Общепризнанные принципы и нормы международного прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 17:17, доклад

Описание

Выражение "общепризнанные принципы и нормы международного права" не являются случайным или произвольным словосочетанием, употребленным в нашей Конституции. Это устоявшийся международно-правовой термин, который получил достаточное распространение как в международных, так и во внутригосударственных правовых актах. Кон¬ституции разных стран, международные договоры и другие международ¬ные акты прибегают к подобной или похожей формуле, которая для сво¬его эффективного применения нуждается в раскрытии ее норматив¬но-правового содержания.

Работа состоит из  1 файл

ВЕСТН.doc

— 61.00 Кб (Скачать документ)

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. II, ПРАВО 1997. № 3 
А. Н. Талялаев, доктор юридических наук, профессор 
ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА (конституционное закрепление термина) 
В последнее время внимание юристов — и теоретиков, и практи¬ков — все больше привлекает термин "общепризнанные принципы и нормы международного права". Не в последнюю очередь это связано с 
принятием в 1993 г. Конституции Российской Федерации, где указанный термин встречается несколько раз. 
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, "общепризнанные принципы и нормы международного права" являются составной частью правовой системы России. В соответствии с "общепризнанными принципами и нормами международного права" в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (ст. 17, ч. 1) и права коренных малочисленных народов (ст. 69). Нормы международного права наряду с законом определяют осуществление Российской Федера¬цией суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ (ст. 67, ч. 2). 
Выражение "общепризнанные принципы и нормы международного права" не являются случайным или произвольным словосочетанием, употребленным в нашей Конституции. Это устоявшийся международно-правовой термин, который получил достаточное распространение как в международных, так и во внутригосударственных правовых актах. Кон¬ституции разных стран, международные договоры и другие международ¬ные акты прибегают к подобной или похожей формуле, которая для сво¬его эффективного применения нуждается в раскрытии ее норматив¬но-правового содержания. 
Было бы неправильным также считать, что термин "общепризнацные принципы и нормы международного права" обязан своим появлением после¬военным конституциям только социалистических государств, где, как, напри¬мер, в ст. 5 Конституции ГДР 1949 г., говорилось, что "общепризнанные нормы международного права обязывают государственную власть и каждого гражданина"'. Данное выражение скорее всего было заимствовано еще из Веймарской конституции Германии 1919 г. В ней уже тогда предусматрива¬лось, что "общепризнанные нормы международного права действуют как обязательная составная часть германского имперского права" (ст. 4)^. Впо¬следствии, после второй мировой войны, такие или сходные формулировки появились в конституциях ряда государств Европы. 
В статье 25 Основного закона ФРГ 1949 г. устанавливается: "Общие нормы международного права являются составной частью федерального права. Они приобретают приоритет перед законами и порождают права и обязанности непосредственно для жителей федеральных областей"^. 
По Конституции Италии 1947 г. ее правовой статус "согласуется с общепризнанными нормами международного права" (ст. 10). 
В Конституции Греции 1975 г. сказано: "В соответствии с общепри¬знанными принципами международного права Греция выступает за упро- 
' Deutsche Verfassungen. MUnchen, 1965. S. 156. ' Ibid. S. 77. 'Ibid.S. 116. 
66 
