Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:58, реферат
На практике условия об общей аварии включаются едва ли не во все чартеры и коносаменты. Правда, вместо подробного решения многочисленных связанных с общей аварией вопросов эти условия отсылают к специальным правовым актам об общей аварии - к Йорк - Антверпенским правилам /см. ниже/, иногда также к национальному законодательству той или иной страны. Кроме того, обычно указывается место, где должна распределяться общая авария. Кратность и фрагментарность условий договора морской перевозки груза, относящихся к общей аварии, не должна вводить в заблуждение. Именно эти условия чартера и коносамента являются в случае возникновения общей аварии главным юридическим основанием для последующего регулирования взаимоотношений судовладельца с грузовладельцами.
1. Понятие общей аварии. Правовые акты, регулирующие общую аварию 3
2. Основные виды общей аварии 10
3. Причины общей аварии и право на ее распределение 15
4. Распределение общей аварии 17
Список использованной литературы 22
ГОУВПО Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской
таможенной академии
кафедра
теории государства
и права
Р
Е Ф Е Р А
Т
по дисциплине
Международное
морское право
на
тему:
«Общая
авария»
Выполнил: слушатель
Санкт-Петербург
2010
Будучи одним из древнейших институтов морского права общая авария остается до наших дней едва ли не самым специфическим, необычным правовым институтом вообще. Поэтому о ней нельзя составить представление обращаясь к каким-либо аналогам в других областях человеческой деятельности, в иных отраслях права. Еще важнее второе обстоятельство. Дело в том, что правовые акты об общей аварии /см.о них ниже/, называя важнейшие случаи, в которых может быть признана общая авария, не дают их исчерпывающего перечня. И очень часто решить вопрос о том, имеет в конкретной ситуации или не имеет места общая авария, можно только на основе содержащихся в этих актах определения общей аварии. Сопоставление конкретных жизненных обстоятельств с таким абстрактным юридическим определением требует ясного понимания сущности общей аварии. Суть же ее состоит в следующем.
Нередко для того, чтобы избежать грозящей судну или грузу опасности, оказывается необходимым произвести расходы /уплатить вознаграждение спасателям, направить судно на время в порт-убежище и оплатить связанные с этим дополнительные затраты и т.п./ или даже пожертвовать каким-либо имуществом /например, выбросить часть груза для облегчения сидящего на мели судна, посадить тонущее судно на мель, повредив при этом его корпус, и т.д./. Смысл таких действий заключается в том, чтобы, пожертвовав меньшим /определенной денежной суммой, частью груза, целостностью корпуса судна и т.п./, спасти большее - основную часть участвующего в морской перевозке имущества, т.е. судна груза и фрахта, называемого иногда в совокупности "морским предприятием". Конечно, нельзя физически "спасти фрахт" в том смысле, в каком говорят о спасении груза и судна. Но поскольку по условиям договора перевозки фрахт находится на риске перевозчика либо грузовладельца /ч.1 ст.199 проекта КТМ/, спасение груза влечет и спасение фрахта /или права на его получение/ для одной из сторон договора перевозки.
Естественно, что подобные расходы и пожертвования влекут убытки для того участника перевозки, за счет которого они были произведены. Однако поскольку сделаны они были в общих интересах спасения всего "морского предприятия", было бы несправедливо полностью возложить все такие убытки только на того, кто их понес. Поэтому в морском праве установлено, что убытки, причиной которых явились расходы или пожертвования, произведенные в интересах общего спасения судна, груза и фрахта, подлежат распределению между всеми участниками перевозки пропорционально стоимости указанного имущества, принадлежащего каждому из них. Такие убытки в морском праве принято называть "общей аварией'. Здесь "авария" означает убытки, возникшие при морской перевозке. Именно в этом состоит точный юридический смысл понятия "общая авария", позволяющий говорить о "признании общей аварии". Хотя институт общей аварии исторически возник раньше договора морской перевозки и в российском морском праве оба эти института формально обособлены /например, глава VIII и XIII КТМ/, в действительности между ними существует неразрывная связь. Лица, в общих интересах которых производятся общеаварийные расходы и пожертвования и между которыми затем распределяется образовавшаяся сумма общей аварии, - это судовладелец и грузовладельцы, то есть участники договора морской перевозки грузов. Естественно, что от их согласованной в договоре воли и усмотрения прежде всего зависит, какими условиями и правилами будут определяться их взаимоотношения в случае возникновения общей аварии.
На практике условия об
общей аварии включаются едва
ли не во все чартеры и
коносаменты. Правда, вместо подробного
решения многочисленных
Йорк - Антверпенские правила об общей аварии были разработаны в Йорке /Англия, 1864 г./ и пересмотрены в Антверпене /1877 г./, откуда и произошло их название. Впоследствии Правила еще несколько раз пересматривались. В 1990 г. Международный морской комитет на конференции в Париже принял новый текст ст.6 Правил /"Спасение"/ и рекомендовал ссылаться на их измененную таким образом редакцию как на "Йорк-Антверпенские правила 1974 г., измененные в 1990г.
