Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 17:17, доклад
Выражение "общепризнанные принципы и нормы международного права" не являются случайным или произвольным словосочетанием, употребленным в нашей Конституции. Это устоявшийся международно-правовой термин, который получил достаточное распространение как в международных, так и во внутригосударственных правовых актах. Кон¬ституции разных стран, международные договоры и другие международ¬ные акты прибегают к подобной или похожей формуле, которая для сво¬его эффективного применения нуждается в раскрытии ее норматив¬но-правового содержания.
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР.
II, ПРАВО 1997. № 3
А. Н. Талялаев, доктор юридических наук,
профессор
ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО
ПРАВА (конституционное закрепление термина)
В последнее время внимание юристов —
и теоретиков, и практи¬ков — все больше
привлекает термин "общепризнанные
принципы и нормы международного права".
Не в последнюю очередь это связано с
принятием в 1993 г. Конституции Российской
Федерации, где указанный термин встречается
несколько раз.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, "общепризнанные
принципы и нормы международного права"
являются составной частью правовой системы
России. В соответствии с "общепризнанными
принципами и нормами международного
права" в Российской Федерации признаются
и гарантируются права и свободы человека
и гражданина (ст. 17, ч. 1) и права коренных
малочисленных народов (ст. 69). Нормы международного
права наряду с законом определяют осуществление
Российской Федера¬цией суверенных прав
и юрисдикции на континентальном шельфе
и в исключительной экономической зоне
РФ (ст. 67, ч. 2).
Выражение "общепризнанные принципы
и нормы международного права" не являются
случайным или произвольным словосочетанием,
употребленным в нашей Конституции. Это
устоявшийся международно-правовой термин,
который получил достаточное распространение
как в международных, так и во внутригосударственных
правовых актах. Кон¬ституции разных стран,
международные договоры и другие международ¬ные
акты прибегают к подобной или похожей
формуле, которая для сво¬его эффективного
применения нуждается в раскрытии ее норматив¬но-правового
содержания.
Было бы неправильным также считать, что
термин "общепризнацные принципы и
нормы международного права" обязан
своим появлением после¬военным конституциям
только социалистических государств,
где, как, напри¬мер, в ст. 5 Конституции
ГДР 1949 г., говорилось, что "общепризнанные
нормы международного права обязывают
государственную власть и каждого гражданина"'.
Данное выражение скорее всего было заимствовано
еще из Веймарской конституции Германии
1919 г. В ней уже тогда предусматрива¬лось,
что "общепризнанные нормы международного
права действуют как обязательная составная
часть германского имперского права"
(ст. 4)^. Впо¬следствии, после второй мировой
войны, такие или сходные формулировки
появились в конституциях ряда государств
Европы.
В статье 25 Основного закона ФРГ 1949 г. устанавливается:
"Общие нормы международного права
являются составной частью федерального
права. Они приобретают приоритет перед
законами и порождают права и обязанности
непосредственно для жителей федеральных
областей"^.
По Конституции Италии 1947 г. ее правовой
статус "согласуется с общепризнанными
нормами международного права" (ст.
10).
В Конституции Греции 1975 г. сказано: "В
соответствии с общепри¬знанными принципами
международного права Греция выступает
за упро-
' Deutsche Verfassungen. MUnchen, 1965. S. 156. ' Ibid. S. 77. 'Ibid.S.
116.
66
чение мира и справедливости, а также за
развитие дружеских отношений между народами
и государствами" (ст. 2, п. 2). Согласно
этой Конститу¬ции, "общепризнанные
нормы международного права... являются
состав¬ной частью внутреннего греческого
права и имеют высшую юридическую силу
по отношению ко всякому противоположному
положению закона" (ст. 28, п. 1).
Приверженность нормам международного
права отражена в преам¬буле Конституции
Франции 1946 г. и подтверждена Конституцией
этой страны 1958 г.
Формула "общепризнанные принципы и
нормы международного права" используется
и в международноцравовых документах.
В Декларации о принципах международного
права, касающихся дружественных отношений
между государствами в соответствии с
Уста¬вом Организации Объединенных Наций
от 24 октября 1970 г., в частно¬сти, говорится,
что "каждое государство обязано добросовестно
выпол¬нять свои обязательства, вытекающие
из общепризнанных принципов и норм международного
права", а также "обязательства, вытекающие
из международных договоров, действительных
согласно общепризнанным принципам и
нормам международного права".
В Декларации Хельсинкского заключительного
акта СБСЕ 1975 г. тоже содержится похожая
формулировка: "Государства-участники
будут добросовестно выполнять свои обязательства
по международному праву, как те обязательства,
которые вытекают из общепризнанных принципов
и норм международного права, так и те,
которые вытекают из соответст¬вующих
международному праву договоров или других
соглашений, уча¬стниками которых они
являются".