чение мира и справедливости, а также за развитие дружеских отношений между народами и государствами" (ст. 2, п. 2). Согласно этой Конститу¬ции, "общепризнанные нормы международного права... являются состав¬ной частью внутреннего греческого права и имеют высшую юридическую силу по отношению ко всякому противоположному положению закона" (ст. 28, п. 1). 
Приверженность нормам международного права отражена в преам¬буле Конституции Франции 1946 г. и подтверждена Конституцией этой страны 1958 г. 
Формула "общепризнанные принципы и нормы международного права" используется и в международноцравовых документах. 
В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами в соответствии с Уста¬вом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., в частно¬сти, говорится, что "каждое государство обязано добросовестно выпол¬нять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права", а также "обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права". 
В Декларации Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 г. тоже содержится похожая формулировка: "Государства-участники будут добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву, как те обязательства, которые вытекают из общепризнанных принципов и норм международного права, так и те, которые вытекают из соответст¬вующих международному праву договоров или других соглашений, уча¬стниками которых они являются". 
Таким образом, термин "общепризнанные принципы и нормы меж¬дународного права", который употребляется в Конституции России, не является искусственным плодом изобретения ее творцов. Конституция РФ и здесь восприняла и отразила прогрессивный опыт многих госу¬дарств, закрепленный и в конституциях, и в международных обязательст¬вах этих государств. Будучи включенными в их правовые системы, обще¬признанные принципы и нормы международного права становятся спе¬цифическим регулятором и внутригосударственных отношений. 
Как видно из приведенных формулировок, рассматриваемый термин встречается в нескольких вариантах: "общепризнанные принципы и нор¬мы международного права" (это наиболее развернутая формулировка) либо "общепризнанные принципы", "общепризнанные нормы", "общие нормы международного права" (сокращенные формы). В научной литера¬туре употребляются также выражения "основные принципы международ¬ного права", "общие принципы права" и другие, но они имеют несколько иное содержание, о чем речь пойдет дальше. 
Однако во всяком случае едва ли будет правильным считать, что в международном праве существуют только общепризнанные нормы, а принципов нет* или что этот термин на международном уровне не упот¬ребляется^ 
Принципы международного права — такая же объективная реаль¬ность, закрепленная в международных и внутригосударственных право¬вых актах, как и нормы этого права. Например, в Декларации о государ¬ственном суверенитете 12 июня 1990 г. Россия заявила "о своей привер¬женности общепризнанным принципам международного права и готовно¬сти жить со всеми странами и народами в мире и согласии...". 
Разница между принципами и другими нормами заключается лишь в степени их обобщенности и юридической силы. Принципы международ¬ного права — это наиболее общие нормы, которые обладают высшей степенью нормативной обобщенности. Такое понимание подтверждается и международной практикой государств. В решении Международного суда по спору между США и Канадой о границе в заливе Мэн определе¬но, что слова "принципы и нормы" выражают одну и ту же идею, а ийен-но термин "принципы" означает правовые принципы, т. е. "он включает нормы международного права", и что "употребление термина "прин¬ципы" оправданно, поскольку речь идет о более общих и фундаменталь¬ных нормах'". В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1946 г. сказано, что принципы, изложенные в Уставе Нюрнбергского трибунала и нашедшие свое выражение в его приговоре, являются прин¬ципами "международного права"^

