Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:04, доклад
Мирогражданство - большая тема, обсуждавшаяся в течение двух тысячелетий, начиная со стоиков, и получившая новый резонанс в последние годы, в первую очередь это связано с процессами глобализации.
Мирогражданство - большая тема, обсуждавшаяся в течение двух тысячелетий, начиная со стоиков, и получившая новый резонанс в последние годы, в первую очередь это связано с процессами глобализации.
Глобализация это повсеместно происходящий процесс, результатами которого становится такие тенденциями, как возрастание многообразия человеческих сообществ, усиление специфических особенностей экономики, политического строя, культуры, рост тяготения к их сохранению, а с другой стороны, возникает реальное единство и взаимозависимость народов. В свою очередь усиление международного сотрудничества и понимание того, что складываются общецивилизационные процессы, что важнейшие национальные и внутригосударственные проблемы (экономические, продовольственные, энергетические, экологические, информационные, демографические) могут быть решены лишь совместными усилиями.
Если все вышесказанное подвести к нашей дисциплине, можно сказать об актуальности данного процесса, как объекта для изучения. Это можно обосновать, тем, что в процессе международного сотрудничества происходят межкультурные коммуникации, которые в свою очередь усложнены специфическими для разного народа понятиями, нормами, культурными традициями. Конечно, если контакты происходят в деловой среде, то здесь «острые углы» сглаживаются за счет делового этикета, правил и норм, принятых в деловой среде. А если говорить о простых людях, которые в силу определенных причин вынуждены сменить место жительства и адаптироваться к новому обществу, к новой «инаковой» культурной, бытовой среде. Если подвести все к теме мой работы, то хочу сказать, что процесс адаптации и принятия инокультурных представителей должен происходить с двух сторон, как принимающей, так и со стороны адаптируемой. космополитизм мультикультурализм
Так в своей работе я буду рассматривать довольно утопическую теорию мультикультурализма, как процесс создания благоприятных факторов в обществе для принятия представителей других народов с их самобытными особенностями, а в качестве мировоззренческой основы, специфической черты и инструмента для «обезболивания» процесса адаптации будет выступать понятие космополитизм.
Прежде хочу заметить, что данная тема является в последнее время очень актуальной, но вместе с тем спорной и не достаточно изученной. Основной проблемой является устаревшее, довольно категоричное восприятие понятий «мультикультурализм» и «космополитизм». При оценке этих теорий, многие ученные обращаются к изначальным определениям, к истокам возникновения, а также дают им свою собственную однозначную, субъективную оценку, в основном отрицательную. Отчасти это правильно, но с другой стороны сейчас эти понятия надо рассматривать под призмой современных происходящих процессов, вносить корректировки в их определения. А также уходить от стереотипов, что данные понятия подразумевают отказ от своей этнической идентичности, культурных, религиозных ценностей, а в результате от своей Родины и чувства патриотизма к ней.
Изначальная идея Космополитизма
Космополитизм - теория, которая призывает к отказу от патриотических чувств, в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. "Единство человеческого рода" - вот главная его идея. Космополитизм противоречит интернационализму. Очевидно, что современное общество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в которой отдельные страны и народы действительно потеряют статус автономных самодостаточных единиц. И вместе с тем современное человечество находиться лишь в начале этого процесса, в той его фазе, когда понятия "национальная экономика", "национальная политика" еще не стали фиктивными, а отдельные страны все еще являются обществами, не потерявшими принципиальную способность выживать в режиме автономного существования. Космополиты не ассоциируют понятие "Родина" с политическим режимом или общественным строем, ставят права и интересы личности выше прав и интересов государства, считают, что государство было в свое время создано для защиты прав своих граждан и должно отстаивать их интересы, а не граждане должны жертвовать всем и вся ради неведомых им интересов государства. Коренное отличие космополитизма от интернационализма в том, что целью космополитизма является освобождение человека от националистических догм и "державной" мании величия, а целью интернационализма является, наоборот, экспорт отечественного национализма и "державности". Космополитизм - идеология т. н. мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гете, Шиллер, Кант, Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям. Таким образом, космополитизм - идеология т.н. "мирового гражданства", ставящая интересы граждан выше интересов отдельной нации.
Со времени своего возникновения понятие космополитизма имело различное содержание, определяемое конкретно-историческими условиями. Кризис античного полиса и создание государства Александра Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитических воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатации (Александр Македонский, Марк Аврелий). Космополитизм Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицательное отношение к полису. Стоики, главным образом Зенон из Китиона, в космополитическом идеале искали общественную форму, которая бы сделала возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. В эпоху феодализма основным носителем реакционных космополитических тенденций выступала католическая церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла). В Германии, в противоположность феодально-партикуляристскому "патриотизму" и княжескому деспотизму, идеи мирового гражданства развивались у Г.Э. Лессинга, И.В. Гете, Ф. Шиллера, И. Канта, И.Г. Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями.
