Основные социально-экономические права граждан Европейского Союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 23:54, контрольная работа

Описание

Права человека, демократия и верховенство закона являются главными ценностями Европейского Союза. ЕС рассматривает права человека как всеобщие и неделимые, активно защищает права человека и в границах Cоюза, и во всем мире. Политика ЕС в области прав человека сосредоточена на защите гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. ЕС уделяет особое внимание мерам по защите социально-экономических прав, в том числе прав женщин, детей, меньшинств и перемещенных лиц.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Источники основных социально-экономических прав граждан Европейского Союза………………………………………………………………………………....4
Система и содержание основных социально-экономических прав……………..11
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

контрольная.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление 
 

Введение……………………………………………………………………………...3

Источники основных социально-экономических  прав граждан Европейского Союза………………………………………………………………………………....4

Система и содержание основных социально-экономических  прав……………..11

Заключение………………………………………………………………………….16

Список  использованной литературы……………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Права человека, демократия и верховенство закона являются главными ценностями Европейского Союза. ЕС рассматривает  права человека как всеобщие и неделимые, активно защищает права человека и в границах Cоюза, и во всем мире. Политика ЕС в области прав человека сосредоточена на защите гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. ЕС уделяет особое внимание мерам по защите социально-экономических прав, в том числе прав женщин, детей, меньшинств и перемещенных лиц.

     Признание и защита экономических и социальных прав связано главным образом с утверждением принципа социального государства. Эти права, в свою очередь, зависят от материального благосостояния общества, уровень которого во многом определяет реальность или фиктивность социально-экономических и культурных прав.

     В этой связи во многих биллях по правах и национальных, и международных  рассматриваемая категория основных прав обычно закрепляется в виде бланкетных норм, отсылающих к документам текущего законодательства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Источники основных социально-экономических  прав граждан Европейского Союза 
 

     Лиссабонский  договор 2007 г. расширяет круг целей  Европейского Союза в области социальной политики. В соответствии с ним любая политика ЕС и любые его действия должны учитывать возможность обеспечения высокого уровня занятости.

     Лиссабонский  договор признает ключевую роль экономических  услуг, в частности, систем общественного  транспорта, телекоммуникаций, почтовых служб, газо- и электроснабжения.

     Роль  ЕС в этих областях ограничена. Основная роль в них принадлежит странам-членам ЕС, организующим предоставление соответствующих  услуг и эксплуатацию необходимых  для этого систем таким образом, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности их жителей. ЕС должен воздерживаться от любых действий, затрагивающих роль стран-членов ЕС в предоставлении услуг общего характера, в частности, здравоохранения, социальных услуг, услуг полиции и сил безопасности, а также государственных школ.

     Размеры зарплаты и иных социальных выплат, право на создание общественных объединений  и правила организации забастовок остаются в юрисдикции стран-членов ЕС.

     В «новом» ЕС источником социально-экономических положений служат первая и вторая части Договора о функционировании Европейского Союза (ДФЕС). Согласно раздела 3 части 1 ДФЕС признает такие принципы как: равенство мужчин и женщин, высокий уровень занятости, обеспечение адекватной социальной защиты, борьба с социальной маргинализацией и  высокий уровень образования, обучения и охраны здоровья людей, борьба с дискриминацией по признакам пола, расы или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации. Вторая часть ДФЕС, которая называется «Недискриминация и гражданство Союза» заключает в себе основополагающие принципы основных социально-экономических прав граждан. Подробнее права в сфере гражданства рассмотрим во второй части работы.

     Договор о Европейском  Союзе борется с социальной маргинализацией и дискриминацией, содействует социальной справедливости и социальной защите, равенству женщин и мужчин, солидарности поколений и охране прав ребенка.

      Еще с 1969 г. в судебной практике (прецедентном праве) Суда Европейских сообществ соблюдение основных прав признано в качестве одного из «общих принципов права Сообщества», а некоторые из этих прав даже провозглашены Судом как самостоятельные принципы правовой системы ЕС (например, принципы уважения права собственности или права на защиту).