В свете сказанного едва ли можно согласиться, с мнением  о том, что формулировка "общепризнанные принципы и нормы международного права" "по существу отрицает нормативный, юридически обязательный характер принципов  международного права"*. Употребление же в этом устойчивом словосочетании соединительного союза "и", а не раздели¬тельного "или" имеет целью сказать, что нормы международного пра¬ва — понятие более широкое, чем его принципы. 
Таким образом, принципы, как было отмечено, представляют собой нормы международного права, но обладающие высшей степенью обоб¬щенности и нормативности; они предопределяют содержание других, более конкретных норм. Ввиду этого нормативное содержание принци¬пов не всегда бывает просто установить, и иногда тот или иной элемент 
* См.: Собаки н В.К. Выступление на XXXVIII собрании РАМП 1995 г. // Мос¬ковский журнал международного права. 1995. № 4.С. 154. 
' Там же. 1996. №3. С. 255. ' I.C.J. Reports... 1984. P. 288—290 (цит. по: Международное право / Под ред. 
Г.И. Тункина. М.,]!994.С. 106). " Док. ООН А 195(1). 1946. 11 дек. * Московский журнал международного права. 1995. №2. С. 17. 
их многогранного содержания проявляется лишь при рассмотрении суда¬ми конкретных дел. 
Относительно эпитета "общепризнанные" можно сказать, что в дан¬ном случае речь идет об общеобязательном характере указанных норм. Общепризнанные принципы и нормы международного права разделяются мировым сообществом государств и рассматриваются в качестве обяза¬тельных для всех или почти всех государств мира. Особое место среди них занимают основные принципы права. 
Основные принципы — это наиболее важные общепризнанные им¬перативные нормы международного права. К ним следует отнести непри¬менение силы или угрозы силой в отношениях между государствами, мирное урегулирование международных споров, уважение суверенитета и суверенное равенство государств, невмешательство в их внутренние дела, целостность и неприкосновенность государственной территории, уваже¬ние прав и свобод человека, равноправие и самоопределение народов, сотрудничество государств, добросовестное выполнение международных обязательств и норм международного права. Основные принципы состав¬ляют наиболее устойчивое его ядро и являются критерием международ¬ной законности. Все международные договоры и обычаи, для того чтобы быть юридически действительными и обязательными, должны соответст-' вовать основным принципам международного права. Что касается терми¬на "общие принципы права", который употреблен ст. 38 Статута Между¬народного суда, то, как показывает анализ, здесь имеются в виду не толь¬ко и не столько правовые принципы, общие для национальных правовых систем, сколько общепризнанные принципы и нормы международного права. 
В отличие от региональных, партикулярных норм и норм двусто¬ронних договоров, общепризнанные принципы и нормы международного права образуют так называемое общее международное право. Несмотря на их численное меньшинство состоящее из них общее международное право является фундаментом всей системы современного международно¬го права с его отраслями, подотраслями и институтами^ 
По своей форме общепризнанные нормы и принципы международ¬ного права могут носить обычноправовой или' догоВорноправовой (конвенционный) характер. Многие из них возникли в ходе длительного применения государствами как обычноправовые нормы. Раньше таких норм в международном праве было большинство, поскольку обычай яв¬лялся не только основным, но и главным источником международного права. Но затем, когда возобладал международный договор, они были восприняты или созданы заново международными договорами, став дого-ворноправовыми нормами. Некоторые из общепризнанных принципов и норм международного права и по сей день остаются обычноправовыми либо носят смешанный характер (для одних государств они обязательны в 
70 
силу заключенного ими международного договора, для других, не участ¬вующих в договоре государств являются обычноправовыми нормами). Однако было бы неправильным считать, что в качестве основной формы общепризнанных принципов и норм международного права по-прежнему служит обычноправовая форма, форма международного обычая, как ино¬гда утверждают". 
Основными формами этих принципов и норм являются две, точнее три: договорная, обычная и смешанная, что соответствует роли междуна¬родного права и обычая как основных источников современного между¬народного права. И если исходить из концепции равной обязательности норм договоров и обычаев, то можно согласиться с И. И. Лукашуком в том, что в случае коллизии с российским законом общепризнанные прин¬ципы и нормы международного права в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ должны обладать тем же приматом, что и международные договоры Рос¬сийской Федерации'". 
Сложность применения общепризнанных принципов и норм между¬народного права объясняется тем, что они не зафиксированы в ка¬ком-либо одном международном акте, а разбросаны по многочисленным договорам и обычаям, поскольку в международном праве нет кодексов, подобных тем, которые существуют во внутреннем праве государств. Даже основные принципы международного права не кодифицированы, отчего их число и формулировки в разных международных актах неиден¬тичны. Так, в упомянутой Декларации 1970 г. их семь, в то время как..в Хельсинкском заключительном акте — десять, причем совпадающие по содержанию принципы в обоих документах имеют неодинаковые словес¬ные формулировки. 
Правда, некоторые ученые своеобразным кодексом общепризнан¬ных, прежде всего основных, принципов и норм международного права признают Устав ООН как главный международный договор современно¬сти, в котором принимают участие почти все суверенные государства мира. Другие видят в Качестве такового универсальные многосторонние договоры, действующие в отдельных отраслях международного права: Конвенцию ООН по морскому праву (для международного морского права). Венскую конвенцию о праве международных договоров (для ме¬ждународного договорного права), конвенции о законах и обычаях войн (для международного гуманитарного права) и т. д. Все же подавляющее большинство общепризнанных принципов и норм международного права имеет своим источником и другие многочисленные международные дого¬воры и обычаи.

