Окончание войны и его правовые последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 10:11, курсовая работа

Описание

Нормы международного права действуют не только в мирное, но и в военное время, в период вооруженных конфликтов. Необходимость существования и совершенствования таких норм диктуется реалиями общественной жизни, которая дает нам многочисленные примеры различного рода войн и вооруженных конфликтов. Только после второй мировой войны их уже насчитывается более 200.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Право вооруженных конфликтов: понятие и источники…..…………………………………………………………...5

Глава 2. Правовая регламентация стадий и отдельных режимов
ведения войны…………………………………………………………..8
2.1. Начало войны и его правовые последствия………………………………..8
2.2. Участники вооруженных конфликтов.........................................................11

2.3. Нейтралитет во время войны........................................................................14

Глава 3. Окончание войны и его правовые последствия...................................17

Заключение………………………………………………………………………19

Задача 1..................................................................................................................21

Список используемых источников……………………………………………..22

Работа состоит из  1 файл

междун право контр.doc

— 123.00 Кб (Скачать документ)
 

      2.2. Участники вооруженных конфликтов.

      В вооруженном конфликте международного характера воюющие стороны представлены, прежде всего, своими вооруженными силами. Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 года, вооруженные силы воюющих сторон “состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов” (п. 1 ст. 43).

      Участников  вооруженных конфликтов можно условно  разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты) и несражающиеся (некомбатанты). Согласно Дополнительному протоколу I, лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами. Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо в ходе боевых действий высшей меры насилия, то есть физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.

      К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в  структуре вооруженных сил воюющей  стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающие непосредственного участия в этих действиях. Это интендантский и медицинский персонал, корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В то же время, оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества.

      Таким образом, деление вооруженных сил  на сражающиеся и несражающиеся  основывается на их непосредственном участии в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах той воюющей стороны, в вооруженные силы которой они правомерно включены.

      Поскольку партизанская война квалифицируется  современным международным правом как правомерная форма борьбы против агрессора, колониальной зависимости и иностранной оккупации, за партизанами, согласно Женевским конвенциям 1949 года, признается статус комбатанта, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в ходе боевых действий законы и обычаи воины. В свете современного международного права статусом комбатанта обладают и бойцы национально-освободительных движений.

      Учитывая  вышеизложенное, на практике не редко возникает необходимость в разграничении таких категорий как военный шпион и военный разведчик, доброволец и наемник.

      Военный шпион (лазутчик) – “это такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне”8. Статья 46 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 года, уточняя правовой статус военного шпиона, закрепляет норму, согласно которой лицо из состава вооруженных сил, “попадающее под власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом”. Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, и носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил или не действует обманным путем или преднамеренно не прибегает к тайным методам, то такое лицо не считается шпионом, а квалифицируется как военный разведчик. В случае если это лицо попадет в руки противника, на него должен распространяться режим военного плена.

      Доброволец  – это иностранный гражданин, добровольно поступающий в действующую армию одной из воюющих сторон, из политических или иных убеждений (исключая материальные) и включающееся в личный состав вооруженных сил. С точки зрения международного права, осуждающего колониализм и агрессивные войны, действия добровольца будут правомерными, если он вступит в армию, ведущую войну в защиту своей страны от иностранного порабощения.

      Содержание  понятия “наемник” раскрывается в ст. 47 Дополнительного протокола I. В соответствии с этой статьей, наемник – это лицо, которое специально завербовано для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, и фактически принимает непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте материальное вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и с таким же функциями из числа личного состава вооруженных сил данной стороны.

      Приведенное определение позволяет установить более четкое отличие наемника от добровольца, а также провести различие между наемниками и военными советниками, не принимающими непосредственного участия в военных действиях и направленными на службу в иностранную армию по соглашению между государствами.

      В декабре 1989 года в рамках ООН была принята Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. В отличие  от Дополнительного протокола I, Конвенция 1989 года к категории наемников относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтах, но и, что существенно важно, лиц, завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия. Согласно этой Конвенции, государства не должны заниматься вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, в том числе в целях, противоречащих праву народов на самоопределение и обязаны запрещать и предотвращать подобные действия.

      2.3. Нейтралитет во время войны

      Под нейтралитетом во время войны  понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются V Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 года, в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий. Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи.

      Нейтральное государство не должно снабжать воюющих  оружием, военными и другими материалами. Вместе с тем оно не обязано препятствовать вывозу (или транзиту) из мест боевых действий за счет того или другого из воюющих оружия, боеприпасов на условиях взаимности и одинакового отношения к воюющим.

      Нейтральное государство вправе отражать покушения  на его нейтралитет с помощью своих вооруженных сил.

      Нейтральное государство вправе разрешать перевозку  по своей территории раненых и больных воюющих сторон при условии отсутствия в транспорте оружия и боеприпасов.

