Неграждане Эстонии и Латвии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:24, статья

Описание

В отличие от гражданина Эстонии, неграждане Эстонии не имеют права голосовать на выборах в Рийгикогу, быть избранными в него. Голосовать и быть избранными на выборах Европарламента, быть избранными в советы местных самоуправлений могут только граждане Эстонии и других стран ЕС, избирать советы местных самоуправлений — также «граждане третьих стран» (включая «лиц с неопределённым гражданством»), имеющие статус долговременного жителя или право постоянного проживания. Только граждане Эстонии и других стран ЕС могут состоять в политических партиях и создавать их. В 2011 году комитет по петициям Европарламента обсуждал петицию 3000 человек из Эстонии о предоставлении негражданам права участия в выборах Европарламента, но счёл, что вопрос находится вне компетенции Евросоюза.

Работа состоит из  1 файл

Неграждане Эстонии и Латвии.docx

— 50.02 Кб (Скачать документ)

Неграждане Эстонии — группа проживающих на территории Эстонской Республики бывших граждан Союза Советских Социалистических Республик, которые не получили гражданства Эстонской Республики при выходе Эстонии из состава СССР. Статус этих людей регулируется «Законом об иностранцах» Эстонской Республики от 1993 года.

В настоящее время большинство  этих лиц стали гражданами Эстонии, часть получила гражданство России или иной страны, остальные являются апатридами, официальное эстонское наименование — «лица с неопределенным гражданством»

Отличия в правах


В первые годы независимости Эстонии были приняты ряд законов, большая часть которых действует и в настоящее время, которые, по мнению авторов «Справочника российского соотечественника», накладывают на неграждан Эстонии несколько десятков дискриминационных ограничений.

Гражданские и  политические права

В отличие от гражданина Эстонии, неграждане Эстонии не имеют права голосовать на выборах в Рийгикогу, быть избранными в него. Голосовать и быть избранными на выборах Европарламента, быть избранными в советы местных самоуправлений могут только граждане Эстонии и других стран ЕС, избирать советы местных самоуправлений — также «граждане третьих стран» (включая «лиц с неопределённым гражданством»), имеющие статус долговременного жителя или право постоянного проживания. Только граждане Эстонии и других стран ЕС могут состоять в политических партиях и создавать их. В 2011 году комитет по петициям Европарламента обсуждал петицию 3000 человек из Эстонии о предоставлении негражданам права участия в выборах Европарламента, но счёл, что вопрос находится вне компетенции Евросоюза.

Эстония — одна из стран, где неграждане имеют право голосовать на местных выборах. Это право ограничено 5-летним цензом оседлости на территории местного самоуправления. Для граждан Эстонии и Европейского союза подобного ограничения нет. Однако в большинстве стран Европы, включая Германию, Францию, Великобританию, Италию, Грецию и Россию неграждане не имеют такого права вообще. В большинстве стран Евросоюза, однако, такие права предусмотрены.

В соответствии с Законом  ЭР «О ратификации Рамочной Конвенции  Совета Европы о защите национальных меньшинств», неграждане исключены из числа лиц, подпадающих под действие этой конвенции и не пользуются защитой в качестве национального меньшинства. Аналогичная норма содержится и в единственном «внутреннем» законе, посвященном национальном меньшинствам, — Законе о культурной автономии национального меньшинства.

Только для неграждан регистрация по месту жительства является обязательным условием для решения ряда проблем по реализации своих социально-экономических и политических прав.

Кроме того,

  • Получив гражданство, неграждане Эстонии, как и другие натурализованные граждане, лишены возможности иметь второе гражданство. Для граждан Эстонии по рождению такая возможность существует вследствие наличия в эстонской Конституции запрета на лишение их гражданства;
  • Неграждане ограничены в праве на свободное передвижение в результате того, что паспорт иностранца не признается большинством государств.
  • Неграждане ограничены в возможности безвизового въезда в ряд государств, которые имеют соглашения с Эстонией о безвизовом режиме (но могут свободно передвигаться по странам Шенгенского соглашения с некоторыми временными ограничениями);
  • Проживающие в Эстонии на основании временного вида на жительство неграждане обязаны регистрироваться в случае выезда из ЭР на срок свыше 183 дней, в случае не регистрации их вид на жительство аннулируется (п.3 ч.2 ст.14 Закона об иностранцах).

Социально-экономические  права

На неграждан Эстонии распространяются многочисленные ограничения на профессию, на приобретение недвижимости и ряд других.

Для неграждан, за исключением граждан стран ЕС, действуют ограничения на профессию. Они не имеют права занимать должности в государственных учреждениях и местных самоуправлениях (ст. 14 и 15 Закона о публичной службе от 25 января 1995; некоторые должности недоступны и гражданам других стран ЕС);

Кроме того, они не могут (некоторые  примеры):

  • служить в полиции, таможне, охране, нести исполнительную службу, быть прокурором, судьей, судебным заседателем, ректором университета, быть председателем и членом совета Банка Эстонии;
  • быть нотариусом (ч. 1 ст. 6 Закона о нотариате от 17 июня 1993);
  • быть судебным исполнителем (ч. 1 ст. 10 и ст. 50 Закона о судебных исполнителях)
  • быть патентным поверенным (ч. 1 ст. 14 Закона о патентных поверенных)
  • быть присяжным переводчиком (ч. 2 ст. 3 и ч. 3 ст. 12 Закона о присяжных переводчиках)
  • быть лицом, чьи рабочие обязанности связаны с авиационной безопасностью (ч. 2 ст. 24-3 Закона об авиации)
  • быть оператором центра управления судоходством (ч. 4 ст. 51 Закона о безопасности мореплавания)
  • быть лоцманом (ч. 2 ст. 58 Закона о безопасности мореплавания)
  • быть предпринимателем — физическим лицом, руководителем охраны или руководителем службы внутренней охраны, оказывающим охранные услуги (ч. 2 ст. 22 Закона об охранной деятельности)
  • быть адвокатом (ч. 1 ст. 23 Закона об адвокатуре Эстонии);

Существует также ряд  различий в миграционных правах, и  даже в случае натурализации бывший негражданин Эстонии имеет меньшие права, чем гражданин по рождению.

