Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:06, курсовая работа
В современной Европе институт основ правового положения личности существует не только на национальном (в рамках отдельных государств - членов ЕС), но и наднациональном уровне, то есть в рамках Европейского Союза в целом. Он представляет собой совокупность норм права Европейского Союза, которые закрепляют наиболее важные и единые для всего Союза стандарты поведения человека и гражданина в обществе, а также принципы взаимоотношений личности с органами публичной власти на всех уровнях, в том числе с институтами Европейского Союза.
Введение
Источники основных личных прав граждан Европейского Союза
Система и содержание основных личных прав граждан Европейского Союза
Система и содержание политических прав граждан Европейского Союза
Заключение
Литература
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Московская государственная юридическая академия им. О.Е.Кутафина »
Магаданский филиал
Кафедра права Европейского Союза
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Основные личные и политические права граждан Европейского Союза
студента 5 курса 52 группы
заочной формы обучения
Дементьева Александра Александровича
Проверил работу:
ассистент кафедры ПЕС В.Б.Иващенко
Магадан 2011 год
ПЛАН
Введение
Заключение
Литература
Введение
Основы правового положения человека и гражданина - один из главных правовых институтов в демократическом обществе, входящий в систему отрасли конституционного права конкретной страны. Его нормы устанавливают наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение личности в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.1
В современной Европе институт основ правового положения личности существует не только на национальном (в рамках отдельных государств - членов ЕС), но и наднациональном уровне, то есть в рамках Европейского Союза в целом. Он представляет собой совокупность норм права Европейского Союза, которые закрепляют наиболее важные и единые для всего Союза стандарты поведения человека и гражданина в обществе, а также принципы взаимоотношений личности с органами публичной власти на всех уровнях, в том числе с институтами Европейского Союза.
В данной контрольной работе рассмотрим источники основных личных прав граждан Европейского Союза, система и содержание основных личных и политических прав граждан Европейского Союза.
Источники основ правового положения человека и гражданина, как и других норм права Европейского Союза, служат в первую очередь статьи «конституции» Союза, то есть его учредительных документов. Однако в связи с тем, что договору о Европейском Союзе и ЕС до сих пор не содержат полноценного «билля о правах», документы первичного права потребовалось дополнить положениями иных видов нормативных актов и договоров, в том числе заимствованных из других правовых систем, а также актами прецедентного права.
Основополагающие акты Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора 2007 г., а также сам этот Договор и образуют источники основных личных прав граждан Европейского Союза.
Список источников открывают учредительные документы Европейского Союза. Вместе взятые, они официально именуются «Договоры» и служат ядром всей правовой конструкции ЕС.
Первый учредительный документ -- Договор о Европейском Союзе -- устанавливает наиболее общие контуры устройства ЕС и нормативные основы его внешней политики.
Второй учредительный документ -- Договор о функционировании Европейского Союза -- подробно регламентирует компетенцию ЕС и деятельность его институтов, органов и учреждений в разных сферах жизни.
В результате реформы правовых устоев Европейского Союза, проведенной Лиссабонским договором 2007 г., тексты его учредительных документов изменились во многом до неузнаваемости:
* пересмотрено или целиком заменено содержание большинстваразделов, глав, статей;
* изменены их наименования и порядок расположения;
* включено множество новых нормативных предписаний;
* модернизированы терминология и понятийный аппарат;
* один из основополагающих документов сменил название (прежнее наименование Договора о функционировании Европейского Союза -- Договор об учреждении Европейского сообщества.Еще ранее, до 1 ноября 1993 г., тот же документ назывался Договором об учреждении Европейского экономического сообщества).
Несмотря на то, что обновленные «Договоры» продолжают датироваться девяностыми и пятидесятыми годами прошлого столетия, когда состоялось их подписание в первоначальной редакции (Договор о Европейском Союзе 1992 г. и Договор о функционировании Европейского Союза 1957 г.).
