Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 23:54, контрольная работа
Права человека, демократия и верховенство закона являются главными ценностями Европейского Союза. ЕС рассматривает права человека как всеобщие и неделимые, активно защищает права человека и в границах Cоюза, и во всем мире. Политика ЕС в области прав человека сосредоточена на защите гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. ЕС уделяет особое внимание мерам по защите социально-экономических прав, в том числе прав женщин, детей, меньшинств и перемещенных лиц.
Введение……………………………………………………………………………...3
Источники основных социально-экономических прав граждан Европейского Союза………………………………………………………………………………....4
Система и содержание основных социально-экономических прав……………..11
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………………………………………...18
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Источники
основных социально-экономических
прав граждан Европейского Союза…………………………………………………………………
Система и содержание основных социально-экономических прав……………..11
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………………...
Введение
Права человека, демократия и верховенство закона являются главными ценностями Европейского Союза. ЕС рассматривает права человека как всеобщие и неделимые, активно защищает права человека и в границах Cоюза, и во всем мире. Политика ЕС в области прав человека сосредоточена на защите гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. ЕС уделяет особое внимание мерам по защите социально-экономических прав, в том числе прав женщин, детей, меньшинств и перемещенных лиц.
Признание и защита экономических и социальных прав связано главным образом с утверждением принципа социального государства. Эти права, в свою очередь, зависят от материального благосостояния общества, уровень которого во многом определяет реальность или фиктивность социально-экономических и культурных прав.
В
этой связи во многих биллях по правах
и национальных, и международных
рассматриваемая категория
Источники
основных социально-экономических
прав граждан Европейского Союза
Лиссабонский договор 2007 г. расширяет круг целей Европейского Союза в области социальной политики. В соответствии с ним любая политика ЕС и любые его действия должны учитывать возможность обеспечения высокого уровня занятости.
Лиссабонский договор признает ключевую роль экономических услуг, в частности, систем общественного транспорта, телекоммуникаций, почтовых служб, газо- и электроснабжения.
Роль
ЕС в этих областях ограничена. Основная
роль в них принадлежит странам-
Размеры
зарплаты и иных социальных выплат,
право на создание общественных объединений
и правила организации
В «новом» ЕС источником социально-экономических положений служат первая и вторая части Договора о функционировании Европейского Союза (ДФЕС). Согласно раздела 3 части 1 ДФЕС признает такие принципы как: равенство мужчин и женщин, высокий уровень занятости, обеспечение адекватной социальной защиты, борьба с социальной маргинализацией и высокий уровень образования, обучения и охраны здоровья людей, борьба с дискриминацией по признакам пола, расы или этнического происхождения, религии или убеждений, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации. Вторая часть ДФЕС, которая называется «Недискриминация и гражданство Союза» заключает в себе основополагающие принципы основных социально-экономических прав граждан. Подробнее права в сфере гражданства рассмотрим во второй части работы.
Договор о Европейском Союзе борется с социальной маргинализацией и дискриминацией, содействует социальной справедливости и социальной защите, равенству женщин и мужчин, солидарности поколений и охране прав ребенка.
Еще с 1969 г. в судебной практике (прецедентном праве) Суда Европейских сообществ соблюдение основных прав признано в качестве одного из «общих принципов права Сообщества», а некоторые из этих прав даже провозглашены Судом как самостоятельные принципы правовой системы ЕС (например, принципы уважения права собственности или права на защиту).
Предпосылкой
и источником указанных принципов
служат общие конституционные традиции
государств-членов в этой области
и международные договоры о правах
человека, участниками которых являются
все или подавляющее
Юридическая обязательность ЕКПЧ непосредственно для Европейского Союза была признана в его учредительных документах в 1992 г.: «Союз соблюдает основные права, как они гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г., и как они вытекают из общих конституционных традиций государств-членов, в качестве общих принципов права Сообщества».
Проект Европейской конституции 2004 г., а вслед за ним Лиссабонский договор 2007 г. еще более усилили это требование. В соответствие с новой редакцией процитированной статьи Договора о Европейском Союзе (параграф 2 статьи 6 Договора о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора): «Союз присоединяется к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод».
Итак, отныне Европейский Союз вправе и обязан присоединиться к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, то есть стать ее самостоятельным участником (при сохранении аналогичного качества за каждым государством-членом ЕС в отдельности).
После присоединения Союза к ЕКПЧ граждане и другие субъекты основных прав, гарантированных этой Конвенцией, впервые получат возможность подавать в Европейский Суд по правам человека жалобы на действия и бездействие не только национальных властей (органов государств-участников ЕКПЧ), но и наднациональных инстанций Союза (институтов, органов, учреждений ЕС). При этом в обоих случаях сохранится ныне действующее условие о необходимости прохождения сначала внутренних процедур обжалования (в случае ЕС - исков в Суд Европейского Союза).
Присоединение к общеевропейским стандартам прав человека, содержащимся в ЕКПЧ, не снимает необходимости для Европейского Союза в подготовке собственного «билля о правах» - подобно тому, как участие в этой Конвенции не отменяет и не приостанавливает действия «биллей о правах», содержащихся в национальных конституциях европейских государств.