В 2006 году в докладе международной  правозащитной организации Amnesty International говорилось, что ограничения для неграждан, подобные запрету принимать их на государственную и муниципальную службу, негативно сказываются на возможности устроиться на работу представителям русскоязычного меньшинства и являются косвенной формой дискриминации русскоязычных.

Только эстонские граждане могут свободно распоряжаться своей  собственностью и быть правомочными субъектами приватизации, а лица, не обладающие эстонским гражданством, могут быть не допущены к участию  в приватизации. Только эстонский гражданин может покупать приватизационное имущество в рассрочку. При передаче иностранцу собственности на землю действуют ограничения, установленные соответствующим законом. Только достигшие 18 лет граждане Эстонии получили от государства дополнительные 10 лет трудового стажа на облигации народного капитала, основной приватизационный инструмент эпохи приватизации.

Социально-экономические  показатели у лиц без гражданства  существенно хуже, чем среди граждан  других государств и граждан Эстонии. В частности, по данным переписи 2000 года, среди экономически активных «лиц с неопределённым гражданством» было 22,1 % безработных, среди граждан РФ — 20,2 %, среди граждан ЭР — 12,1 %. В 2005 году уровень безработицы среди меньшинств составлял 12,6 %, среди эстонцев — 5,3 %. В 2009 году показатель затяжной безработицы среди «лиц с неопределённым гражданством» составил 5,7 %, среди граждан других стран — 5,6 % (среди граждан Эстонии — 3,3 %).

Неграждане Латвии (латыш. nepilsoņi) — около 290 000 (ранее около 700 000) человек, в основном жителей Латвии, не имеющих с 1991 г. гражданства ни одной страны, но имеющих специфический статус. С юридической точки зрения — субъекты закона от 12 апреля 1995 г. «О статусе граждан бывшего СССР, не имеющих гражданства Латвии или иного государства» — лица, которые не являются и не были гражданами никакого государства, кроме СССР, отвечающие таковым требованиям: «1 июля 1992 года они были вне зависимости от статуса указанной в прописке жилой площади прописаны на территории Латвии, или их последнее зарегистрированное место жительства до 1 июля 1992 года было в Латвийской Республике, или решением суда установлен факт того, что до упомянутой даты они не менее 10 лет непрерывно жили на территории Латвии», а также их дети, не получившие какого-либо гражданства. Cущественная часть неграждан родилась на территории Латвии.

Статус, различия в правах


Неграждане в латвийском праве отличаются от апатридов (лиц без подданства, лиц без гражданства (латыш. bezvalstnieki)) — лиц, не имеющих государственной принадлежности. В отличие от них неграждане, например, имеют латвийские паспорта (в отличие от изначально синих, а с 2007 г. красных гражданских, паспорта неграждан фиолетового цвета). По-английски в них неграждане обозначаются как иностранцы подлежат дипломатической защите Латвии за рубежом, обладают правом жить в Латвии, не запрашивая вида на жительство. Латвийская Республика обосновывает мнение, что неграждане не являются субъектами Конвенции о статусе апатридов 1954 г., утверждая, что они имеют большие права, чем субъекты данной конвенции[26]. УВКБ ООН не относит неграждан к числу субъектов Конвенции о статусе апатридов 1954 г., но включает их в свою статистику лиц без гражданства. Специальный докладчик ООН по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости обозначает неграждан Латвии как апатридов и ссылается на конвенцию 1961 года, рекомендуя Латвии пересмотреть условия натурализации. Латвийский омбудсмен Р. Апситис в 2008 году отметил, что «особый правовой статус» неграждан «сомнителен с точки зрения международного права».

Неграждане не имеют избирательных прав (в отличие от сходной группы неграждан Эстонии, также и на выборах самоуправлений), хотя могут состоять в латвийских партиях и делать им пожертвования. Ограничены они также в профессиональной деятельности: не могут служить в армии, правоохранительных органах, охране тюрем, работать чиновниками, адвокатами, нотариусами, фармацевтами, судебными заседателями, работниками Службы государственных доходов, и ЗАГСов и др. Также существуют ограничения в социальных и экономических правах: в приобретении недвижимости, в правах на приватизационные сертификаты (примерный аналог российских ваучеров), в подсчёте пенсионного стажа, в праве ношения оружия, в возможности обучения в некоторых вузах, в выезде без виз в ряд стран (до января 2007 г. — в том числе в большинство стран Европейского союза, Норвегию и Исландию). На 2010 год Латвийский комитет по правам человека насчитывает 79 различий между правами граждан и неграждан Латвии.

Для неграждан не устанавливалась воинская повинность, что долгое время отличало их от мужчин-граждан Латвии, однако с отменой её (последний призыв состоялся в конце 2005 г.) темпы натурализации не выросли, а замедлились.


Информация о работе Неграждане Эстонии и Латвии