Космополитические идеи получили
еще более распространение в
эпоху империализма, отражая объективную
тенденцию капитализма к
Космополитизм и космополитическая идентичность: практики интерпретации
Говоря о космополитизме,
мы говорим не просто о некоем очередном
социальном феномене, который требуется
понять, но о смене самого видения
современного мира. Речь идет, иными
словами, если следовать У. Беку, об
иной концепции социального
В современной литературе о космополитизме можно выделить 4 главные проблемы:
1) проблема неопределенности
и связанные с ней культурные
исследования, использующие понятие
космополитизм в качестве
2) проблема идентификации
и попытки ответить на сложный
вопрос «Кто является
3) проблема атрибуции, непосредственно вытекающая из первых двух: что конкретно характеризует космополитическую позицию и культуру?;
4) проблема управления, которая
находится в самом центре
Если прежде космополитизм
оценивался скорее негативно, то сегодня
он принимается намного более
благосклонно, что связано с радикальными
социальными изменениями и
Современное общество нельзя понять с национальной или локальной точки зрения, необходим, прежде всего, глобальный подход. Очевидно, что это требует и иного взгляда на практики конструирования идентичности, а именно понимания того, каким образом мы определяем свою принадлежность к такому обществу и возможно ли это определение вообще.
Начиная с Диогена, космополитизм рождается из локальных обстоятельств, которые по тем или иным причинам нетерпимы. Соответственно, формируется идеология граждан мира. Правда, эти граждане тоже оказываются весьма идеализированными: космополитизм Просвещения как рациональное воплощение утопического идеала европейской цивилизации. Одновременно космополитизм - это всегда описание будущего, причем он всегда выступал предчувствием глобализации. Именно в этой парадигме наиболее четко космополитическая идея в ее классической форме в качестве политической философии была выдвинута И. Кантом в Вечном мире, причем на основе ее противопоставления не национализму, а теориям, преувеличивающим роль национального государства. Иными словами, Кант ведет речь о космополитизме, как о новой политической философии с этическим измерением. Иначе говоря, космополитизм всегда был видением будущего.
Многие исследователи
подчеркивают необходимость современного
переосмысления космополитических
идей Канта в ключе формирования
нового космополитизма. То, что ранее
было идеалом и утопией (космополитизм
Просвещения), сегодня становится повседневной
практикой, радикально меняя формы
конструирования идентичностей, стили
мышления и жизни. Фактически, сегодня
любой человек, где бы он не находился,
учится мыслить и действовать
космополитически (универсально). Развитие
киберпространства размывает
Именно поэтому кредо
современного космополитизма заключается
в новом универсализме (Лакло
об универсализме), а именно в концепции
прав человека, которые в отличие
от партикуляризма нации более эффективно
поддерживают идентичность граждан
мира, а не только граждан отдельных
государств. Новый космополитизм
отвергает идею, что формы солидарности
концептуально связаны
Особое значение концепции нового космополитизма У. Бека
Бек рассуждает о космополитизации, как о состоянии современного глобального мира: космополитизация, будучи продуктом глобализации, представляет собой «внутреннюю» глобализацию, глобализацию изнутри национально-государственных обществ. Это существенным образом трансформирует повседневное сознание и идентичность. Глобальные интересы становятся частью повседневного локального опыта и «моральных жизненных миров» людей». То есть очень важно понять, что космополитизм не где-то там, в глобальных городах, но в каждом месте. Все сегодня становятся космополитами. Проблема в том, как находить адекватные локальные ответы на глобализацию и космополитизацию повседневной жизни. Как подчеркивает Бек, «космополитизм представляет собой совокупность глобальных отношений и транснациональный словарь символов, но также и глубокое вовлечение в локальную деятельность, локальное сознание, связь с локальным населением. У него одновременно есть и корни, и крылья». В результате национальное перестает быть национальным, как таковым. «Национальное» должно быть по-новому исследовано как интернализованное глобальное.
Если говорить обобщенно,
то новый космополитизм
Существует ли космополитическая идентичность как таковая? Обобщено К. Аппиа следующим образом описывает космополитическую идентичность: «По сути, я утверждаю, что можно быть космополитом - приветствуя многообразие человеческих культур; укорененным - преданным одному (или нескольким) локальному обществу, которое индивид считает своим домом; либералом - убежденным в ценности индивида; патриотом - приветствуя институты государства (или государств), в рамках которого индивид проживает. Космополитизм проистекает из тех же источников, которые питают либерализм, поскольку именно многообразие форм жизни людей обеспечивает «словарем» язык индивидуального выбора. А патриотизм проистекает из либерализма, поскольку государство упорным трудом создает пространство, в рамках которого мы выявляем возможности свободы. Для укорененного космополита все это есть одно целое».