" См.: Лукашук И.И.  Выступление по проблеме "Российская  правовая система и международное  право" // Государство и право. 1996. № 3. С. 25. 
'" Там же. 
Чтобы облегчить трудности при их применении внутри правовой системы, в некоторых государствах предусмотрено обращение к консти¬туционному суду. Например, согласно п. 2 ст. 10 Основного закона ФРГ, "если в связи с судебным делом возникает сомнение в том, является ли какая-либо норма международного права частью федерального права и создает ли она непосредственно права и обязанности для отдельных лиц (ст. 25), Суд должен прибегнуть к решению Федерального конституцион¬ного суда". 
В российской Конституции подобной обязывающей нормы нет. Од¬нако в Законе о Конституционном суде 1994 г. предусмотрено право по¬следнего давать толкование Конституции РФ. Очевидно, что вопрос о ее толковании может возникнуть и в отношении термина "общепризнанные принципы и нормы международного права", причем такое толкование будет официальным и обязательным для всех органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий и учреждений, должност¬ных лиц, граждан и их объединений (ст. 106 Федерального закона о Кон¬ституционном суде Российской Федерации). 
В процессе деятельности государственных органов может возник¬нуть вопрос: каким образом общепризнанные принципы и нормы между¬народного права могут и должны применяться и осуществляться на прак¬тике? 
Конституция Российской Федерации имеет прямое действие (ч. 1 ст. 15). Это означает, что Конституция не является декларацией, которая нуждается в своем подтверждении всякий раз каким-либо законами, пра¬вительственными или ведомственными актами либо инструкциями и т. п. На это обратил, в частности, внимание специальный пленум Верховного суда РФ в своем постановлении № 8 от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия". Закрепленное в Конституции положение о высшей юридической силе и прямом ее действии, говорится в Постанов¬лении, означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбиратель¬стве судебных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации; при этом суды, осуществляя правосудие, должны исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, предусмотренные в международных пактах, конвенциях и иных докумен¬тах (в частности, во Всемирной декларации прав человека, в междуна¬родных пактах о правах человека), и международные договоры Россий¬ской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции со¬ставной частью российской правовой системы (п. 5 Постановления)". 
Указание Конституции РФ на ее прямое действие нельзя понимать абсолютно. Оно не избавляет органы государственной власти во многих случаях от необходимости конкретизации конституционных положений в текущем законодательстве как материального, так и процессуального характера, и это нередко предусматривается в самой Конституции (ст. 6, 25 и др.). Важно, однако, чтобы такая конкретизация не вступала в проти¬воречие с положениями Конституции РФ. 
Как говорилось, в международном праве нет единого нормативного акта, в котором исчерпывающим образом перечислялись бы упоминае¬мые в Конституции его общепризнанные принципы и нормы, хотя бы основные из них. Но именно принципы как наиболее общие международ-ноправовые нормы нуждаются в конкретизации. На международном уровне это достигается путем заключения государствами международных договоров по конкретным вопросам. В масштабах государства это могут делать государственные органы, в частности суды. применяя общепри¬знанные принципы и нормы международного п^ка в каждом конкретном случае. Одновременно они обязаны \иановить общепризнанность ука¬занных норм, для чего должны рассмотреть различные "свидетельства" либо доказательства закрепления международным сообществом госу¬дарств того или иного принципа в качестве общепризнанной нормы меж¬дународного права. Исследуя данный вопрос, нужно использовать поло¬жения ст. 38 Статута Международного суда ООН, где перечисляются источники, которыми руководствуется Суд, решая переданные ему спо¬ры. В числе таких источников международные конвенции, т. е. договоры, общие и специальные, устанавливающие определенно признанные спо¬рящими государствами правила, а также международные обычаи, высту¬пающие как "доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы", и др. Соответственно правоохранительные и иные государственные органы России, применяя на основании ч. 4 ст. 15 Кон¬ституции общепризнанные принципы и нормы международного права при рассмотрении конкретных вопросов, тоже должны исследовать дока¬зательства существования всеобщей практики р признания этой практики юридически обязательной для себя государствами мирового сообщест¬ва'^. 
Надежным свидетельством того, что международноправовая норма относится к общепризнанной, служит ее присутствие в действующем универсальном многостороннем договоре с участием подавляющего большинства государств мира (сейчас их около 200, в том числе 185 членов ООН). Можно утверждать, что в этом случае налицо презумп¬ция всеобщего признания государствами нормы международного права в 
" Бюллетень Верховного суда РФ. 1996. № 1. С. 4. 
" Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М..1994. С. 117. 
73 
качестве обязательной. Причем нужно иметь в виду, что и для тех госу¬дарств, в отношении которых универсальный международный договор еще не вступил в силу, указанная норма международного права может быть обязательной вследствие одностороннего признания ее государст¬вом в качестве таковой или как обычноправовая норма. 
При решении вопроса об обязательности для России той или иной нормы международного договора нужно установить прежде всего, явля¬ется ли Россия участником данного договора, т. е. вступил ли он для нее в силу. Только при таком условии международный договор и содержащие¬ся в нем нормы международного права обязательны для Российской Фе¬дерации и становятся частью ее правовой системы. 
Поступила в редакцию 12.02.97

Информация о работе Общепризнанные принципы и нормы международного прав