Таким образом, термин "общепризнанные
принципы и нормы меж¬дународного права",
который употребляется в Конституции
России, не является искусственным плодом
изобретения ее творцов. Конституция РФ
и здесь восприняла и отразила прогрессивный
опыт многих госу¬дарств, закрепленный
и в конституциях, и в международных обязательст¬вах
этих государств. Будучи включенными в
их правовые системы, обще¬признанные
принципы и нормы международного права
становятся спе¬цифическим регулятором
и внутригосударственных отношений.
Как видно из приведенных формулировок,
рассматриваемый термин встречается в
нескольких вариантах: "общепризнанные
принципы и нор¬мы международного права"
(это наиболее развернутая формулировка)
либо "общепризнанные принципы",
"общепризнанные нормы", "общие
нормы международного права" (сокращенные
формы). В научной литера¬туре употребляются
также выражения "основные принципы
международ¬ного права", "общие принципы
права" и другие, но они имеют несколько
иное содержание, о чем речь пойдет дальше.
Однако во всяком случае едва ли будет
правильным считать, что в международном
праве существуют только общепризнанные
нормы, а принципов нет* или что этот термин
на международном уровне не упот¬ребляется^
Принципы международного права — такая
же объективная реаль¬ность, закрепленная
в международных и внутригосударственных
право¬вых актах, как и нормы этого права.
Например, в Декларации о государ¬ственном
суверенитете 12 июня 1990 г. Россия заявила
"о своей привер¬женности общепризнанным
принципам международного права и готовно¬сти
жить со всеми странами и народами в мире
и согласии...".
Разница между принципами и другими нормами
заключается лишь в степени их обобщенности
и юридической силы. Принципы международ¬ного
права — это наиболее общие нормы, которые
обладают высшей степенью нормативной
обобщенности. Такое понимание подтверждается
и международной практикой государств.
В решении Международного суда по спору
между США и Канадой о границе в заливе
Мэн определе¬но, что слова "принципы
и нормы" выражают одну и ту же идею,
а ийен-но термин "принципы" означает
правовые принципы, т. е. "он включает
нормы международного права", и что
"употребление термина "прин¬ципы"
оправданно, поскольку речь идет о более
общих и фундаменталь¬ных нормах'".
В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
от 11 декабря 1946 г. сказано, что принципы,
изложенные в Уставе Нюрнбергского трибунала
и нашедшие свое выражение в его приговоре,
являются прин¬ципами "международного
права"^
В свете сказанного
едва ли можно согласиться, с мнением
о том, что формулировка "общепризнанные
принципы и нормы международного
права" "по существу отрицает нормативный,
юридически обязательный характер принципов
международного права"*. Употребление
же в этом устойчивом словосочетании соединительного
союза "и", а не раздели¬тельного
"или" имеет целью сказать, что нормы
международного пра¬ва — понятие более
широкое, чем его принципы.
Таким образом, принципы, как было отмечено,
представляют собой нормы международного
права, но обладающие высшей степенью
обоб¬щенности и нормативности; они предопределяют
содержание других, более конкретных норм.
Ввиду этого нормативное содержание принци¬пов
не всегда бывает просто установить, и
иногда тот или иной элемент
* См.: Собаки н В.К. Выступление на XXXVIII
собрании РАМП 1995 г. // Мос¬ковский журнал
международного права. 1995. № 4.С. 154.
' Там же. 1996. №3. С. 255. ' I.C.J. Reports... 1984. P. 288—290
(цит. по: Международное право / Под ред.
Г.И. Тункина. М.,]!994.С. 106). " Док. ООН А
195(1). 1946. 11 дек. * Московский журнал международного
права. 1995. №2. С. 17.
их многогранного содержания проявляется
лишь при рассмотрении суда¬ми конкретных
дел.
Относительно эпитета "общепризнанные"
можно сказать, что в дан¬ном случае речь
идет об общеобязательном характере указанных
норм. Общепризнанные принципы и нормы
международного права разделяются мировым
сообществом государств и рассматриваются
в качестве обяза¬тельных для всех или
почти всех государств мира. Особое место
среди них занимают основные принципы
права.
Основные принципы — это наиболее важные
общепризнанные им¬перативные нормы международного
права. К ним следует отнести непри¬менение
силы или угрозы силой в отношениях между
государствами, мирное урегулирование
международных споров, уважение суверенитета
и суверенное равенство государств, невмешательство
в их внутренние дела, целостность и неприкосновенность
государственной территории, уваже¬ние
прав и свобод человека, равноправие и
самоопределение народов, сотрудничество
государств, добросовестное выполнение
международных обязательств и норм международного
права. Основные принципы состав¬ляют
наиболее устойчивое его ядро и являются
критерием международ¬ной законности.
Все международные договоры и обычаи,
для того чтобы быть юридически действительными
и обязательными, должны соответст-' вовать
основным принципам международного права.
