Понятие и классификация международных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:57, контрольная работа

Описание

При таких условиях в современном мире обозначилась тенденция к росту влияния международных организаций как формы сотрудничества государств, в связи с этим идет бурное их развитие: дальнейшее расширение их компетенции, усложнение структуры и расширение участников международных отношений – все более важными субъектами становятся межгосударственные и негосударственные объединения (при этом, не умаляется роль межгосударственных отношений). Они создаются для реализации определенных целей государств и не государств (физических лиц, например) участников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие и классификация международных организаций…………...4
1.2.Порядок создания международных организаций и прекращения их существования…………………………………………………………………...6
Россия и международные организации………………………………….9
2.1. Участие России во всемирных организациях…………………………10
2.2. России и европейские организации…………………………………….12
3. Содружество независимых государств………………………………..…15
3.1. Сотрудничество России с международными организациями………..16
3.2. Россия и международные клубы………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………...20
Список использованных источников…………………………………….…21

Работа состоит из  1 файл

вступление.docx

— 44.31 Кб (Скачать документ)

 

2.1. Участие России во всемирных организациях.

Россия стояла у истоков  создания многих международных организаций. После победы над наполеоновской Францией державы-победительницы (Россия, Пруссия, Великобритания и Австрия) созвали международный конгресс. Он проходил в 1814- 1815 гг. в столице  Австрии - Вене. На конгрессе были установлены  новые политические границы, а также  образован Священный союз. Монархи  Австрии, Пруссии и России договорились следить за соблюдением международных  законов и за сохранением мира в Европе.

На Венском конгрессе  была также создана первая международная  специализированная организация - Центральная  комиссия по судоходству на Рейне, крупнейшей реке Европы. Вплоть до начала XX в. появились  ещё несколько специальных организаций. Россия принимала участие в большинстве  из них, например во Всемирном почтовом союзе, образованном в 1874 г.

В течение 20-30-х гг. XX в. появились  комплексные международные организации, в первую очередь Лига Наций. Она  была образована в 1919 г. Лига Наций явилась  предшественницей современной Организации  Объединённых Наций. Перед Лигой  стояли две цели: развитие сотрудничества между народами и сохранение мира и безопасности. Однако эта организация не смогла достичь своих целей и помешать началу в 1939 г. Второй мировой войны. И всё же благодаря усилиям именно Лиги Наций удалось погасить многие политические и военные конфликты, вспыхивавшие в 20-х и 30-х гг.

В 1917 г. в России произошли  две революции - Февральская и  Октябрьская. Вместо Российской империи  на политической карте мира в 1922 г. появилось  новое государство - Союз Советских  Социалистических Республик (СССР). В  первые годы существования СССР другие государства не признавали его, и  поэтому страна долго не могла  вступить ни в одну международную  организацию. Но в конце 20-х гг. картина  изменилась: Советский Союз установил  дипломатические отношения со многими  западными государствами, а в 1934 г. был принят в Лигу Наций. СССР сразу  стал членом её высшего органа - Совета, который принимал самые важные решения.

После Второй мировой войны  возникло много новых международных  организаций. Пожалуй, главной из них  является Организация Объединённых Наций, созданная в 1945 г. Перед ней  стояли те же цели, что и перед  Лигой Наций. Но, в отличие от своей  предшественницы, ООН лучше организована, имеет большие финансовые возможности, хороший аппарат управления и  даже вооружённые силы для поддержания  мира в разных регионах. Наша страна принимала активное участие в  создании ООН и как держава - победительница во Второй мировой войне вошла в число постоянных членов Совета Безопасности ООН - высшего исполнительного органа организации. Россия и сейчас является членом Совета Безопасности (в который входят также США, Великобритания, Франция и Китай) и обладает правом вето, т. е. может наложить запрет на любые решения, принимаемые Организацией Объединённых Наций.

В послевоенный период мир  как бы раскололся на две части. Появилось  два военно-политических блока. В 1949 г. США и их союзники (Федеративная Республика Германии, Великобритания, Италия и др.) объединились в Организацию Североатлантического договора. В ответ на это в 1955 г. СССР и ряд государств Восточной Европы (Польша, Болгария, Германская Демократическая Республика, Венгрия и др.) создали Организацию Варшавского Договора (ОВД). Сразу после этого стали возникать политические, военные и экономические организации, в которые могли вступить только члены одного из этих двух главных политических блоков. Например, СССР и его союзники не могли быть членами НАТО и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), которые объединяли только западные капиталистические государства. Членами же Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) являлись только социалистические страны.

В 1991 г. распалась вся социалистическая система, в том числе Советский  Союз. Исчезли политические и экономические  организации, созданные в рамках этой системы. Новая Россия стала  членом тех организаций, в которые  СССР не вступал по идеологическим соображениям, например Международного валютного фонда и Мирового банка.

 

2.2. Россия и  европейские организации.

