свободного обращения по заявлению заинтересованного лица предоставляется рассрочка по уплате таможенных платежей, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок действия договора лизинга, но не более чем на пять лет [3, с.53].

Описание основных проблем  практического применения некоторых  форм лизинга показывает, что все  они являются результатом недоработки  экономическо-правовой базы, регламентирующей общественно-экономические отношения  в Республике Беларусь. Поэтому говорить о весомом продвижении в развитии международных лизинговых операций в Республике Беларусь трудно, так  как на пути данного развития стоят  проблемы валютного, таможенного и  налогового регулирования. Руководители лизинговых компаний в качестве основных факторов, сдерживающих развитие лизинга  в Республике Беларусь, называют низкую деловую активность и высокие  процентные ставки на отечественном  финансовом рынке. Решение данных проблем  всецело зависит от действий соответствующих  законодательных органов. Именно они  должны через эффективное, с помощью  лизинга, перевооружение производственной сферы способствовать развитию рынка  лизинговых услуг, как части инвестиционной политики, что впоследствии должно повлиять на качество и конкурентоспособность  на внешних и внутренних рынках производимой в экономике Республики Беларусь продукции.

Однако, как отмечают эксперты, за время уже более чем десятилетней истории развития лизинговых отношений  в Республике Беларусь создана одна из лучших нормативных баз по вопросам лизинговых отношений в странах СНГ [10, с.20].

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими  лизинг в Республике Беларусь, можно  назвать следующие:

1. Гражданский кодекс  Республики Беларусь от 7 декабря  1998 г. № 218-3 (глава 34 параграф 6).

2. Положение о лизинге  на территории Республики Беларусь, утвержденное Постановлением Совета  Министров Республики Беларусь  от 31 декабря 1997 г. № 1769.

3. Инструкция о порядке  бухгалтерского учета лизинговых  операций, утвержденная Постановлением  Министерства финансов Республики  Беларусь от 30.04.2004 г. N 75.

4. Положение о порядке  начисления амортизации основных  средств и нематериальных активов  (глава 5), утвержденное Постановлением  Министерства экономики Республики  Беларусь, Министерства финансов  Республики Беларусь, Министерства  статистики и анализа Республики  Беларусь, Министерства архитектуры  и строительства Республики Беларусь  от 23 ноября 2001 г. N 187/110/96/18.

5. Приказ Министерства  предпринимательства и инвестиций  Республики Беларусь N 97 от 14.07.1999 г.  «Об утверждении порядка частичной  компенсации субъектам малого  предпринимательства расходов по  выплате лизинговых платежей  по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских  процентов за пользование лизингодателем  заемными средствами на приобретение  объекта лизинга».

Международное нормативное  регулирование лизинга:

1. Конвенция УНИДРУА о  международном финансовом лизинге.  Принята на дипломатической конференции  в Оттаве 28 мая 1988 г. (Оттавская  конвенция). Республика Беларусь  присоединилась к Конвенции в  соответствии с Указом Президента  Республики Беларусь от 2 июля 1998 г. № 352.

2. Конвенция о межгосударственном  лизинге. Подписана в Москве 25 ноября 1998 г. Республика Беларусь  ратифицировала Конвенцию в соответствии  с Законом Республики Беларусь  от 9 ноября 1999 г. N 309-З.

Акты национального  законодательства, которые применяются  при исполнении договора международного лизинга:

1. Указ Президента Республики  Беларусь от 13 ноября 1997 г. № 587 «О лизинге».

2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) 29 декабря 2009 г. № 71-З – глава 15.

 

3. Инструкция о порядке  исчисления, уплаты и контроля  за уплатой таможенных сборов  за таможенное оформление, таможенной  пошлины, акцизов и налога на  добавленную стоимость, утвержденная  Постановлением Государственного  таможенного комитета Республики  Беларусь от 11.05.2005 N 28 – глава  8.

4. Инструкция о порядке  исчисления и уплаты налога  на доходы иностранных юридических  лиц, не осуществляющих деятельности  в Республике Беларусь через  постоянное представительство, утвержденная  Постановлением Министерства по  налогам и сборам от 14.10.2003 г.  № 92.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА

 

Предметом договора международного финансового лизинга может являться любое имущество, предназначенное для использования его лизингополучателем в коммерческих целях. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Оттавской Конвенции, в качестве предмета международного финансового лизинга выступает любое производственное оборудование, включая комплектующее оборудование и средства производства, ими могут быть транспортные средства и их принадлежности (морские и воздушные суда, авиационные двигатели), а также оборудование, тесно связанное с недвижимым имуществом и являющееся принадлежностью земельного участка либо присоединенным к земельному участку имуществом (например, буровая установка), за исключением оборудования, используемого преимущественно для личного, домашнего, семейного пользования.

Согласно положениям Оттавской Конвенции лизингодатель, приобретая имущество для лизингополучателя, должен уведомить продавца о том, что имущество предназначено для передачи его в международный финансовый лизинг определенному лицу.

В связи с этим, в соответствии со статьей 8 Оттавской Конвенции, лизингодатель  не отвечает перед лизингополучателем за ненадлежащее свойство (качество оборудования), за исключением случаев, когда лизингополучатель  понес убытки, связанные с вмешательством лизингодателя в выбор поставщика или оборудования, а также в  случае, если лизингополучатель положился  на опыт лизингодателя. При этом лизингодатель  не несет также ответственности  перед третьими лицами за смерть, вред здоровью или порчу имущества, причиненные  оборудованием [15, с.160].

В статье 10 Оттавской Конвенции  определено, что лизингополучатель  обладает правами по отношению к  поставщику, а последний – соответствующими обязанностями по отношению к лизингополучателю в таком объеме, как если бы лизингополучатель являлся стороной договора поставки. При этом, конечно, поставщик не несет ответственности одновременно перед лизингодателем и лизингополучателем за один и тот же ущерб. Кроме того, лизингополучатель не вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор поставки.

Информация о работе Международный договор лизинга