      Предпосылкой  и источником указанных принципов  служат общие конституционные традиции государств-членов в этой области  и международные договоры о правах человека, участниками которых являются все или подавляющее большинство  государств-членов ЕС. Ключевое место среди подобных документов традиционно отводится Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), подписанной в рамках Совета Европы в 1950 г., применяемой с учетом судебной практики (прецедентного права) Европейского Суда по правам человека (г. Страсбург) и являющейся сегодня подлинно общеевропейским «биллем о правах».

      Юридическая обязательность ЕКПЧ непосредственно  для Европейского Союза была признана в его учредительных документах в 1992 г.: «Союз соблюдает основные права, как они гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г., и как они вытекают из общих конституционных традиций государств-членов, в качестве общих принципов права Сообщества».

      Проект  Европейской конституции 2004 г., а вслед за ним Лиссабонский договор 2007 г. еще более усилили это требование. В соответствие с новой редакцией процитированной статьи Договора о Европейском Союзе (параграф 2 статьи 6 Договора о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора): «Союз присоединяется к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод».

      Итак, отныне Европейский Союз вправе и  обязан присоединиться к Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод, то есть стать ее самостоятельным участником (при сохранении аналогичного качества за каждым государством-членом ЕС в отдельности).

      После присоединения Союза к ЕКПЧ граждане и другие субъекты основных прав, гарантированных  этой Конвенцией, впервые получат  возможность подавать в Европейский Суд по правам человека жалобы на действия и бездействие не только национальных властей (органов государств-участников ЕКПЧ), но и наднациональных инстанций Союза (институтов, органов, учреждений ЕС). При этом в обоих случаях сохранится ныне действующее условие о необходимости прохождения сначала внутренних процедур обжалования (в случае ЕС - исков в Суд Европейского Союза).

      Присоединение к общеевропейским стандартам прав человека, содержащимся в ЕКПЧ, не снимает  необходимости для Европейского Союза в подготовке собственного «билля о правах» - подобно тому, как участие в этой Конвенции не отменяет и не приостанавливает действия «биллей о правах», содержащихся в национальных конституциях европейских государств.

      В качестве такого источника была подготовлена и 7 декабря 2000 г. торжественно провозглашена Хартия Европейского Союза об основных правах, которая содержит все виды основных прав, признанные к концу XX века, в том числе экономические, социальные и культурные права.

     Хартия  Европейского Союза об основных правах впервые была разработана в июне 1999 года с целью защиты прав граждан ЕС, включая те права, которые были изложены и расписаны в Европейской Конвенции по Правам Человека и Европейской Социальной Хартией, два соглашения Совета Европы. Хартия была разработана 62 представителями из стран-членов ЕС. Хартия не была принята как соглашение из-за разногласий между странами-членами ЕС. Однако Европейский Парламент и Комиссия рекомендовали, чтобы Хартия была вписана в Соглашение ЕС.1

     Лиссабонский  договор признает права и свободы  человека и иные принципы, установленные  Хартией ЕС по правам человека, и  наделяет Хартию обязательной юридической  силой. Это означает, что всякий раз, когда ЕС предлагает и внедряет новые  законы, они должны соответствовать правам человека, изложенным в Хартии ЕС по правам человека. Все страны-члены должны руководствоваться этим правилом. Всеобщие права включают в себя право на защиту персональных данных, право на получение убежища, равенство перед законом, отсутствие дискриминации, равенство между мужчинами и женщинами, права детей и пожилых людей, а также важные социальные права, в частности, право на защиту от незаконного увольнения и право доступа к системам социального обеспечения и социальной помощи.

      В «новом» Европейском Союзе Хартия об основных правах становится одним из основополагающих актов этой интеграционной организации: приравнивается по своей юридической силе к учредительным документам ЕС (параграф 1 статьи 6 Договора о Европейском Союзе). При этом Хартия остается формально самостоятельным источником права, не входящим в структуру Договора о Европейском Союзе или Договора о функционировании Европейского Союза.