Россия - евразийское государство. Поэтому она не только поддерживает связи с другими европейскими странами, но и сотрудничает с ними, являясь равноправным членом многих европейских организаций. В прошлом  этому часто препятствовали политические и военные конфликты между  нашим государством и европейскими державами, а также необъективные  представления друг о друге.

Наиболее значимые среди  европейских политических и экономических  организаций - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе,(ОБСЕ), Совет Европы, Европейский союз. Цели и задачи ОБСЕ - поддерживать мир и безопасность в Европе. В организацию входят не только европейские государства, но и азиатские - Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Россия - активный член ОБСЕ, она часто принимает участие в переговорах и миротворческих акциях, проводимых этой организацией.

Для того чтобы вступить в Совет Европы, от нашей страны потребовалось внести изменения  в своё законодательство: было необходимо приблизить его к правовым нормам большинства европейских государств. Но законодательство России ещё не полностью удовлетворяет этим требованиям.

Россия принимает участие  в двух региональных европейских  организациях - Совете государств Балтийского  моря (СГБМ) и Черноморском экономическом  сотрудничестве (ЧЭС).

Совет государств Балтийского  моря был основан в 1991 г. по инициативе Германии и Дании. В него вошли  десять государств Балтийского региона. Основные области сотрудничества этой организации - политика, экономика, торговля, энергетика, экология, туризм и культура. Участие в СГБМ позволило России наладить более тесные политические и культурные связи со странами этого  региона. Особенно важен опыт совместного  решения экологических проблем, так как Балтийское море - одно из самых загрязнённых.

"Общее" море послужило  причиной создания и другой  региональной организации европейских  государств - Черноморского экономического  сотрудничества. Она была образована  в 1992 г. в столице Турции - Анкаре. В неё вошло 11 стран (включая  Россию), с общим населением более  400 млн человек и площадью, превышающей общую площадь стран - участниц Европейского союза. Целью организации является прежде всего развитие политических и экономических связей причерноморских государств.

Наша страна пока не является участницей некоторых важных европейских  организаций, например Европейского союза. Это объясняется тем, что Россия ещё не достигла, с точки зрения европейских партнёров, необходимого уровня экономического и политического  развития. Но сотрудничество нашей страны с государствами ЕС, особенно с Германией, Италией и Францией, постоянно развивается. В конце XX в. около 40% всего российского внешнеторгового оборота приходилось на государства Европейского союза. Эта организация является главным экономическим партнёром России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Содружество  независимых государств.

Очень важным для России является участие в Содружестве  Независимых Государств. Эта организация  была создана в конце 1991 г. после  распада Советского Союза. Постепенно в неё вошли почти все государства - бывшие советские республики (кроме  стран Балтии). В 1998 г. СНГ состояло из 12 государств. Россия играет в Содружестве  ведущую роль, так как в политическом и экономическом отношении она  является самым мощным государством среди членов этой организации.

Главные цели и задачи СНГ - развитие политического, военного, экономического и культурного сотрудничества между  государствами, возникшими на месте  бывшего СССР. Особое внимание уделяется  соблюдению территориальной целостности  и неприкосновенности границ СНГ, защите прав человека. К концу XX в. почти  все государства Содружества  находились либо в экономическом, либо в политическом кризисе, поэтому  сотрудничество развивалось крайне медленно и неравномерно. Кроме того, между некоторыми странами СНГ происходили  политические конфликты, например между  Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного  Карабаха. Россия и Украина несколько  лет вели сложные переговоры о  том, как разделить Черноморский флот. Поэтому нужна была организация, которая помогала бы решать многочисленные проблемы, возникающие на территории бывшего СССР, и способствовала взаимовыгодному  сотрудничеству новых государств.

Внутри СНГ происходят процессы интеграции (т. е. объединения). Политический и экономический союз заключили Россия и Белоруссия. С  целью образования единого экономического пространства Россия, Белоруссия, Казахстан  и Кыргызстан подписали таможенный договор.

Для нашей страны участие  в СНГ имеет принципиальное значение. Она стремится сохранить своё влияние в государствах - бывших советских республиках. Поэтому  России пришлось взять на себя охрану внешних границ СНГ в Закавказье и Средней Азии. Это важно ещё и потому, что за пределами России в странах СНГ проживает более 20 млн русского и русскоязычного населения.

 

3.1 Сотрудничество  России с международными организациями.

