Многостороннее регулирование международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 08:56, реферат

Описание

В современном мире внешнеторговая политика любой страны выстраивается не только исходя из национальных интересов, но и под влиянием сложившейся системы многосторонних соглашений. Отдельные экономики все более тесно интегрируются в глобальное мировое хозяйство, взаимодействие национальных экономик поэтому в растущей мере подчиняется унифицированным правилам, которые разрабатываются самими странами совместно в рамках международных экономических организаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………. 3
1 Понятие и сущность международной торговли в МЭП…………….………. 4
2 Многостороннее регулирование международной торговли ………….…... 6
Выводы…………………………………………………………………….......... 10
Список использованной литературы……………………………………..….... 13

Работа состоит из  1 файл

Реф_Международное торговое право.docx

— 140.53 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ,

МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

 

Запорожский национальный технический  университет

 

 

каф. политологии и права

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Международное экономическое право»

на тему: «Многостороннее регулирование международной торговли»

 

 

 

 

 

Выполнила:    

 

Проверил:     

 

 

 

 

 

2012

 

План

Введение………………………………………………………………….………. 3

1 Понятие и сущность международной торговли в МЭП…………….………. 4

2 Многостороннее регулирование международной торговли ………….…... 6

Выводы…………………………………………………………………….......... 10

Список использованной литературы……………………………………..….... 13

 

 

Введение

В современном мире внешнеторговая политика любой страны выстраивается  не только исходя из национальных интересов, но и под влиянием сложившейся  системы многосторонних соглашений. Отдельные экономики все более  тесно интегрируются в глобальное мировое хозяйство, взаимодействие национальных экономик поэтому в растущей мере подчиняется унифицированным правилам, которые разрабатываются самими странами совместно в рамках международных экономических организаций. Более того, многостороннее согласование торговой политики приняло в последние десятилетия такие масштабы, что можно говорить о создании единой системы международного регулирования мировой торговли с унифицированными правовыми, административными и организационными правилами, по отношению к которой страновые торговые режимы выступают как отдельные торговые подсистемы.

 

1 Понятие и сущность международной торговли в МЭП

Международная торговля (МТ) — наиболее ранняя и наиболее развитая форма МЭО, на долю которой приходится около 80% объема мирового экономического оборота.

Под международной торговлей  понимается оплачиваемый совокупный товарооборот между странами. Понятие «международной торговли» отличается от понятия  «внешней торговли». Внешняя торговля — это торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая  из оплачиваемого импорта и оплачиваемого  экспорта.

Торговое право складывалось, начиная с XII—XIII вв., как обычное  сословное право купцов в средиземноморских  городах, закреплявшееся в статутах купеческих гильдий и городских  статутах.

С расширением коммерческих связей развивалось и торговое право  как отрасль частного внутригосударственного права. В XVIII—XIX вв. во многих странах  принимаются, наряду с гражданскими, торговые кодексы (это явление получило название «дуализма частного права»).

Сфера торгового права  постоянно расширялась — от вопросов обращения движимого имущества  до операций с недвижимостью, услугами, имущественными и неимущественными правами, к области производства, транспорта, страхования — и охватывает сегодня практически всю предпринимательскую  деятельность и международные экономические  связи предприятий.

В этом аспекте торговое право является предметом изучения правовых дисциплин «Гражданское и  торговое право зарубежных стран», «Международное частное право».

Вместе с тем, поскольку  взаимодействуют национальные экономики, товарные рынки разных стран, объективно необходимо обеспечивать правовое регулирование  таких вопросов, как условия доступа  товаров одного государства на рынки  других государств, меры регулирования  товарооборота и защиты национального  рынка, степень вмешательства государства  в торгово-экономические процессы и некоторые другие. Все эти вопросы регулируются «международным торговым правом».

Международное торговое право  — это совокупность норм, регулирующих отношения между государствами  в области международной торговли.

Характер взаимодействия международного торгового права  и внутригосударственного торгового (предпринимательского, гражданского) права принципиально остается тем  же, что и при взаимодействии в  целом между МП и внутренним правом.