Что касается терми¬на "общие принципы
права", который употреблен ст. 38 Статута
Между¬народного суда, то, как показывает
анализ, здесь имеются в виду не толь¬ко
и не столько правовые принципы, общие
для национальных правовых систем, сколько
общепризнанные принципы и нормы международного
права.
В отличие от региональных, партикулярных
норм и норм двусто¬ронних договоров,
общепризнанные принципы и нормы международного
права образуют так называемое общее международное
право. Несмотря на их численное меньшинство
состоящее из них общее международное
право является фундаментом всей системы
современного международно¬го права с
его отраслями, подотраслями и институтами^
По своей форме общепризнанные нормы и
принципы международ¬ного права могут
носить обычноправовой или' догоВорноправовой
(конвенционный) характер. Многие из них
возникли в ходе длительного применения
государствами как обычноправовые нормы.
Раньше таких норм в международном праве
было большинство, поскольку обычай яв¬лялся
не только основным, но и главным источником
международного права. Но затем, когда
возобладал международный договор, они
были восприняты или созданы заново международными
договорами, став дого-ворноправовыми
нормами. Некоторые из общепризнанных
принципов и норм международного права
и по сей день остаются обычноправовыми
либо носят смешанный характер (для одних
государств они обязательны в
70
силу заключенного ими международного
договора, для других, не участ¬вующих
в договоре государств являются обычноправовыми
нормами). Однако было бы неправильным
считать, что в качестве основной формы
общепризнанных принципов и норм международного
права по-прежнему служит обычноправовая
форма, форма международного обычая, как
ино¬гда утверждают".
Основными формами этих принципов и норм
являются две, точнее три: договорная,
обычная и смешанная, что соответствует
роли междуна¬родного права и обычая как
основных источников современного между¬народного
права. И если исходить из концепции равной
обязательности норм договоров и обычаев,
то можно согласиться с И. И. Лукашуком
в том, что в случае коллизии с российским
законом общепризнанные прин¬ципы и нормы
международного права в силу ч. 4 ст. 15 Конституции
РФ должны обладать тем же приматом, что
и международные договоры Рос¬сийской
Федерации'".
Сложность применения общепризнанных
принципов и норм между¬народного права
объясняется тем, что они не зафиксированы
в ка¬ком-либо одном международном акте,
а разбросаны по многочисленным договорам
и обычаям, поскольку в международном
праве нет кодексов, подобных тем, которые
существуют во внутреннем праве государств.
Даже основные принципы международного
права не кодифицированы, отчего их число
и формулировки в разных международных
актах неиден¬тичны. Так, в упомянутой
Декларации 1970 г. их семь, в то время как..в
Хельсинкском заключительном акте — десять,
причем совпадающие по содержанию принципы
в обоих документах имеют неодинаковые
словес¬ные формулировки.
Правда, некоторые ученые своеобразным
кодексом общепризнан¬ных, прежде всего
основных, принципов и норм международного
права признают Устав ООН как главный
международный договор современно¬сти,
в котором принимают участие почти все
суверенные государства мира. Другие видят
в Качестве такового универсальные многосторонние
договоры, действующие в отдельных отраслях
международного права: Конвенцию ООН по
морскому праву (для международного морского
права). Венскую конвенцию о праве международных
договоров (для ме¬ждународного договорного
права), конвенции о законах и обычаях
войн (для международного гуманитарного
права) и т. д. Все же подавляющее большинство
общепризнанных принципов и норм международного
права имеет своим источником и другие
многочисленные международные дого¬воры
и обычаи.
" См.: Лукашук И.И.
Выступление по проблеме "Российская
правовая система и
'" Там же.
Чтобы облегчить трудности при их применении
внутри правовой системы, в некоторых
государствах предусмотрено обращение
к консти¬туционному суду. Например, согласно
п. 2 ст. 10 Основного закона ФРГ, "если
в связи с судебным делом возникает сомнение
в том, является ли какая-либо норма международного
права частью федерального права и создает
ли она непосредственно права и обязанности
для отдельных лиц (ст. 25), Суд должен прибегнуть
к решению Федерального конституцион¬ного
суда".
В российской Конституции подобной обязывающей
нормы нет. Од¬нако в Законе о Конституционном
суде 1994 г. предусмотрено право по¬следнего
давать толкование Конституции РФ. Очевидно,
что вопрос о ее толковании может возникнуть
и в отношении термина "общепризнанные
принципы и нормы международного права",
причем такое толкование будет официальным
и обязательным для всех органов государственной
власти, местного самоуправления, предприятий
и учреждений, должност¬ных лиц, граждан
и их объединений (ст. 106 Федерального закона
о Кон¬ституционном суде Российской Федерации).