      При подготовке проекта Европейской  конституции 2004 г. и, затем, Лиссабонского договора 2007 г. в Хартию были внесены некоторые "технические" изменения. Эти изменения, однако, не затрагивают содержания закрепленных в ней прав, свобод и принципов, а посвящены уточнению сферы действия и порядка применения Хартии.

      Новая редакция Хартии Европейского Союза об основных правах была утверждена 12 декабря 2007 г. (то есть в преддверии заключения Лиссабонского договора, подписанного на следующий день) тремя политическими институтами ЕС, от лица которых был издан ее первоначальный текст - Европейским парламентом, Советом Европейского Союза и Комиссией.

     Целью Хартии является укрепление защиты основных свобод в свете изменений в  обществе, социального прогресса, научного и технологического развития путем  изложения их в Хартии. Права делятся  на 6 частей: достоинство, свободы, равенство, солидарность, гражданство, правосудие.

     Преемственность этому документу обеспечивает в  частности принцип недопустимости ограничения прав и свобод, закрепленных в других источниках права. Он прямо  зафиксирован в тексте Хартии. Как  следует из ст. 53 документа, ни одно из ее положений в своем толковании, а значит в претворении в жизнь, не должно наносить ущерба основным правам и свободам, признанным другими юридическими источниками в рамках права Союза, международного или внутригосударственного права. Следовательно, Хартия может лишь улучшить, усовершенствовать существующее в Европе положение с правами человека, но ни в коем случае не ухудшить его.

     В Хартии основой классификации избраны  не вид или сфера применения прав, а ценности, на которых они базируются, и которые они защищают. В этом проявляется принцип неделимости основных прав и свобод, который отражен в Преамбуле документа.

     Хартия  Европейского Союза сводит все личные, политические и социально-экономические  права воедино, признает все их в качестве основных. Хартия Европейского Союза об основных правах состоит из преамбулы, которая сама по себе не содержит юридических норм (указывает причины и цели принятия Хартии, ее источники, основополагающие ценности), и 54 статей, сгруппированных в 7 глав.

     Главной идеей Преамбулы и всей Хартии является провозглашение в абзаце 2 того, что Европейский Союз «помещает  человеческую личность в центр своей  деятельности посредством введения гражданства Союза и создания пространства свободы, безопасности и справедливости». 2

     Одним из наиболее проблемных пунктов Хартии представлялась трактовка социальных и экономических прав. Источниками для их закрепления послужили многочисленные международные документы: Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; конвенции и другие инструменты Международной организации труда (МОТ), в частности Декларация МОТ о принципах и основных правах в области труда 1998 г.; Европейская социальная хартия 1961 г., с изменениями, внесенными в 1996 г.; Хартия основных социальных прав трудящихся Сообщества 1989 г., а также положения договоров.

     Несмотря  на то, что весь комплекс прав и свобод должен создавать позитивные обязательства  для государств, в этой группе прав наблюдается неоднородный подход к  их юридической силе, в соответствии с конституционной практикой государств-членов ЕС.

     Как утверждает один из непосредственных участников процесса подготовки документа  Родригес Берейхо, среди социальных и экономических прав Хартии важно  выделять, с одной стороны, те из них, которые признаются субъективными правами, и, с другой стороны, те, которые относятся к "программным" правам. Последние, воплощающие основные направления социально-экономической политики государства, представлены, например, в большинстве статей главы IV "Солидарность": социальное страхование и социальная помощь (ст. 34); охрана здоровья (ст. 35); защита окружающей среды (ст. 37) и защита потребителей (ст. 38). Согласно Родригесу Берейхо, вышеуказанные права являются негативными в том смысле, что ограничивают законодателя и других представителей государственной власти, которые, исполняя свои полномочия, не могут не учитывать эти права или противоречить содержащимся в них принципам.

Информация о работе Основные социально-экономические права граждан Европейского Союза