Организация Объединенных Наций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:51, курсовая работа

Описание

В современных международных отношениях международным организациям отводится значительная роль. Начиная с 19 века, стремление к интернационализации многих сторон жизни общества вызвало необходимость создания новой формы международного сотрудничества. Новым этапом в развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных универсальных организаций - Всемирного телеграфного союза в 1865 г. и Всемирного почтового союза в 1874 г. В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, имеющих различный правовой статус.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая1.docx

— 48.18 Кб (Скачать документ)

 

Введение

 

В современных  международных отношениях международным  организациям отводится значительная роль. Начиная с 19 века, стремление к  интернационализации многих сторон жизни общества вызвало необходимость  создания новой формы международного сотрудничества. Новым этапом в развитии мирового сообщества явилось учреждение первых международных универсальных  организаций - Всемирного телеграфного союза в 1865 г. и Всемирного почтового  союза в 1874 г. В настоящее время  насчитывается более 4 тысяч международных  организаций, имеющих различный  правовой статус. Это позволяет говорить о системе международных организаций, центром которой является ООН (Организация Объединенных Наций).

ООН - универсальная  международная организация, созданная  в целях поддержания мира и  международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН обязателен для всех государств и его преамбула гласит: «Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам и в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, обеспечить,  чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, решили объединить наши усилия для достижения этих целей».

В настоящее  время ООН переживает кризис своего авторитета, что обуславливает необходимость  изучения и поиска перспектив развития данной организации. Таким образом целью данной курсовой работы является: изучение истории создания ООН, её структуры, а также рассмотрение функций и результатов деятельности Организации Объединенных Нации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ООН

 

Система ООН зародилась более 100 лет назад  как механизм управления мировым  сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые международные  межправительственные организации. Появление  этих организаций было вызвано двумя  взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в результате буржуазно-демократических  революций, стремящихся суверенных государств, стремящихся к национальной независимости, и, во-вторых, успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа и государства  был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-демократических  революций во многих европейских  странах. Новый правящий класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий производства.

Научно-технический  прогресс, в свою очередь, привел к  тому, что интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание  развиваться в рамках суверенного  государства и невозможность  делать это без широкого сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению такой  формы межгосударственных взаимосвязей, как международные межправительственные организации.

Вначале, главной целью межгосударственного  сотрудничества в рамках международных  организаций можно было считать  контроль над интеграционными процессами. На первом этапе за межправительственными  организациями закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция. Они были призваны развивать  интеграционные тенденции с целью вовлечения государств-членов. Обычная сфера сотрудничества - связь, транспорт, отношения с колониями.

Вопрос  о возникновении первой международной  организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную  комиссию судоходства по Рейну, возникшую  в 1815 году. Кроме европейских и  американских комиссий по международным  рекам, характеризующихся строго специальной  компетенцией, в 19 веке создавались  так называемые квазиколониальные организации, такие как, например Западный Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы. [9, с.155]

Именно  административные союзы оказались  наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций.

По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых было сотрудничество государств в специальных  областях, межправительственные организации  развивались в течении целого века.

Начало  двадцатого столетия ознаменовало конец  спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма  породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала  развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание  губительности мировых войн для  всей человеческой цивилизации оказало  воздействие на появление проектов создания международных организаций  политической ориентации в целях  предотвращения войн.

Идея  создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор.

Один  из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей  эффективным инструментом  политического  и международного сотрудничества.

В целом  за время от первой до второй мировой  войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.

Вторая  мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими  армиями, дала мощный толчок правительственной  и общественной инициативе по организации  мира и безопасности.

На правительственном  уровне вопрос создания организации  международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.

В научной  литературе существуют разногласия  о том, кто из союзников и в  каком документе первым предложил  создание Организации Объединенных Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта  и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские  исследователи вполне обоснованно  ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941 года.

Однако,14 августа 1941 г. президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр  Соединенного Королевства Уинстон  Черчиль подписали документ, где обязались “работать вместе с другими свободными народами, как в войне, так и в мире”. Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствии название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре-октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций (название впервые предложено Рузвельтом) и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован 5-ю постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН.

Важным  этапом на пути создания ООН стала  конференция союзных держав  в Москве в 1943 году.

В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями  СССР, США, Великобритании и Китая, эти  державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения  в возможно короткий срок всеобщей международной организации для  поддержания международного мира и  безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых  государств, членами которой могут  быть все такие государства - большие  и малые».[17, с.148]

Особенностями этой организации следует назвать  ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы  мира, безопасности, и предельно  широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны  прежним межправительственным организациям.

Дальнейший  ход подготовки новой международной  межправительственной структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации. Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех правительств - советского, британского и американского - обсудила предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в США в апреле 1945 года.

Это решение  реализовалось на конференции в  Сан-Франциско, проходившей с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся  принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу.

Появление новой международной организации, с созданием которой связывались  ожидания прочного мира, давало надежду  и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.

Следует отметить, что первоначально представления  об объеме компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников  в значительной мере не совпадали. Советское  правительство рассматривало ООН  в первую очередь как организацию  по поддержанию международного мира и безопасности, призванную уберечь  человечество от новой мировой войны. И союзными государствами такая  ориентация рассматривалась как  одна из важнейших, что позволило  достаточно бесконфликтно договориться о создании совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и безопасности. В то же время  советский проект Устава ООН, предложенный в Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны быть созданы специальные, особые организации».

Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических, так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.

Данное  предложение встретило отпор  ряда государств. Мотивация отказа от наделения ООН широкими функциями  в сфере экономики была различной  и наиболее полно выразилась в  позициях СССР и Великобритании.

Советские представители высказывали мнение, что регулирование экономических  отношений является вопросом сугубо внутригосударственной компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании экономических отношений  входят в противоречие с принципами уважения государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

Великобритания  выразила позицию тех государств, которые считали, что создание межправительственной организации в сфере экономики  несовместимо с принципами рыночного  либерализма. В первую очередь неприкосновенности частной собственности и ограничения  вмешательства во внутренние экономические  связи государств.

Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической сфере у государств-учредителей единства не было. Высказывались два диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного социально-экономического развития. В конечном итоге после использования дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН функцией координации межгосударственного социально-экономического сотрудничества [1, ст.1]. Задачи координации были сформулированы в общей форме и возложены на Экономический и Социальный Совет [1, ст.62]. В отличие от Совета Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах. Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван подход с позиции функциональной децентрализации.

В силу того, что структурные параметры самой  ООН для этих процессов оказались  узки, потребовалось создание системы  межправительственных институтов, для  которых ООН выступала координационным  центром. В эту систему вошли  существующие  и вновь созданные  специализированные межправительственные организации.

Опыт  Лиги Наций в этом вопросе был  учтен в Уставе ООН, который в  ст.57 и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения устанавливают  связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с ЭКОСОС ООН.

Информация о работе Организация Объединенных Наций