Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 09:52, контрольная работа
Целью и основной задачей контрольно - курсовой работы является всестороннее изучение принципов международного права, обобщение и анализ общетеоретических вопросов названной темы.
Для всестороннего раскрытия темы моей работы требуется решить следующие задачи:
рассмотреть понятие принципов международного права;
проанализировать классификацию и характеристику принципов международного права.
При написании контрольно - курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:
- изучение нормативно-правовой базы;
- изучение монографических публикаций и статей;
- аналитический метод;
- сравнительный метод.
Введение……………………………………………………………………….….3
§ 1. Понятие принципов международного права ………………………………5
§ 2. Характеристика основных принципов международного права …………..9
Заключение ………………………………………………………..........………23
Список использованных источников ……………………………….....……24
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств
В качестве общепризнанного принципа международного права принцип закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права". Согласно п. 2 ст. 2 Устава "все члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации".
Рассматриваемый принцип носит универсальный характер, что удостоверяется, к примеру, Венской конвенцией о праве международных договоров следующим образом: "Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". Кроме этого в Конвенции также закреплено следующее положение: "Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора".
Принцип добросовестного выполнения международных обязательств распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия.
В международном праве существует максима следующего содержания: любой договор, противоречащий Уставу ООН, является недействительным, и ни одно государство не может ссылаться на такой договор или пользоваться его преимуществами. Такое положение соответствует ст. 103 Устава.
Кроме
того, любой договор не может противоречить
императивной норме международного
права, как она определяется в ст. 53 Венской
конвенции о праве международных договоров
10. Подобного рода положения и максимы
свидетельствуют о расширении сферы применения
принципа добросовестного соблюдения
международных обязательств 11.
Принцип всеобщего уважения прав человека
Появление принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится к возникновению ООН и связано непосредственно с принятием Устава ООН, хотя само понятие прав человека известно в теории с конца XVIII века.
В
преамбуле Устава члены ООН подтвердили
"веру в основные права человека...
в равноправие мужчин и женщин...".
В статье 1 в качестве цели членов
Организации говорится о
В статье 56 предусматривается, что "все члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55" 12.
Анализ многочисленных международных документов по правам человека, к которым относятся, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. 13, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., показывает, что в современном международном праве имеется универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии 14.
Тем не менее непосредственная защита прав и свобод человека является делом сугубо национальной правовой политики. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства, что требует от государства имплементации правовых норм в свою внутреннюю правовую систему. Современное международное право поощряет индивида все более активно участвовать в борьбе за соблюдение международных стандартов в области прав человека.
Итоговый
документ встречи государств - участников
СБСЕ в Вене предписывает государствам
"уважать право своих граждан,
самостоятельно или совместно с
другими вносить активный вклад
в развитие и защиту прав человека
и основных свобод", предусматривает
"право лиц наблюдать за осуществлением
и способствовать выполнению положений
документов СБСЕ и присоединяться к другим
с этой целью", а документ Копенгагенского
совещания СБСЕ обязывает государство
"обеспечивать, чтобы отдельным лицам
было разрешено осуществлять право на
ассоциацию, включая право создавать,
присоединяться и эффективно участвовать
в деятельности неправительственных организаций,
которые стремятся поощрять и защищать
права человека и основные свободы, включая
профсоюзы и группы по наблюдению за соблюдением
прав человека".
Принцип невмешательства во внутренние дела государства
Принцип
невмешательства в качестве общего
принципа межгосударственных отношений
начал формироваться еще в
эпоху буржуазно-
В
настоящее время принцип
В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права "на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства", причем под вмешательством понимают любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию 15.
Решение вопроса о делах, относящихся к внутренней компетенции государств, на практике часто вызывает споры. Следует помнить, что с развитием международного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию.
Однако
концепция невмешательства не означает
автоматически то, что государства могут
произвольно относить к своей внутренней
компетенции любые вопросы. Международные
обязательства государств, в том числе
и их обязательства по Уставу ООН, являются
критерием, который позволяет правильно
подходить к решению этого вопроса.
Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств
Этот принцип появился в теории международного права с закреплением его в Уставе ООН в 1945 г. Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях и заключается в защите территории государства от любых посягательств.
Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) следующим образом: каждое государство "должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны". В Уставе ООН также подчеркивалось, что "территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава", и что "территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения". В связи с этим, отмечалось далее, не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения. Вышеприведенные положения не должны толковаться как нарушающие положения Устава ООН или любые международные соглашения, заключенные до принятия Устава и имеющие юридическую силу в соответствии с международным правом.
Следующим важнейшим документом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., который содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств. Звучит она следующим образом: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной" 16.
Этот
принцип отличается от рассмотренных
выше принципов запрещения использования
силы или угрозы силой, либо превращения
территории в объект военной оккупации,
либо приобретения с использованием силы
или ее угрозы. Согласно Заключительному
акту государства обязаны уважать территориальную
целостность друг друга и, следовательно,
должны "воздерживаться от любых действий,
несовместимых с целями и принципами Устава
ООН".
Принцип нерушимости государственных границ
Принцип
нерушимости государственных
Под посягательством на государственные границы принято понимать односторонние действия или требования, направленные на изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности. Государства - участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе тем самым выразили международно-правовое признание или подтверждение существующих границ европейских государств.
Выделяют три основных элемента принципа нерушимости границ:
1)
признание существующих границ
в качестве юридически
2)
отказ от каких-либо
3)
отказ от любых иных
Принцип
нерушимости границ тесно связан
с принципом неприкосновенности государственных
границ, в содержание которого входит
обязанность государств соблюдать существующую
линию границы на местности: не допускать
произвольного перемещения линии границы
на местности и ее пересечения без соответствующего
разрешения или вне установленных правил,
а также право каждого суверенного государства
контролировать пересечение его границы
людьми и транспортными средствами.
Принцип
самоопределения
народов и наций
Уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития, самоопределяться является одной из принципиальных основ международных отношений. На современном этапе развития международного права принцип самоопределения народов и наций в качестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. Одна из важнейших целей ООН - "развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов..." (п. 2 ст. 1 Устава) 18 .
Принцип
самоопределения народов и
Право
национального самоопределения
не исчезает, если нация образовала
самостоятельное государство