Это
уже второй раз в истории МУС,
когда СБ ООН просит расследовать события
в той или иной стране. Впервые Совбез
просил МУС расследовать ситуацию в Судане
в 2005 году. По итогам расследования был
выдан ордер на арест президента Судана
Омара аль-Башира. Как и Судан, Ливия не
является государством-участником МУС
и не признает его юрисдикцию.
Между
тем поступают сообщения о новых столкновениях
частей Каддафи с силами повстанцев. Самые
ожесточенные столкновения происходили
в порту Марса аль-Брега в 500 км к востоку
от столицы, где, по некоторым данным, уже
погибли 10 мирных жителей. Также известно
о новых боях в соседних с Триполи населенных
пунктах, где войска пытаются сломить
сопротивление местных ополченцев.
Свое
посредничество в урегулировании конфликта
уже предложил президент Венесуэлы
Уго Чавес [10].
Общественными
отношениями по обеспечению мира мирного
сосуществования безопасности мирового
сообщества являются: общественные отношения,
добрососедство народов, государств, мирного
урегулирования споров, уважение и соблюдение
принципов суверенитета государства,
территориальной целостности, невмешательства
во внутреннюю политику, соблюдения прав
и свобод человека, выполнение общепризнанных
правил, методов ведения военных действий,
сохранения окружающей среды и т.д.
Внутренняя компетенция
суда ограничена, как уже отмечалось
ранее, тремя группами преступлений:
преступление, состоящее в геноциде; преступления
против человечности; военные преступления.
Четвёртое преступление, входящее в компетенцию
МУС - это агрессия. Однако во время переговоров
в Риме стороны не смогли прийти к единому
определению этого преступления, и поэтому
было решено, что на данный момент Суд
не может осуществлять правосудия по вопросам,
связанным с преступной агрессией.
Компетенция
Суда ограничена также и во времени,
а именно преступлениями, совершёнными
после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского
статута в силу. В компетенцию
Суда входят только преступления, которые
были совершены либо на территории
государства-участника, либо гражданином
государства-участника. Суд обладает юрисдикцией
только в отношении физических лиц. Следовательно,
его юрисдикция не распространяется на
корпорации.
Роль
МУС в преследовании и наказании
подпадающих под его юрисдикцию преступлений
определяет основной принцип его деятельности
- принцип комплиментарности. Он означает,
что национальные суды должны в первую
очередь осуществлять преследование лиц,
совершивших серьезные международные
преступления. При этом механизм уголовного
преследования в рамках МУС может быть
запущен лишь в случае, если государство
не способно либо противодействует уголовному
преследованию таких лиц в рамках своей
внутренней правоохранительной системы.
МУС
использует в целом единую схему осуществления
процессуальных действий: возбуждение
уголовного дела; расследование; судебное
разбирательство и апелляционное производство.
В
состав МУС входят следующие органы:
Президиум, Апелляционное отделение,
Судебное отделение, Палата предварительного
производства, Канцелярия Прокурора
и Секретариат. Среди них Канцелярия
Прокурора является независимым
органом, несущим ответственность
за осуществление объективного уголовного
расследования. го разбирательства или
справедливой оценке свидетельских показаний.
В
целом в работе МУС сохранены
все три основные уголовно-процессуальные
функции - обвинения, защиты и разрешения
дела.
За
прошедшие девять лет практической
работы Суда выявились и некоторые
ее проблемные моменты.
Первый
из них оказался типичной проблемой
всех международных уголовных судов,
связанной с чрезвычайно сложной
процедурой уголовного преследования.
Также в ходе предварительного и
основного производства параллельно
ведутся некие мелкие апелляционные
производства, что это существенно
замедляет весь процесс. На практике
оказывается, что защита не придает
соблюдению этого права большого
значения и даже заинтересована в
максимально длительном сохранении
статуса обвиняемого, в отношении
которого еще не вынесено какого-либо
приговора.
Еще
одна особенность МУС - необходимое
само по себе участие жертв преступлений
и их представителей в процессе используется
равно и всесторонним образом - даже в
предварительном производстве. В том числе
это ведет к дальнейшим многочисленным
контрзаявлениям и документам со стороны
защиты, что ведет к еще большему затягиванию
процесса.
Другой
аспект, вызывающий обеспокоенность, в
том числе и самого МУС,- это
его практически стопроцентная
зависимость от уже упоминавшегося
сотрудничества с государствами - участниками
Статута, особенно касательно поимки и
передачи Суду обвиняемых лиц. Исходя
из вышесказанного, можно сделать
вывод, что сам Римский статут
подразумевает не только ограниченную
подсудность МУС, но и потенциально
слабый кооперационный режим. Процессуальная
система в рамках МУС в первую
очередь определяется принципом
комплиментарности и особенностью преступлений,
подпадающих под его юрисдикцию и являющихся
наиболее серьезными международными преступлениями.
