Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:07, статья
Данная статья освящает проблему определения места Президента США и Президента Республики Беларусь в системе разделение властей. В ней проводится анализ конституционного статуса глав государств обеих стран, рассматривается функционирование системы разделения властей, выявляются сходства и различия в моделях института президентства США и Республики Беларусь. На основании сравнительно-правового анализа делаются выводы о роли глав государств США и Республики Беларусь в системе высших государственных органов.
УДК 342.511
Е.М. Клочок
Научный руководитель – Т.М. Гончар,
преподаватель кафедры международного права (ГрГУ имени Янки Купалы)
К ВОПРОСУ О МЕСТЕ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И СОЕДИНЁННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ
Данная статья освящает проблему определения места Президента США и Президента Республики Беларусь в системе разделение властей. В ней проводится анализ конституционного статуса глав государств обеих стран, рассматривается функционирование системы разделения властей, выявляются сходства и различия в моделях института президентства США и Республики Беларусь. На основании сравнительно-правового анализа делаются выводы о роли глав государств США и Республики Беларусь в системе высших государственных органов.
Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы во многих странах мира. В то же время, каждое из государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия. Актуальной и острой на сегодняшний день является проблема взаимодействия президента с основными государственными органами, его влияние на иные институты государственной власти. Кроме того, в науке конституционного права отсутствует единство позиций к вопросу об определении места президента в системе разделения властей. Эти обстоятельства и обуславливают потребность в сравнительно-правовом анализе роли Президента Соединённых Штатов Америки и Президента Республики Беларусь в системе высших государственных органов.
За основу построения системы государственной власти США был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями власти. Согласно Конституции США законодательная власть принадлежит Конгрессу (раздел 1, ст. I), исполнительная - Президенту (разд. 1 ст. II), а судебная власть осуществляется Верховным Судом и теми низшими судами, «которые будут время от времени учреждаться Конгрессом» Америки (раздел 1, ст. III) [1]. Каждому из этих органов власти была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные между ними отношения имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Конгресс не только законодательствует, но обладает правом импичмента на случай попытки исполнительной власти нарушить законность; полномочия Президента подзаконны, но он обладает правом отлагательного вето и назначает федеральных судей, однако вето преодолевается квалифицированным большинством в Конгрессе, а судьи назначаются пожизненно; Верховный Суд осуществляет контроль за законностью актов исполнительной власти.
Конституция США достаточно четко определяет принципы взаимоотношений высших органов власти, где место и роль главы государства, президента, не вызывают сомнения. Однако ни Конституция США, ни поправки к ней не дают единой и целостной характеристики института Президента США. Исполнительная власть предоставлена Президенту в личном качестве. Его полномочия закреплены в достаточно широком объеме, но без строгих пределов, что и способствовало их неуклонному фактическому возрастанию [2, с.10]. В то же время президентская власть не переросла в личную диктатуру, поскольку она всегда сдерживалась определенными полномочиями Конгресса и Верховного суда.
В Республике Беларусь же система высших государственных органов построена на иных, отличных от США принципах. Так, согласно Конституции Республики Беларусь законодательная власть принадлежит Парламенту - Национальному собранию Республики Беларусь (ст. 90). Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления (ст. 106). Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам (ст. 109).
В отличии от Конституции США, Конституция Республики Беларусь не относит Президента ни к одной из ветвей власти. Статья 79 Конституции Республики Беларусь определяет Президента как Главу государства, гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, который олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну в международной сфере, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между ними [3].
Президент Республики
Беларусь занимает особое место в
системе государственных
В отличии от американской модели президенсткой республики, где президент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства, Республики Беларусь сделала выбор в пользу французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами – главой государства и главой правительства. Президент Республики Беларусь, по сути, обладает самостоятельной суверенной формой власти и занимает главенствующее место в системе высших государственных органов. Однако его деятельность не бесконтрольна. В Конституции Беларуси закреплена система сдержек и противовесов. Так, назначения на ключевые государственные посты производятся с согласия Парламента, а нормотворческая деятельность Главы государства может быть проверена на соответствие Конституции. Парламент обладает правом преодоления вето Президента, ратификации подписанных им международных договоров. В случае совершения государственной измены или иного тяжкого преступления Президент может быть смещен с должности в порядке импичмента.
Современные американские исследователи единодушно отмечают ведущую роль президента США в системе органов государства. По своему влиянию на государственные дела он, безусловно, доминирует по отношению к Конгрессу и Верховному суду. Внутренняя и внешняя политика страны в основном формируется и осуществляется властью Президента, но вместе с тем президентская власть в США - власть исполнительная и ее место в сбалансированной триаде властей вполне определено и закреплено Конституцией [4]. Конституция Республики Беларусь уходит от прямого закрепления юридической природы президентских полномочий с точки зрения разделения властей. Они не вписываются в классическую триаду властей и не включены каким-либо образом в структуру одной из них, а выделены в отдельную главу, с которой начинается изложение полномочий основных органов государственной власти. В этом заключается главная отличительная черта белорусской модели президентства, своеобразие белорусской концепции разделения властей. Президент Республики Беларусь не только осуществляет конкретные управленческие функции, но и олицетворяет государственную власть в целом, персонифицирует ее облик. Таким образом, представляется, что глава государства в Республике Беларусь является более влиятельной фигурой, чем в США, где он возглавляет лишь одну из ветвей власти, а именно – власть исполнительную.
К сожалению, как отмечает А.Г. Тиковенко, в отличие от США, принцип разделения властей до сих пор не получил глубокого понимания, отражения в постсоветском сознании граждан, политиков, депутатов парламентов, стран СНГ, в том числе и Беларуси [4]. Поэтому институт президентства, основанный на сильной эффективной президентской власти - объективная реальность, необходимая в условиях переходного периода и защиты государственного суверенитета Республики Беларусь. Мировой опыт показывает, что сильная президентская власть - атрибут практически всех (за малым исключением) переходных обществ. Это признают западные ученые и государствоведы.
Список литературы
1. Конституция США // Викитека
– Свободная библиотека [Электронный
ресурс]. – 2013. – Режим доступа: https://ru.wikisource.org/
2. Лапшина, И.Е. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах: учебное пособие / И.Е. Лапшина. – М.: Проспект, ТК Велби, 2004. – 272 с.
3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
4. Тиковенко, А.Г. Конституционная
природа судебной власти / А.Г. Тиковенко
// Право и демократия: сборник научных
трудов / Белорусский государственный
университет; редкол.: В.Н. Бибило (гл. ред.)
[и др.]. – Минск: Право и экономика, 1999 [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.elib.bsu.by/
Сomparative legal analysis of US President and Republic of Belarus took place in this article. Due to this analysis were formed certain conclusions about role of the President of the two countries in higher governmental system.