Составной, но структурно обособленной частью учредительных документов выступают прилагаемые к ним протоколы. Эти источники дополняют и уточняют статьи учредительных документов положениями специального, организационного или переходного характера:
* участие национальных парламентов в европейской интеграции («Протокол о роли национальных парламентов в ЕвропейскомСоюзе»);
* статус и организация работы судебных органов и центральных банков ЕС («Протокол о Статуте Суда Европейского Союза», «Протокол об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка»);
* иные организационные, переходные и специальные положения («Протокол о переходных положениях», «Протокол о привилегиях ииммунитетах Европейского Союза», «Протокол об экономическом, социальном и территориальном сплочении», «Протокол о Шенгенских достижениях, интегрированных в рамки Европейского Союза» и т.д.).
Особого упоминания заслуживают протоколы, в которых предусмотрены исключения и изъятия для некоторых стран Европейского Союза. Эти исключения и изъятия были приняты в результате напряженных переговоров и направлены на то, чтобы достичь соглашения между странами Союза, занимающими, подчас, особые позиции. Руководство таких государств (Великобритания, Ирландия.Дания, Польша и т.д.) демонстрировало своим народам принципиальное отстаивание национальных интересов, а Союз -- готовность договориться, пойти на уступки и учитывать национальные особенности государств-членов. При этом достигается большее отличиетекста Лиссабонского договора 2007 г. от не вступившей силу Конституции 2004 г. и обеспечивает больше шансов для успешной ратификации этого Договора в наиболее «проблемных» государствах.
Упомянутые протоколы фактически заменяют собой оговорки государств, которые, по общему правилу, разрешаются Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. для межгосударственных соглашений, но не допускаются к учредительным документам Европейского Союза.
Особое место среди основополагающих актов «нового» ЕС занимает Хартия Европейского Союза об основных правах. Этот уникальный источник (необычный, прежде всего, с точки зрения нестандартной классификации основных прав личности исходя из ценностей, которые они отражают и защищают -- «достоинство», «свобода», «равенство» и т.д.), формально не является, в отличие от протоколов и приложений, составной частью учредительных документов организации («Договоров»).
Это сделано, скорее всего, для безболезненного по сути уменьшения общего объема текста учредительных документов и обеспечения видимости их существенных отличий от неудавшегося проекта Конституции для Европы.
Текст Хартии был разработан в 2000 г. специальным учредительным собранием («Конвентом») в составе представителей законодательных и исполнительных органов Европейского Союза и его государств-членов, а затем утвержден и торжественно провозглашен как совместный правовой акт трех политических институтов ЕС -- Европейского парламента, Совета Европейского Союза и Европейской комиссии.
Уже при подготовке Хартии ее авторы рассчитывали на то, что в будущем она получит высшую юридическую силу в правовой системе Европейского Союза, например, путем включения (инкорпорации) ее в текст учредительных документов ЕС. Это как раз планировалось Конституцией для Европы 2004 г.
Эта цель была достигнута Лиссабонским договором 2007 г., однако несколько иным путем, близким к конституционной модели современной Французской Республики. Как известно, действующая Конституция Франции 1958 г. (Конституция «Пятой республики») не содержит в себе, в отличие от основных законов большинства демократических стран, полноценного каталога основных прав и свобод. Вместо этого она отсылает к Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и некоторым другим источникам. Благодаря такой отсылке эти источники права приобретают конституционный характер, оставаясь формально за рамками текста действующего основного закона Франции.
Аналогичным образом Договор о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора 2007 г. отныне предусматривает обязательность Хартии об основных правах 2000 г. для Союза. При этом Хартия «имеет такую же юридическую силу, как и Договоры» (статья 6 Договора о Европейском Союзе).
Итак, Хартия Европейского Союза об основных правах с полным основанием может рассматриваться в качестве одного из основополагающих актов «нового» ЕС. В отличие от протоколов и приложений, она структурно не является частью учредительных документов Союза, но имеет равную с ними высшую юридическую силу в праве ЕС.
Вместе с Хартией обязательную «интерпретационную» силу получили ее официальные разъяснения, которые должны учитываться судами в ходе толкования и применения статей Хартии.
Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г.
Абсолютное большинство прав, содержащихся в Хартии, - это права человека, признанные за каждым лицом, находящимся на территории Европейского Союза (следовательно и за гражданами России).
В Хартии присутствуют также некоторые новые права, впервые признанные здесь в качестве основных, в частности право на целостность личности (ст.2) и право на хорошее управление (ст. 41).
Отличительной особенностью Хартии является ее уникальный способ классификации основных прав и свобод. Хартия систематизировала основные права человека и гражданина, но сделала это по-особому. Основанием классификации здесь выступают не предмет субъективного права (права личные, политические, экономические и т.д.), а ценности, на защиту которых они направлены:
* человеческое достоинство;
* свобода;
* равенство;
* солидарность (абз. 2 преамбулы Хартии).
Соответственно именуются первые главы Хартии и распределяются закрепленные в них основные права и свободы.
Непосредственно к Хартии приложен еще один чрезвычайно интересный и важный документ. Это разъяснение Хартии об основных правах. Практически каждая статья Хартии сопровождается развернутым комментарием со ссылками на действующие нормативные правовые акты и, что особенно важно, на судебную практику Европейского суда по правам человека. Поскольку сама Хартия в значительной степени воспроизводит положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а Суд ЕС призван обеспечивать юрисдикционную защиту закрепленных в Конвенции положений, то соответственно эти разъяснения обязывают субъектов права ЕС, признающих обязательное действие Хартии, руководствоваться теми разъяснениями и толкованиями, которые даны в рамках судебной практики Европейского суда по правам человека.
Договор о Европейском Союзе1992 г. В отличие от учредительного договора ЕС, Договор о Европейском Союзе регулирует главным образом отношения между государствами-членами и наднациональными институтами в рамках второй и третьей опор.
В то же время именно в Договоре о Европейском Союзе закреплены общие принципы конституционного строя, обязательные для соблюдения на всех уровнях политической власти (ст. 6). Среди них один из важнейших - принцип уважения прав человека и основных свобод.
Прецедентное право судов Европейского Союза. Наднациональные органы правосудия ЕС, особенно Суд Европейских сообществ, сыграли ключевую роль в становлении и защите демократических основ правового статуса личности на уровне Европейского Союза, прежде всего основных прав человека и гражданина.
Принцип верховенства основных прав и свобод, провозглашенный ныне в Договоре о Европейском Союзе, представляет собой кодификацию прецедентного права Суда, признавшего его обязательным для Европейских сообществ еще в 60-е годы ХХ века.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конвенция о защите прав человека и основных свобод была подписана в рамках Совета Европы и в настоящее время играет роль общеевропейского билля о правах, обязательного и для России.
Поскольку в Конвенции участвуют все государства - члены ЕС, Суд в 1970-е гг. признал, что Конвенция является источником коммунитарного права и ее должны соблюдать не только страны Сообщества (как стороны, подписавшие Конвенцию), но и Сообщество в целом.2
Декларации о правах человека 1989 г. В 1989 г. в рамках Европейских сообществ (Союза тогда еще не существовало) были приняты два акта о правах человека с рекомендательной силой: Декларация основных прав и свобод и Хартия Сообщества об основных социальных правах работников.
Декларация основных прав и свобод - довольно краткий акт из 25 статей, в котором провозглашаются основные права всех категорий, в том числе социально-экономические, а также их гарантии и важнейшие принципы правового положения личности (принцип равенства перед законом - ст. 3) и политической системы в целом (принцип демократии - ст. 17).
Хартия Сообщества об основных социальных правах работников, как видно из названия, закрепляет прежде всего социальные права и гарантии лиц наемного труда: право на занятость и вознаграждение, право на улучшение условий жизни и труда, право на социальную защиту и т.д.
Ее основная часть включает 30 пунктов, многие из которых носят программный характер.
Хотя оба документа имеют немалое политическое значение, ни один из них не получил силы юридически обязательного нормативного акта.
Информация о работе Основные личные и политические права граждан Европейского Союза