При этом, однако, полностью заменить национальную
правоохранительную систему МУС не удается,
что обусловливает в ряде случаев необходимость
содействия государств - участников Статута
в ходе проведения следственных мероприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
заключении необходимо сделать следующие
выводы.
- Международный
уголовный суд является первым постоянным
правовым институтом, в компетенцию которого
входит преследование лиц, ответственных
за геноцид, военные преступления и преступления
против человечности. Учреждён на основе
Римского статута, принятого в 1998 году.
Существует с июля 2002 года. В его компетенцию
входят преступления, совершённые после
вступления Римского статута в силу.
- Государства
становятся участниками МУС (а преступления,
совершённые их гражданами или на их территории —
подсудными ему) по факту ратификации
Римского статута. К июлю 2009 года Римский
статут ратифицировали 110 государств во
всём мире.
- МУС состоит
из 18 судей, причём каждая из вышеперечисленных
групп должна быть представлена по крайней
мере 2 судьями. В настоящее время 2 судей
представляют Восточную Европу, 2 - Азию,
3 - Африку, 4 - Латинскую Америку, а остальные
7 - Западную Европу и другие государства.
- Существуют
три способа, которыми МУС может начать
расследование: государство-участник
может передать преступление Прокурору,
когда, как представляется, были совершены
одно или несколько преступлений, подпадающих
под юрисдикцию Суда; совет Безопасности
может передать преступление Прокурору,
действуя согласно Главе VII Устава ООН,
когда, как представляется, были совершены
одно или несколько преступлений, подпадающих
под юрисдикцию Суда; прокурор может начать
расследование proprio motu на основании полученной
из любого надежного источника информации
о совершении преступлений, подпадающих
под юрисдикцию Суда.
- Статут предусматривает
создание трех палат в рамках Суда: Палата
предварительного производства, Судебная
палата на заседании Международного уголовного
суда рассматривает дело по сути и принимает
решение. Само по себе решение, Апелляционная
палата.
- Внутренняя
компетенция суда ограничена тремя видами
преступлений: геноцид — намерение целиком
или частично истребить национальную,
этническую, расовую или религиозную группу
как таковую; преступления против человечности
— часть масштабного или систематического
преследования, направленного против
мирного населения, причём о возможном
преследовании преступнику заранее было
известно; военные преступления — нарушение
законов и обычаев ведения войны, регулирующих
поведение вооружённых формирований во
время войны и защищающих гражданское
население, военнопленных, культурное
достояние и др. В компетенцию Международного
уголовного суда предлагалось также включить
агрессию. Однако суд не может осуществлять
правосудия по вопросам, связанным с преступной
агрессией.
- Компетенция
Суда ограничена также и во времени, а
именно преступлениями, совершёнными
после 1 июля 2002 года, даты вступления Римского
статута в силу. В компетенцию Суда входят
только преступления, которые были совершены
либо на территории государства-участника,
либо гражданином государства-участника.
Суд обладает юрисдикцией только в отношении
физических лиц. Следовательно, его юрисдикция
не распространяется на корпорации. Роль
МУС в преследовании и наказании подпадающих
под его юрисдикцию преступлений определяет
основной принцип его деятельности -
принцип комплиментарности. Он означает,
что национальные суды должны в первую
очередь осуществлять преследование лиц,
совершивших серьезные международные
преступления. При этом механизм уголовного
преследования в рамках МУС может быть
запущен лишь в случае, если государство
не способно либо противодействует уголовному
преследованию таких лиц в рамках своей
внутренней правоохранительной системы.
- МУС использует
в целом единую схему осуществления процессуальных
действий: возбуждение уголовного дела;
расследование; судебное разбирательство
и апелляционное производство.
- В состав
МУС входят следующие органы: Президиум,
Апелляционное отделение, Судебное отделение,
Палата предварительного производства,
Канцелярия Прокурора и Секретариат. Среди
них Канцелярия Прокурора является независимым
органом, несущим ответственность за осуществление
объективного уголовного расследования.
го разбирательства или справедливой
оценке свидетельских показаний. В целом
в работе МУС сохранены все три основные
уголовно-процессуальные функции - обвинения,
защиты и разрешения дела.
- За прошедшие
девять лет практической работы Суда выявились
и некоторые ее проблемные моменты. Первый
из них оказался типичной проблемой всех
международных уголовных судов, связанной
с чрезвычайно сложной процедурой уголовного
преследования. Также в ходе предварительного
и основного производства параллельно
ведутся некие мелкие апелляционные производства,
что это существенно замедляет весь процесс.