В качестве такого источника была подготовлена и 7 декабря 2000 г. торжественно провозглашена Хартия Европейского Союза об основных правах, которая содержит все виды основных прав, признанные к концу XX века, в том числе экономические, социальные и культурные права.
Хартия Европейского Союза об основных правах впервые была разработана в июне 1999 года с целью защиты прав граждан ЕС, включая те права, которые были изложены и расписаны в Европейской Конвенции по Правам Человека и Европейской Социальной Хартией, два соглашения Совета Европы. Хартия была разработана 62 представителями из стран-членов ЕС. Хартия не была принята как соглашение из-за разногласий между странами-членами ЕС. Однако Европейский Парламент и Комиссия рекомендовали, чтобы Хартия была вписана в Соглашение ЕС.1
Лиссабонский договор признает права и свободы человека и иные принципы, установленные Хартией ЕС по правам человека, и наделяет Хартию обязательной юридической силой. Это означает, что всякий раз, когда ЕС предлагает и внедряет новые законы, они должны соответствовать правам человека, изложенным в Хартии ЕС по правам человека. Все страны-члены должны руководствоваться этим правилом. Всеобщие права включают в себя право на защиту персональных данных, право на получение убежища, равенство перед законом, отсутствие дискриминации, равенство между мужчинами и женщинами, права детей и пожилых людей, а также важные социальные права, в частности, право на защиту от незаконного увольнения и право доступа к системам социального обеспечения и социальной помощи.
В «новом» Европейском Союзе Хартия об основных правах становится одним из основополагающих актов этой интеграционной организации: приравнивается по своей юридической силе к учредительным документам ЕС (параграф 1 статьи 6 Договора о Европейском Союзе). При этом Хартия остается формально самостоятельным источником права, не входящим в структуру Договора о Европейском Союзе или Договора о функционировании Европейского Союза.
При подготовке проекта Европейской конституции 2004 г. и, затем, Лиссабонского договора 2007 г. в Хартию были внесены некоторые "технические" изменения. Эти изменения, однако, не затрагивают содержания закрепленных в ней прав, свобод и принципов, а посвящены уточнению сферы действия и порядка применения Хартии.
Новая редакция Хартии Европейского Союза об основных правах была утверждена 12 декабря 2007 г. (то есть в преддверии заключения Лиссабонского договора, подписанного на следующий день) тремя политическими институтами ЕС, от лица которых был издан ее первоначальный текст - Европейским парламентом, Советом Европейского Союза и Комиссией.
Целью Хартии является укрепление защиты основных свобод в свете изменений в обществе, социального прогресса, научного и технологического развития путем изложения их в Хартии. Права делятся на 6 частей: достоинство, свободы, равенство, солидарность, гражданство, правосудие.
Преемственность
этому документу обеспечивает в
частности принцип
В Хартии основой классификации избраны не вид или сфера применения прав, а ценности, на которых они базируются, и которые они защищают. В этом проявляется принцип неделимости основных прав и свобод, который отражен в Преамбуле документа.
Хартия Европейского Союза сводит все личные, политические и социально-экономические права воедино, признает все их в качестве основных. Хартия Европейского Союза об основных правах состоит из преамбулы, которая сама по себе не содержит юридических норм (указывает причины и цели принятия Хартии, ее источники, основополагающие ценности), и 54 статей, сгруппированных в 7 глав.
Главной идеей Преамбулы и всей Хартии является провозглашение в абзаце 2 того, что Европейский Союз «помещает человеческую личность в центр своей деятельности посредством введения гражданства Союза и создания пространства свободы, безопасности и справедливости». 2
Одним из наиболее проблемных пунктов Хартии представлялась трактовка социальных и экономических прав. Источниками для их закрепления послужили многочисленные международные документы: Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; конвенции и другие инструменты Международной организации труда (МОТ), в частности Декларация МОТ о принципах и основных правах в области труда 1998 г.; Европейская социальная хартия 1961 г., с изменениями, внесенными в 1996 г.; Хартия основных социальных прав трудящихся Сообщества 1989 г., а также положения договоров.
Несмотря на то, что весь комплекс прав и свобод должен создавать позитивные обязательства для государств, в этой группе прав наблюдается неоднородный подход к их юридической силе, в соответствии с конституционной практикой государств-членов ЕС.
Как утверждает один из непосредственных участников процесса подготовки документа Родригес Берейхо, среди социальных и экономических прав Хартии важно выделять, с одной стороны, те из них, которые признаются субъективными правами, и, с другой стороны, те, которые относятся к "программным" правам. Последние, воплощающие основные направления социально-экономической политики государства, представлены, например, в большинстве статей главы IV "Солидарность": социальное страхование и социальная помощь (ст. 34); охрана здоровья (ст. 35); защита окружающей среды (ст. 37) и защита потребителей (ст. 38). Согласно Родригесу Берейхо, вышеуказанные права являются негативными в том смысле, что ограничивают законодателя и других представителей государственной власти, которые, исполняя свои полномочия, не могут не учитывать эти права или противоречить содержащимся в них принципам.
Информация о работе Основные социально-экономические права граждан Европейского Союза