Понятие, цели и направления валютного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:59, реферат

Описание

Экономические преобразования, проводимые после распада СССР, сняли юридические ограничения на прямой выход российских предприятий на внешние рынки и иностранных предпринимателей на российский рынок. Произошло уменьшение доли централизованного экспорта и импорта во внешнеторговом обороте; интенсификация внешнеэкономических связей на микроуровне потребовала расширения количества коммерческих банков, занимающихся валютным обслуживанием клиентов.

Содержание

Введение……………………………………………………………….2
1. Понятие, цели и направления валютного регулирования……..4
2. Правовой режим валютных операций…………………………..8
Заключение….………………………………………………………..11
Список литературы..............................................................................12

Работа состоит из  1 файл

валютоне рег.docx

— 27.78 Кб (Скачать документ)

 Специфический характер  валютных отношений создает для  законодателя потенциальную возможность  устанавливать одновременно различные  типы правовых режимов для  разных видов валютных операций. Федеральный закон № 173-ФЗ выделяет четыре группы валютных операций, регулирование которых осуществляется с различным сочетанием запретов, дозволений, позитивных связываний: валютные операции между резидентами и нерезидентами; валютные операции между резидентами; валютные операции между нерезидентами; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

 Нормы законодательства, регулирующие валютные операции  между резидентами и нерезидентами,  являются преимущественно дозволительными.  В соответствии со ст. 6 Федерального  закона № 173-ФЗ указанные операции  осуществляются без ограничений.

 Применительно к внешнеторговой  деятельности действуют требования  об обеспечении резидентами репатриации  (возврата в страну) иностранной  и российской валюты. В соответствии  со ст. 19 Федерального закона №  173-ФЗ резиденты обязаны обеспечить  репатриацию иностранной валюты  и валюты Российской Федерации,  причитающейся им от нерезидентов, на свои счета в уполномоченных банках.

 

 В целом, оценивая  характер норм, регулирующих валютные  операции между резидентами и  нерезидентами, можно сделать  вывод, что законодателем установлен  для них общедозволительный правовой режим. Соответственно, применительно к данным валютным операциям действует принцип «разрешено все, кроме того, что прямо запрещено».

 Валютные операции  между резидентами, наоборот, запрещены,  за исключением операций, указанных  в ст. 9 Федерального закона №  173-ФЗ[9].

 Сочетание правовых  средств, используемых для регулирования  валютных операций между резидентами,  указывает на то, что на них  распространяется разрешительный  правовой режим. То есть действует  принцип «запрещено все, кроме  того, что прямо разрешено».

 Согласно ст. 10 Федерального закона № 173-ФЗ нерезиденты вправе без ограничений переводить друг другу иностранную валюту с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на банковские счета (банковские вклады), открытые за пределами Российской Федерации, или в уполномоченных банках, а также осуществлять переводы иностранной валюты из-за границы на банковские счета (банковские вклады), открытые в уполномоченных банках.

 При проведении нерезидентами  между собой на территории  РФ валютных операций с внутренними  ценными бумагами они обязаны  соблюдать требования российского  антимонопольного законодательства  и законодательства РФ о рынке  ценных бумаг.

 Правовой режим валютных  операций между нерезидентами  можно охарактеризовать как общедозволительный, поскольку ограничения, подлежащие применению к ним, сформулированы как исключения, применяемые к отдельным видам валютных операций.

 Правовой режим таких  валютных операций, как ввоз в  Российскую Федерацию и вывоз  из Российской Федерации валютных  ценностей, российской валюты  и внутренних ценных бумаг,  дифференцирован валютным законодательством  в зависимости от вида объекта  валютных операций, его стоимости  и направления перемещения - ввоз  или вывоз, а также статуса  лица, осуществляющего такую операцию.

 

 Так, в соответствии  со ст. 15 Федерального закона №  173-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию  объектов валютных операций (иностранной  валюты, валюты Российской Федерации,  дорожных чеков, внешних и внутренних  ценных бумаг в документарной  форме) осуществляется резидентами  и нерезидентами без ограничений  при соблюдении требований таможенного законодательства РФ.

 При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долларов США, указанные объекты валютных операций подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимого имущества.

 В отличие от ввоза  вывоз объектов валютных операций  из Российской Федерации может  осуществляться только при соблюдении  ряда валютных ограничений.

 Так, физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют  право вывозить из Российской  Федерации иностранную валюту, валюту  РФ, дорожные чеки, внешние и внутренние  ценные бумаги в документарной  форме, ранее ввезенные или  переведенные в Российскую Федерацию,  в пределах, указанных в таможенной  декларации или ином документе,  подтверждающем их ввоз или  перевод в Российскую Федерацию.  В случае отсутствия указанных  обстоятельств или отсутствия  подтверждающих их документов  физические лица имеют право  единовременно вывозить из Российской  Федерации наличную иностранную  валюту и валюту Российской  Федерации в сумме, не превышающей  в эквиваленте 10 тыс. долларов  США.

 При этом, если сумма единовременно вывозимой наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации в сумме не превышает в эквиваленте 3000 долларов США, а дорожных чеков - 10 тыс. долларов США, то соответствующие объекты валютных операций не подлежат обязательному таможенному декларированию. В остальных случаях вывоза резидентами и нерезидентами из Российской Федерации объектов валютных операций вывозимое имущество подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной деклараций.

 

Заключение

 

 Итак,  на сегодняшний день в Российской Федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.

 Так как по роду объекта регулирования правовой режим и виды валютных операций затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые тем более опасны, что ответственность слишком высока.

 Существуют различные мнения законодателей в отношении дальнейшего развития валютного регулирования, однако развитие законодательства в этой области пока движется по пути ужесточения («закручивания гаек»). Однако, суть валютного регулирования и валютного контроля не может остановить экспорт капитала из России, если финансовый климат страны не располагает к инвестициям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Живарев В.Е. Международное право. Конспект лекций. М.: МИЭМП, 2005.

2. Закон РФ от 09.10.2010 N 3615-1 (ред. от 10.12.2007) «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступающими в силу с 17.06.2006).

3.  Информационное письмо ЦБ РФ №18 «Вопросы по применению Положения Банка России «О порядке проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций и об учете и представлении отчетности по некоторым видам валютных операций» №39 от 24.04.10 (в редакции Положения Банка России «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России «Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций» №39 от 24 апреля 2010 г.» №152-П от 17.09.2008)».

4. Основные положения  о регулировании валютных операций  на территории СССР. Письмо ЦБ  РФ от 24.05.1991 №352 с изм. 02.09.2006.

5. Федеральный закон от 10.12.2008 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

 


Информация о работе Понятие, цели и направления валютного регулирования