На практике оказывается, что защита не
придает соблюдению этого права большого
значения и даже заинтересована в максимально
длительном сохранении статуса обвиняемого,
в отношении которого еще не вынесено
какого-либо приговора. Еще одна особенность
МУС - необходимое само по себе участие
жертв преступлений и их представителей
в процессе используется равно и всесторонним
образом - даже в предварительном производстве.
В том числе это ведет к дальнейшим многочисленным
контрзаявлениям и документам со стороны
защиты, что ведет к еще большему затягиванию
процесса. Другой аспект, вызывающий обеспокоенность,
в том числе и самого МУС,- это его практически
стопроцентная зависимость от уже упоминавшегося
сотрудничества с государствами - участниками
Статута, особенно касательно поимки и
передачи Суду обвиняемых лиц. Исходя
из вышесказанного, можно сделать вывод,
что сам Римский статут подразумевает
не только ограниченную подсудность МУС,
но и потенциально слабый кооперационный
режим. Процессуальная система в рамках
МУС в первую очередь определяется принципом
комплиментарности и особенностью преступлений,
подпадающих под его юрисдикцию и являющихся
наиболее серьезными международными преступлениями.
При этом, однако, полностью заменить национальную
правоохранительную систему МУС не удается,
что обусловливает в ряде случаев необходимость
содействия государств - участников Статута
в ходе проведения следственных мероприятий.
- Международный
уголовный (МУС) суд начал предварительное
расследование обстоятельств гибели мирных
граждан в Ливии. В середине февраля в
Ливии начались народные выступления,
которые переросли в гражданскую войну.
Муаммар Каддафи отказывается подчиниться
требованиям оппозиционеров и уйти со
своего поста. В результате между сторонниками
действующего режима и революционерами
продолжаются столкновения. По неофициальным
данным на 24 февраля, в Ливии погибли две
тысячи человек.
- При этом
общественными отношениями по обеспечению
мира мирного сосуществования безопасности
мирового сообщества являются: общественные
отношения, добрососедство народов, государств,
мирного урегулирования споров, уважение
и соблюдение принципов суверенитета
государства, территориальной целостности,
невмешательства во внутреннюю политику,
соблюдения прав и свобод человека, выполнение
общепризнанных правил, методов ведения
военных действий, сохранения окружающей
среды и т. д.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Бирюков,
П.Н. Международное право: учеб. пособие
/ П.Н. Бирюков. - Москва: Юристъ, 2000. - 416 с.
- Бонино, Э.
Международный Уголовный Суд [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/law/icc/
– Москва, 2011. – Режим доступа: http://telegraf.by/in_belarus/66638.html.
– Дата доступа: 12.04.2011.
- Климова,
Е.А. Процессуальные аспекты деятельности
международного уголовного // Власть. –
2010. - №14. с. 12-16.
- Колесников,
А.В. Что такое Международный уголовный
суд // Власть. – 2008. - №28. с. 15-28.
- Мальцев,
В. В. Принципы уголовного права и их реализация
в правоприменительной деятельности. —
СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. — 692
с.
- Международное
право: учебник / под ред. Ю.М. Колосова,
Э.С. Кривчикова. - Москва: Международные
отношения. - 2000. - с. 633.
- Международные
отношения: теории, конфликты, организации:
учеб. пособие / под ред. П.А. Цыганкова.
- Москва: Альфа-М, 2004. - 288 с.
- Международное
публичное право: учеб. / под ред. К.А. Бекяшева.
– Москва: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
– 784 с.
- Международный
уголовный суд - современный этап деятельности
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.yurpractika.com/article. php? id=0000643. – Дата доступа:
12.04.2011.
- Международный
уголовный суд [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.ng.ru/world/2011-03-04/6_livia.html. –
Дата доступа: 12.04.2011.
- Национальная
платформа Республики Беларусь [Электронный
ресурс]. – Минск, 2008. – Режим доступа:
http://allminsk.biz/content/view/4471/284/.– Дата доступа:
11.03.2011
- Римский
статут Международного уголовного суда
от 17 июля 1998 г. с изменениями на основе
протоколов от 10 ноября 1998 г., 12 июля 1999
г., 30 ноября 1999 г., 8 мая 2000 г., 17 января 2001
г., 16 января 2002 г. и 1 июля 2002 г.
- Чепурнова,
Н.М. Международное право: учебно-методический
комплекс. – Москва: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
– 295 с.
- Шлянцев,
Д.А. Международное право: курс лекций.
- Москва: Юстицинформ, 2006. – 469 с.