Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 22:01, реферат
Во время написания реферата я нашла много интересной литературы, не всегда написанной с правовой точки зрения. Все авторы пишут по-разному, особенно отличаются работы русских и зарубежных авторов. О различии мнений между авторами будет написано в главах реферата.
Помимо книг, помощь в написании реферата оказали семинары по дисциплине «Международные гуманитарные связи», на которых мы анализировали международное гуманитарное, уголовное право, права человека, право международных организаций (ООН, ОБСЕ, Совет Европы и т.д. и международные неправительственные организации).
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ
ИНСТИТУТ
Кафедра
Теории
и истории права и государства
Реферат
Студентки II курса группы 2201
Бондарь
Елены
Общая характеристика международного публичного права
Ст. преподаватель,
канд.юрид.наук,
Дорский Г.Ю.
Санкт-Петербург
2011
Моя работа посвящена теме «Общая характеристика международного публичного права». Эту тему я выбрала неслучайно – мне эта тема очень интересна и в дальнейшем я не раз буду сталкиваться с отраслями международного права. Поэтому я решила детально изучить эту тему, проанализировать предмет и отрасли международного права и обобщить свои выводы в своем реферате.
Во время написания реферата я нашла много интересной литературы, не всегда написанной с правовой точки зрения. Все авторы пишут по-разному, особенно отличаются работы русских и зарубежных авторов. О различии мнений между авторами будет написано в главах реферата.
Помимо книг, помощь в написании реферата оказали семинары по дисциплине «Международные гуманитарные связи», на которых мы анализировали международное гуманитарное, уголовное право, права человека, право международных организаций (ООН, ОБСЕ, Совет Европы и т.д. и международные неправительственные организации).
Понятие международного права сформировалось еще в эпоху Римской империи. Тогда оно называлось «правом народов» (jus gentium). Римляне называли право народов естественным правом, поскольку оно признано и применяется всеми цивилизованными нациями, объединениями в государстве1.
И. Кант предложил переводить термин gentium как «право государств» (jus publicum civitatum). Но еще до Канта межгосударственное право называли международным правом (international law, droit international, diritto international).
Заметный вклад в развитие международного права внесли труды зарубежных ученых Гуго Гроция (1583-1645), Самуэля фон Пуффендорф (1632-1694), Эмериха фон Ваттеля (1714-1767), Георга Гегеля (1770-1831), Иммануила Канта (1724-1804), а также российских юристов-международников Фридриха Мартенса (1845-1909), Льва шаланда (1868-1919), Владимира Грабаря (1865-1956), Василия Незабитовского (1824-1883).
По определению Мартенса, международное право – это совокупность юридических норм, определяющих условия достижения народами своих жизненных целей в сфере взаимных отношений2.
В начале XX века П. Е. Казанский полагал, что международное право является совокупностью правовых начал, определяющих взаимные отношения государств и международных сообществ и гражданские права иностранцев3.
По мнению французского профессора Ги Аньеля, международное право есть совокупность норм и институтов, предназначенных управлять международным сообществом4.
Только после Второй мировой войны международное право как правовая система разделилась на 2 части: международное публичное право и международное частное право. Эти термины были закреплены 11 декабря 1946 года в «резолюции Генеральной Ассамблеи ОНН о прогрессивном развитии международного права и его кодификации», а также в Статуте Международного суда ООН.
Основной функцией международного публичного права является управление деятельностью субъектов в соответствующих отраслях международных отношений. По данному вопросу в литературе выражены различные точки зрения.
Еще в конце XIX века Мартенс считал, что международное право должно управлять международной деятельностью государств5.
В начале XX века О. Эйхельман отмечал, что международное право организует международные отношения6.
В советской литературе международному праву отводилась координирующая роль.
Следует сделать вывод, что международное публичное право можно определить как систему обязательных норм, выраженных в источниках, признанных субъектами этого права; источники, через которые осуществляется управление международным сотрудничеством, являются общепризнанным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного.
Международное публичное право имеет свои отрасли, регулирующие более или менее автономные виды международных отношений. Но до сих пор нет единой, общепризнанной системы его отраслей и институтов.
По определению из учебника МГЮА, современное международное право состоит из следующих отраслей:
Ряд отраслей международного права находится в процессе активного становления, например, международное трудовое, аграрное, энергетическое, транспортное, интеллектуальное, атомное права.
Согласно общей теории права под источниками права понимается способ закрепления правовых велений или способ выражения «возведенной в закон воли господствующего класса», или в нашем случае, источник – это способ выражения воли субъектов международного права.
Официальный характер источникам международного права придается двумя способами:
Сами источники можно разделить на основные, производные (вторичные) и вспомогательные. О них подробней.
Основные источники международного права.
Согласно статье 38 Статута Международного суда ООН сюда входят международные договоры, международно-правовые обычаи и общие принципы права.
В соответствии со статьей 38 Статута Международный суд при решении переданных ему споров применяет «международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами».
Российская доктрина международного права считает основным средством создания норм современного международного права международный договор.
Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Источником международного публичного права являются только правообразующие договоры, которые «предусматривают новые общие нормы будущего международного поведения или же подтверждающие, определяющие или отменяющие существующие обычные или конвенционные нормы общего характера»7.
В настоящее время по своему удельному весу договорные нормы занимают основное место в международном праве.
Согласно Статуту Международный суд применяет «международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы».
По мнению Мартенса, международными обычаями являются те правила и порядки, которые устанавливаются в международных отношениях на основании постоянного и однообразного применения их к одинаковым по существу своему случаям8.
Доказательством существования обычая, например, являются дипломатическая переписка, политические заявления, сообщения для прессы и др.
Согласно Статуту Международный суд в решении споров применяет «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».
Источником
международного права являются только
общие принципы права, которые являются
общими как для национальных правовых
систем, так и для системы
Произвольные источники международного права.
К ним относятся резолюции и решения межправительственных организаций. Они являются новым источником международного права.
Резолюции обычно касаются внутренней жизни организации, но некоторые правила и стандарты становятся обязательными для государств-членов.
Многие
ученые считают, что некоторые резолюции
Генеральной Ассамблеи ОНН
Вспомогательные источники международного права.
Ими являются судебные решения, доктрины и односторонние акты государств.
В Статуте указано, что Суд должен применять «судебные решения в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».
Р. Хиггинс безоговорочно считает решения международных и внутригосударственных судов источником международного права9.
То есть, источником международного права являются не только решения Международного суда ООН, но и решения других международных и региональных судов, а также решения и национальных судов.
Например, Европейский суд по правам человека в 2003 году обязал Правительство РФ выплатить Тамаре Ракевич 3000 евро в качестве компенсации морального ущерба, так как по отношению к ней были нарушены положения ст. 5 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Ее принудительно отправили в психиатрическую больницу. Эта статья Конвенции устанавливает, что для ограничения свободы лица необходимы предусмотренные законом или Конвенцией основания и что вопрос о лишении или ограничении свободы должен незамедлительно решаться судом. Поскольку РФ является участницей Конвенции 1950 года, то исполнение вынесенного решения в Страсбурге повлекло за собой внесение изменений в Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» 1992 года10.
Информация о работе Общая характеристика международного публичного права