Йорк- Антверпенские правила представляют собой подробный свод постановлений относительно того, какие убытки могут считаться общей аварией и как должен определяться их размер. Своеобразие Йорк- Антверпенских правил состоит в том, что они являются не законом и не международным договором, а лишь кодифицированным единообразными обычаями международного мореплавания.
Йорк - Антверпенские правила сами по себе не имеют никакой обязательной силы. Их применение зависит в каждом конкретном случае от включения условий об этом в коносамент, чартер или аварийную подписку / бонд /. На практике почти все проформы коносаментов и чартеров, употребляемые в международном торговом мореплавании, такое условие содержат. В некоторых случаях необходимость применения Йорк - Антверпенских правил вытекает из национального законодательства. Широкое признание и применение участниками договоров морской перевозки грузов в своих отношениях Йорк - Антверпенских правил очень существенно ограничило случаи, когда возникает необходимость применения к этим отношениям национального законодательства той или иной страны об общей аварии. Тем не менее есть две области отношений связанных с общей аварией, для регулирования которых национальное законодательство продолжает сохранять значение.
Во-первых, нельзя полностью
исключить возможность
Во-вторых, Йорк- Антверпенские правила
вообще не регламентируют
В России процедура распределения общей аварии определена ст.246-251 КТМ. Детали этого порядка определены Положением об Ассоциации диспашеров и порядке составления диспаш, утвержденным на основании ст.246 КТМ. Президиумом Торгово-промышленной палаты 18 января 1990 г. Все эти правила применяются в случаях, когда общая авария распределяется в России, и не могут быть изменены соглашением участников договора.
Как сказано в Йорк - Антверпенских правилах 1974 г., общая авария "имеет место тогда и только тогда, когда намеренно и разумно произведены чрезвычайные пожертвования или понесены чрезвычайные расходы ради общей безопасности, с целью предохранения от опасности имущества, участвующего в общем морском предприятии" /правило "А"/. Также по смыслу, но в редакционно более точной формулировке определена общая авария и КТМ, где под ней понимаются "убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимого на судне груза от общей для них опасности" /ч.1 ст.232/.
Из этого определения видно,
что для признания каких-либо
возникших при перевозке
т.е. когда
действия экипажа лишь ускорили
наступление неотвратимых убытков.
Поэтому, в частности, не признаются
общей аварией убытки, понесенные "из-за
обрубания обломков или частей
судна, которые в результате аварии
уже были снесены или фактически утрачены"
/п.3 ст.238 КТМ/. Судовладелец или его
служащие, которые производят расходы
или пожертвования в интересах общего
спасения судна и груза, даже если они
непосредственно расходуют лишь средства
и имущество судовладельца, действуют
в конечном счете также и за счет
грузовладельцев, поскольку вызванные
этим убытки подлежат распределению между
всеми участниками перевозки. Чтобы
интересы других участников перевозки
не пострадали от нерасчетливых, опрометчивых,
неквалифицированных и других подобных
действий капитана или других служащих
судовладельца, и установлено правило
о том, что только разумные расходы и пожертвования
могут быть признаны общей аварией.
Вопрос о том, какие расходы и пожертвования
могут считаться разумными, должен
решаться в каждом случае с учетом
всех конкретных обстоятельств. Когда
для избавления судна и груза от общей
для них опасности имеется несколько
путей, разумным, как правило, должен
считаться тот, который позволяет спасти
наибольшую по стоимости часть имущества
с наименьшими затратами. Чрезвычайный
характер расходов и пожертвований
означает, что они не относятся
к обычным расходам по эксплуатации судна,
которые необходимо разумно предвидеть
перед началом рейса. Не всякие
намеренные и разумные расходы, вызванные
осложнением условий плавания и направленные
на избежание опасностей судоходства,
могут рассматриваться как чрезвычайные.
Например, перерасход топлива из-за
шторма не носит чрезвычайного
характера. Равным образом, " когда судно
находится на плаву, никакие потери или
убытки, причиненные работой его двигателей
или котлов, ни при каких обстоятельствах
не возмещаются как общая авария "/п.4.ст.238
КТМ/. Напротив, такие расходы, как
оплата услуг спасателей или расходы из-за
захода судна порт-убежище, убытки от
тушения пожара на судне или намеренной
посадки судна на мель не входят
в круг обычных эксплуатационных
расходов перевозчика, т.е. являются чрезвычайными.
В современных условиях судоходства
считавшиеся когда-то