Таким образом, предметом международно-правового регулирования (МПР) в рассматриваемой сфере являются действия государств по обеспечению МТ. При этом предметом МТ выступают:

— материальные вещи (готовая  продукция, машины и оборудование, сырьевые товары);

— услуги (транспортные, коммуникационные, научно-технические, финансово-кредитные, страховые, информационно-вычислительные, туристические и др.);

— интеллектуальная собственность (авторские права, патентные права  и т.п.);

— имущественные права (права  собственности); неимущественные права.

Все они входят в понятие  «товар». Регулирование рынков осуществляется на различных уровнях: глобальном, региональном, двустороннем, отраслевом.

 

2 Многостороннее регулирование международной торговли

Переход к многостороннему  регулированию международной торговли обозначился сразу после второй мировой войны параллельно с  созданием Бреттонвудской валютно-финансовой системы.

Уже в 1945 году США вышли  с предложением создать для этих целей Международную торговую организацию (МТО). В дальнейшем работа по созданию МТО сконцентрировалась под эгидой ЭКОСОС ООН. Разработка Устава (Хартии) МТО осуществлялась на Лондонской конференции  в октябре 1946 года, Женевской конференции  в августе 1947 года и завершилась  на конференции в Гаване (ноябрь 1947 г. — март 1948г.).

Устав МТО, получивший название Гаванской хартии, был подписан более  чем 50 государствами и должен был  вступить в силу после ратификации  большинством подписавших стран. Однако Хартия не была ратифицирована ими (из-за изменившейся позиции США) и не вступила в силу. СССР не принимал участия  в создании МТО.

Гаванская хартия, помимо положений  о создании и порядке функционирования МТО в качестве специализированной организации ООН, содержала нормы, регулировавшие ограни­чительную торговую практику, использование международных товарных соглашений как формы стабилизации сырьевых рынков, закрепляла ПНБ и принцип недискриминации при установлении запрещений и ограничений в торговле.

Государственная торговля трактовалась в Уставе как некое исключение, а государственные внешнеторговые предприятия стран с планово-централизованной экономикой приравнивались к картельным монополиям, в отношении которых  также предусматривались определенные ограничительные меры.

Еще в ходе работы в Женеве по подготовке гаванской конференции  группа из 23 государств провела переговоры о тарифных уступках и 30 октября 1947 года подписала Заклю­чительный акт первой тарифной конференции, который включал в себя текст Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).

Обязывающий характер положений  ГАТТ проистекал для государств—учредителей из Протокола о временном применении ГАТТ от 30.10.47 г., а для присоединившихся впоследствии государств — из соответствующих  протоколов о присоединении.

Страны-участницы обязывались  соблюдать общие принципы I—IV и IX глав Гаванской хартии. В соответствии с Протоколом о временном применении ГАТТ положения части II (ст. III-XXIII) ГАТТ подлежали применению в максимальной степени, совместимой с национальным законодательством.

С 1 января 1948 года Протокол о временном применении ГАТТ вступил в силу. В дальнейшем развитие международной торговой системы осуществлялось в основном под влиянием ГАТТ, к которому постепенно присоединилась преобладающая часть государств. Развивалась и административная, политическая, правовая инфраструктура ГАТТ.

По окончании Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров  в рамках ГАТТ (сентябрь 1986  –  декабрь 1993 гг.) была учреждена Всемирная  торговая организация (ВТО). Соглашение об учреждении ВТО подписано в  г. Марракеше, Марокко, 15 апреля 1994 года 104 государствами.

С 1 января 1995 года ВТО начала свою деятельность. В течение 1995—1996 гг. ГАТТ и ВТО существовали параллельно. Затем страны— участницы ГАТТ вошли в ВТО, и ГАТТ окончательно стал составной частью ВТО. В настоящее время членами ВТО являются более 130 государств, еще около 30 государств, в том числе и Россия, находятся в процессе присоединения.

Соглашения, входящие в систему  ВТО, регулируют практически все  важнейшие аспекты международной  торговли: применение ПНБ и исключений из него, тарифных и нетарифных мер  регулирования, защитных мер, преференций  и др.

В рамках ВТО функционируют: Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИП, или ТРИПС), Соглашение по текстилю и одежде, Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение о правительственных закупках, Соглашение о гражданской авиатехнике, Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМ, или ТРИМС) и другие.