Существуют организации, в которых наша страна по разным причинам - политическим, экономическим  или географическим - участвовать  не может. Однако сотрудничество со многими  из них необходимо и выгодно России. В конце XX в. наиболее полезным было сотрудничество с НАТО, Европейским  союзом и Организацией стран - экспортёров  нефти (ОПЕК). В Организацию Североатлантического договора входят несколько государств Европы, а также США и Канада. После распада Советского Союза  и социалистической системы НАТО стала самой мощной военно-политической организацией в мире. Изменились и  задачи этой организации, так как  потенциальных военных противников  у неё не стало. НАТО создаёт систему  военной и политической безопасности для всех стран Европы. С этой целью в 1994 г. была разработана программа "Партнёрство во имя мира" для  государств, которые, не являясь членами  Организации Североатлантического договора, заинтересованы в сотрудничестве с ней. Россия тоже участвует в  этой программе: проводятся совместные военные учения бывших противников, а также предоставляется друг другу военная информация, которая  раньше добывалась только с помощью  разведки. Но НАТО не спешит принять  в свои ряды Россию, так как считает  её недостаточно демократическим государством. Наша страна в свою очередь противится тому, чтобы в Организацию Североатлантического договора были приняты государства, ранее входившие в социалистическую систему, особенно страны Балтии. Но несмотря на эти разногласия, в 1997 г. в Париже между Россией и НАТО был подписан договор о военно-политическом сотрудничестве.

Россия - один из крупнейших экспортёров нефти. На мировом рынке  часто происходят сильные изменения  цен на нефть, что очень невыгодно  её экспортёрам. Для того чтобы стабилизировать  цены и проводить единую нефтяную политику, ряд государств объединились в Организацию стран - экспортёров  нефти. В неё вошли в основном страны Персидского залива, которые  добывают и экспортируют большую  часть мировой нефти. После распада  СССР экономика России стала ещё  сильнее зависеть от экспорта нефти  и газа. Кроме того, в 1998 г. на мировом  нефтяном рынке разразился кризис. Цены на этот вид энергоресурсов упали  более чем в два раза, и страны - экспортёры нефти, в том числе  и Россия, стали терпеть большие  убытки. Поэтому нашей стране стало  необходимо более чётко координировать и согласовывать с ОПЕК свои действия на нефтяном рынке. В Вене были проведены  переговоры между странами - членами  ОПЕК и Россией. В результате поставки нефти на мировой рынок сократились и падение цен на неё приостановилось.

 

3.2 Россия и  международные клубы.

Среди международных организаций  есть несколько не совсем обычных. Их часто называют клубами, так как  членство и условия приёма в эти  организации строго не оформлены. Попасть  в них очень трудно. Условия  приёма могут меняться - всё зависит  от страны, которая хочет вступить в такую организацию. Быть членом клуба очень престижно, поскольку  это даёт возможность влиять на политические и экономические процессы, происходящие в мире. В 1997 г. Россия вступила в три подобные организации - Лондонский и Парижский клубы и в "большую семёрку", которая в результате стала "большой восьмёркой".

Лондонский клуб объединяет крупнейшие в мире частные банки-кредиторы. Если страна исправно выплачивает долги  и проценты по финансовым кредитам, а также имеет репутацию "надёжного  должника", то она может установить официальные отношения с этим клубом добиться определённых льгот. В конце XX в. экономический кризис в нашей стране привёл к тому, что её внешний долг увеличился, однако она по-прежнему считается "надёжным должником". Договор с Лондонским клубом позволил России ослабить долговое бремя и маневрировать своими финансовыми средствами.

Наряду с Лондонским существует ещё один международный клуб - стран-кредиторов. Парижский клуб возник в 1956 г. Страны, входящие в Парижский клуб, объединились, поскольку, действуя совместно, легче получить обратно "свои кровные". Часть кредитов, которые выдали эти государства, практически невозможно вернуть (например, страны-должники разорились и т. д.). Поэтому государство-кредитор при вступлении в Парижский клуб безвозвратно теряет часть выданных денег (как бы прощает своих должников), зато выплата остальных ему гарантируется.

После распада СССР большинство  советских кредитов перешло к  России, и сейчас другие государства  должны нашей стране более 100 млрд долларов - почти столько же, сколько должна сама Россия. Большая часть этих долгов не выплачивается или выплачивается очень медленно, так как должники России - в основном бедные развивающиеся страны. Поэтому наша страна решила вступить в Парижский клуб. Российские кредиты и состояние выплат по ним были внимательно изучены в Парижском клубе, и его специалисты решили, что большую их часть можно получить обратно. В 1997 г. Россия стала членом этой престижной международной организации.

"Большая семёрка" - объединение семи ведущих промышленно  развитых государств: США, Канады, Великобритании, Франции, Германии, Японии и Италии. Оно было создано  для решения наиболее важных, глобальных экономических и финансовых  проблем. Встречи глав государств "большой семёрки" проводятся  каждый год. Со временем круг  обсуждаемых актуальных тем расширился. И теперь большое внимание  уделяется таким важнейшим вопросам, как загрязнение окружающей среды,  сохранение энергоресурсов, международная преступность, торговля наркотиками и др. С 1997 г. Россия является полноправным членом этого самого престижного международного клуба.

Информация о работе Понятие и классификация международных организаций