      Нейтральное государство обязано не допускать  открытия вербовочных пунктов и формирования на своей территории военных отрядов для воюющих. Вместе с тем нейтральное государство не несет ответственности, если его граждане в одиночку переходят границу и вступают в армию воюющих.

      Нейтралитет в морской войне регулируется XIII Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 года, согласно которой в территориальных водах нейтрального государства запрещаются любые военные действия со стороны воюющих. Нейтральное государство обязано не допускать снаряжения или вооружения одной из сторон любого судна, а также его выхода из территориальных вод, если есть основания полагать, что оно примет участие в боевых действиях на стороне одного из воюющих. Что касается допуска и пребывания военных судов в территориальных водах нейтрального государства, то последнее решает эти вопросы на основе одинакового отношения ко всем воюющим. Оно устанавливает разумный срок их пребывания, по истечении которого может потребовать, чтобы они покинули территориальные воды. Находясь в территориальных водах нейтрального государства, военные суда могут пополнять свои запасы по лимитам мирного времени, брать столько топлива, сколько необходимо для достижения ближайшего порта своей страны.

      Специальных соглашений, определяющих правовой режим нейтралитета в условиях воздушной войны, не существует. На воздушную войну распространяются общие правила нейтралитета, изложенные в действующих конвенциях. В обобщенном виде их содержание можно сформулировать следующим образом: воздушное пространство над территорией нейтрального государства неприкосновенно; запрещается пролет через него летательных аппаратов воюющих сторон, преследование противника или вступление с ним в бой; приземлившиеся военные самолеты задерживаются, а экипаж интернируется до конца войны; воюющим сторонам запрещается транспортировать через воздушное пространство нейтрального государства войска и военную технику, однако, допускается транспортировка на самолетах раненых и больных воюющих сторон. 

 

     Глава 3. Окончание войны и его правовые последствия.

     Окончание войны в юридическом смысле означает прекращение состояния войны, т.е. восстановление между воюющими сторонами  мирных отношений с вытекающими  отсюда важными международно-правовыми  последствиями. Государства, как правило, восстанавливают прерванные войной дипломатические, консульские и торговые отношения, снимают юридические ограничения в отношении граждан (и юридических лиц), которые в связи с войной рассматривались в качестве граждан вражеского государства, устраняются другие юридические последствия, вызванные состоянием войны.

     Прекращению состояния войны обычно предшествует прекращение военных действий.

     Наиболее  частым способом прекращения военных  действий является перемирие. Оно может быть частным (на отдельном участке фронта) или общим (по всему фронту); срочным и бессрочным. Срочное перемирие может быть прервано с истечением установленного в нем срока, наступлением оговоренного в соглашении о перемирии условия или события. При бессрочном перемирии воюющие могут возобновить военные действия в любое время, но заранее предупредить об этом другую сторону. Существенное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой отказаться от него и возобновить военные действия. Перемирие может заключаться по требованию и под контролем Совета Безопасности ООН.

     Военные действия могут прекращаться также  на основе капитуляции. В отличие  от перемирия, которое является результатом  соглашения между воюющими, при капитуляции  прекращение военных действий происходит на условиях, поставленных победителем. Капитуляция, может быть, простой, или обычной, местной (отдельной крепости, района) и общей. Она может быть безоговорочной, которая подписывается без всяких условий и оговорок со стороны побежденного (безоговорочная капитуляция Германии и Японии в 1945 г.).

     В большинстве случаев ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния  войны. Для юридического прекращения  такого состояния государства прибегают  к различным международно-правовым средствам и формам. Это может  быть односторонний акт, являющийся результатом инициативы одной стороны. Так, в 1951 году Англия, Франция и США - каждая в отдельности - односторонне заявили о прекращении состояния войны с Германией. 25 января 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было прекращено состояние войны между СССР и Германией. Все ограничения в отношении германских граждан, возникшие в связи с войной, были отменены.

     Прекращение состояния войны может быть результатом  двусторонней декларации, когда оно  основано на соглашении государств. Например, 19 октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную Декларацию, согласно которой между ними прекращалось состояние войны и восстанавливались "мир и добрососедские дружественные отношения", включая дипломатические и консульские отношения.

     Специальной международно-правовой формой, предназначенной для прекращения состояния войны, является  мирный договор. В мирном договоре наиболее полно и всесторонне решаются вопросы, связанные с восстановлением мирных отношений, в том числе территориальные вопросы, судьбы довоенных договоров, вооруженных сил побежденного государства, военнопленных, возмещения ущерба (репараций), ответственности военных преступников. На основе мирных договоров в 1947 году их участниками было прекращено состояние войны с бывшими союзниками Германии - Финляндией, Италией, Венгрией, Болгарией, Румынией. Последняя черта под второй мировой войной в Европе была подведена Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии, подписанным СССР, США, Великобританией, Францией, ГДР и ФРГ 12 сентября 1990 г. Этот договор содержит большинство положений, которые обычно являются объектом мирных договоров.

Информация о работе Окончание войны и его правовые последствия