В процессе деятельности государственных
органов может возник¬нуть вопрос: каким
образом общепризнанные принципы и нормы
между¬народного права могут и должны
применяться и осуществляться на прак¬тике?
Конституция Российской Федерации имеет
прямое действие (ч. 1 ст. 15). Это означает,
что Конституция не является декларацией,
которая нуждается в своем подтверждении
всякий раз каким-либо законами, пра¬вительственными
или ведомственными актами либо инструкциями
и т. п. На это обратил, в частности, внимание
специальный пленум Верховного суда РФ
в своем постановлении № 8 от 31 октября
1995 г. "О некоторых вопросах применения
судами Конституции Российской Федерации
при осуществлении правосудия". Закрепленное
в Конституции положение о высшей юридической
силе и прямом ее действии, говорится в
Постанов¬лении, означает, что все конституционные
нормы имеют верховенство над законами
и подзаконными актами, в силу чего суды
при разбиратель¬стве судебных дел должны
руководствоваться Конституцией Российской
Федерации; при этом суды, осуществляя
правосудие, должны исходить из того, что
общепризнанные принципы и нормы международного
права, предусмотренные в международных
пактах, конвенциях и иных докумен¬тах
(в частности, во Всемирной декларации
прав человека, в междуна¬родных пактах
о правах человека), и международные договоры
Россий¬ской Федерации являются в соответствии
с ч. 4 ст. 15 Конституции со¬ставной частью
российской правовой системы (п. 5 Постановления)".
Указание Конституции РФ на ее прямое
действие нельзя понимать абсолютно. Оно
не избавляет органы государственной
власти во многих случаях от необходимости
конкретизации конституционных положений
в текущем законодательстве как материального,
так и процессуального характера, и это
нередко предусматривается в самой Конституции
(ст. 6, 25 и др.). Важно, однако, чтобы такая
конкретизация не вступала в проти¬воречие
с положениями Конституции РФ.
Как говорилось, в международном праве
нет единого нормативного акта, в котором
исчерпывающим образом перечислялись
бы упоминае¬мые в Конституции его общепризнанные
принципы и нормы, хотя бы основные из
них. Но именно принципы как наиболее общие
международ-ноправовые нормы нуждаются
в конкретизации. На международном уровне
это достигается путем заключения государствами
международных договоров по конкретным
вопросам. В масштабах государства это
могут делать государственные органы,
в частности суды. применяя общепри¬знанные
принципы и нормы международного п^ка
в каждом конкретном случае. Одновременно
они обязаны \иановить общепризнанность
ука¬занных норм, для чего должны рассмотреть
различные "свидетельства" либо доказательства
закрепления международным сообществом
госу¬дарств того или иного принципа в
качестве общепризнанной нормы меж¬дународного
права. Исследуя данный вопрос, нужно использовать
поло¬жения ст. 38 Статута Международного
суда ООН, где перечисляются источники,
которыми руководствуется Суд, решая переданные
ему спо¬ры. В числе таких источников международные
конвенции, т. е. договоры, общие и специальные,
устанавливающие определенно признанные
спо¬рящими государствами правила, а также
международные обычаи, высту¬пающие как
"доказательство всеобщей практики,
признанной в качестве правовой нормы",
и др. Соответственно правоохранительные
и иные государственные органы России,
применяя на основании ч. 4 ст. 15 Кон¬ституции
общепризнанные принципы и нормы международного
права при рассмотрении конкретных вопросов,
тоже должны исследовать дока¬зательства
существования всеобщей практики р признания
этой практики юридически обязательной
для себя государствами мирового сообщест¬ва'^.
Надежным свидетельством того, что международноправовая
норма относится к общепризнанной, служит
ее присутствие в действующем универсальном
многостороннем договоре с участием подавляющего
большинства государств мира (сейчас их
около 200, в том числе 185 членов ООН). Можно
утверждать, что в этом случае налицо презумп¬ция
всеобщего признания государствами нормы
международного права в
" Бюллетень Верховного суда РФ. 1996.
№ 1. С. 4.
" Конституция Российской Федерации:
Комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М.
Батурина, Р.Г. Орехова. М..1994. С. 117.
73
качестве обязательной. Причем нужно иметь
в виду, что и для тех госу¬дарств, в отношении
которых универсальный международный
договор еще не вступил в силу, указанная
норма международного права может быть
обязательной вследствие одностороннего
признания ее государст¬вом в качестве
таковой или как обычноправовая норма.
При решении вопроса об обязательности
для России той или иной нормы международного
договора нужно установить прежде всего,
явля¬ется ли Россия участником данного
договора, т. е. вступил ли он для нее в
силу. Только при таком условии международный
договор и содержащие¬ся в нем нормы международного
права обязательны для Российской Фе¬дерации
и становятся частью ее правовой системы.
Поступила в редакцию 12.02.97
Информация о работе Общепризнанные принципы и нормы международного прав