С принятием тем или  иным государством на себя обязательств по ГАТТ (ВТО) отпадает необходимость  регулировать ту же сферу взаимоотношений  с другими государствами-участниками  двусторонними торговыми договорами. Поэтому действие многих таких договоров  было либо приостановлено полностью  или частично, либо прекращено.

Если в системе ГАТТ преобладающая часть норм Генерального соглашения подлежала применению «в максимальной степени, совместимой  с национальным законодательством» (т. е. как бы закреплялся приоритет  внутреннего права по сравнению  с правилами ГАТТ), в системе  ВТО произошло усиление международно-правового  режима и обеспечивается приоритет  международно-правовых норм.

Кроме того, в системе  ВТО в результате заключения ряда соглашений произошла своего рода дифференциация существовавшего правопорядка. Так, в соответствии с Соглашением  о торговле гражданской авиатехникой страны-участницы отменили все таможенные пошлины, другие виды обложений, а также количественные ограничения импорта гражданской авиатехники, несовместимые с положениями ГАТТ.

В рамках Соглашения образовалась зона особых условий торговли гражданской  авиатехникой — фактически мировая зона свободной торговли одной группой товаров. ПНБ, действующий в ВТО, не гарантирует получения участниками ВТО тех преимуществ, которые вытекают из Соглашения о торговле гражданской авиатехникой. Условием получения этих преимуществ является обязательное присоединение к нему.

Таким образом, наряду с режимом  ГАТТ, появился международно-правовой режим Соглашения о торговле гражданской  авиатехникой (по его образцу могут возникнуть и другие соглашения). Впрочем, все эти «режимы» являются составной частью системы ВТО.

Схема 1. Современный этап МРТ

 

 

Выводы

1. Торговая политика любой  страны всегда есть противоречивый  набор принципов и аргументов  за свободную торговлю и аргументов, оправдывающих протекционизм в  интересах заинтересованных групп,  часто выдаваемых за общенациональные  интересы.

2. При очевидном общем  благотворном влиянии внешней  торговли на экономическое развитие  аргументы за свободную торговлю  могут быть сформулированы как  самостоятельная категория. К  наиболее общим из них относится  отрицательное воздействие протекционизма  на благосостояние. Наиболее наглядно  это видно на примере тарифа.

3. Другими отрицательными  последствиями протекционистских  мер являются угнетающее воздействие  на занятость, ухудшение платежного  баланса, подрыв торгового сотрудничества  и увеличение риска осложнения  торговых отношений, вплоть до  возникновения торговых конфликтов.

4. Одним из распространенных  и недоказуемых аргументов в  пользу применения протекционизма  является аргумент защиты и  стимулирования отечественного  производства. Наличие альтернативных  и менее дорогостоящих мер  стимулирования, например субсидирования  производства, при этом явно не  учитывается.

5. В этом же ряду  аргументов протекционистов находится  аргумент защиты молодых отраслей, который также оказывается неубедительным  из-за невозможности точно определить  отрасли с потенциальными сравнительными  преимуществами и ввиду риска  неэффективности их развития  в тепличных условиях.

6. Аналогичным образом  скорее теоретическое, чем практическое, значение имеет аргумент улучшения  условий торговли.

7. Более сложным и на  первый взгляд убедительным аргументом  применения протекционистских мер  является аргумент дефектов рыночного  регулирования. Однако и этот  аргумент подвергается серьезной  критике, в частности, по причине  того, что всегда имеется более  прямой и эффективный путь решения проблемы несовершенства рынка, а меры протекционизма оказываются лишь «вторым лучшим» средством.

8. Весьма распространенным  в мире является аргумент увеличения  доходов бюджета, однако столь  же широко распространено и  мнение, что фактическое использование  этого аргумента — удел развивающихся  стран и стран с переходной  экономикой, не имеющих отлаженной  системы сбора налогов.

9. Наряду с экономическими  аргументами защиты протекционистской  политики в современном мире  широкое хождение имеют и аргументы  внеэкономического характера, например  безопасность, обороноспособность, сохранение  культурных традиций и др. При  внимательном анализе способов  решения проблем, лежащих в  их основе, оказывается, что лучше  все-таки использовать экономические  рычаги, однако вне пределов торговой  политики.

Информация о работе Многостороннее регулирование международной торговли