Автор работы: Алексей Урзановский, 20 Июля 2010 в 14:41, реферат
Словосочетание “экономическая дипломатия” предполагает под собой дипломатические служебные действия, сконцентрированные на увеличении экспорта, привлечения иностранных инвестиций и участия в работе международных экономических организаций, т.е., действия, сосредоточенные на подтверждении экономических интересов страны на международном уровне.
Краткий внешнеэкономический словарь дает такое определение экономической дипломатии: «специфическая область современной дипломатической деятельности, связанная с использованием экономических проблем в качестве объекта и средства сотрудничества в международных отношениях, являющаяся составной частью внешней политики и международной деятельности государства, где внешняя политика определяет цели и задачи экономической дипломатии, которая в свою очередь, использует свои средства и методы».
Сегодня существует множество мнений, которые объясняют само понятие и те направления, которыми экономическая дипломатия занимается: к ним относятся внешняя политика в области экономики и торговли в комплексе или иначе торгово-экономические двухсторонние отношения стран между собой. Более четкого определения этого понятия нет, почти все экономические и дипломатические словари используют термины, которые употребляются в экономической дипломатии и приводят примеры ее применения в отношениях между государствами.
Коммерческая деятельность всегда была важной областью дипломатического обслуживания, в то время как ее средства, методы и цели определял фактический момент истории.
Несколько десятилетий тому назад, особенно после, Второй Мировой Войны, коммерческая деятельность расценивалась, как действия так называемой политической дипломатии. Профессиональные дипломаты, работающие в сфере строго политических межгосударственных взаимоотношений, имели более высокий статус и профессиональную репутацию по сравнению с коммерческими атташе. Но, если мы будем рассматривать происхождение дипломатии вообще, то обнаружим, что торговля была фундаментальным стимулом для кроссирования тогдашних национальных границ и развития взаимодействия между нациями. Исторические примеры подтверждают, что интенсивная торговля, регулируемая торговыми договорами, была присуща цивилизациям древнего Египта и Западной Азии. Торговля между Старым Светом и Новым Светом, процветала благодаря Европейской колонизации Азии и открытию богатых Южно-американских побережий.
Другими словами, торговля была поводом для установления первых межгосударственных взаимоотношений и соглашений. Поэтому, можно смело сказать: национальный флаг следовал за торговлей.
Понятие экономической дипломатии.
Словосочетание
“экономическая дипломатия” предполагает
под собой дипломатические
Краткий
внешнеэкономический словарь
Сегодня существует множество мнений, которые объясняют само понятие и те направления, которыми экономическая дипломатия занимается: к ним относятся внешняя политика в области экономики и торговли в комплексе или иначе торгово-экономические двухсторонние отношения стран между собой. Более четкого определения этого понятия нет, почти все экономические и дипломатические словари используют термины, которые употребляются в экономической дипломатии и приводят примеры ее применения в отношениях между государствами.
Коммерческая деятельность всегда была важной областью дипломатического обслуживания, в то время как ее средства, методы и цели определял фактический момент истории.
Несколько десятилетий тому назад, особенно после, Второй Мировой Войны, коммерческая деятельность расценивалась, как действия так называемой политической дипломатии. Профессиональные дипломаты, работающие в сфере строго политических межгосударственных взаимоотношений, имели более высокий статус и профессиональную репутацию по сравнению с коммерческими атташе. Но, если мы будем рассматривать происхождение дипломатии вообще, то обнаружим, что торговля была фундаментальным стимулом для кроссирования тогдашних национальных границ и развития взаимодействия между нациями. Исторические примеры подтверждают, что интенсивная торговля, регулируемая торговыми договорами, была присуща цивилизациям древнего Египта и Западной Азии. Торговля между Старым Светом и Новым Светом, процветала благодаря Европейской колонизации Азии и открытию богатых Южно-американских побережий.
Другими словами, торговля была поводом для установления первых межгосударственных взаимоотношений и соглашений. Поэтому, можно смело сказать: национальный флаг следовал за торговлей.
В
последнее время, улучшение коммерческих
и экономических
• В большинстве развитых стран, доля внешней торговли и инвестиций в ВАЛОВОМ ВНУТРЕННЕМ ПРОДУКТЕ, постоянно растет по сравнению с местным производством;
• Осуществление экономических реформ в процессах ориентации на рыночную экономику развитых стран, также как и стратегия развития, основанная на укреплении экспорта, содействует более быстрой интеграции государства в глобальную мировую экономику;
• Глобализация торговли и бизнеса — наращивание производства и расширение сферы оказания услуг, создают необходимость активизировать многосторонние регулярные связи между странами.
• Расширение региональных торговых соглашений с целью устранения барьеров для международной торговли и инвестиционных процессов — ЕС, CEFTA, Mercosur, NAFTA, FTAA и другие — определяют в значительной мэре их ведущую роль.
В
наше время глобализации мира, характеризующееся
экономической
Сегодня, экономическая дипломатия становится дисциплиной, объединяющей понимание динамики международных взаимодействий в политических и экономических сферах, она определяет развитие их взаимоотношений и взаимозависимость друг от друга. Функциональные возможности объединенной дипломатии многоэквивалентны, потому что каждая специфическая дипломатическая деятельность на политическом или экономическом уровне связана друг с другом. Этот подход появляется в двусторонних и многосторонних взаимоотношениях государств. Яркий пример тому недавний «газовый кризис» между Россией и Украиной.
То что экономическая дипломатия становится наиболее важной сферой в системе современных международных экономических отношений не для кого не секрет и с каждым годом она будет занимать все более значимое место тоже не вызывает сомнений.
Область хозяйственной деятельности дипломатии - что же этому способствует?
1. Интернационализация, интеграция и глобализация мировой экономической системы.
2. Транснациональные корпорации, инвестиционные группы и банки становятся главными участниками международных отношений, именно они посредством развития торговли и инвестиций влияют на мировую политику и развитие международных отношений. Масштабная и увеличивающаяся зависимость экономик новых независимых государств, от мировых рынков, инвестиций и технологий заставляет их корректировать свои позиции по политическим и военным проблемам международной жизни.
3. Глобализация в мировом хозяйстве повышает роль экономической дипломатии, поднимая ее на новый количественный и качественный уровень, привлекая национальные производительные силы отдельных государств для получения конечного продукта в процесс его создания в интересах всех стран мирового хозяйства, препятствует монополизации преимуществ глобализации отдельными странами.
4.
Внедрение прогрессивных
5. Продвижение инноваций в экономику государства и внешняя открытость — способствует созданию положительного имиджа страны, а это влечет за собой привлечение в страну иностранного туризма, что тоже является решающим фактором экономического роста и привлечению иностранных инвестиций.
Глобализация является главной движущей силой развития экономической дипломатии, положительно влияет на международную конкуренцию и активизирует государства к продвижению и защите своих национальных интересов на мировом рынке.
Для того чтобы национальные компании в странах действовали успешно и страна выигрышно представляла себя в системе мировой торговли, необходима всесторонняя государственная поддержка национальным производителям, выраженная в различных формах. Для этого необходимо поднимать конкурентоспособности национальных производителей, а именно: привлекать новые энерго- и ресурсо- сберегающие технологии, способствующее удешевлению конечного продукта, что способствует продвижению экспорта, улучшает его доступ на внешние рынки и будет привлекать зарубежных инвесторов в национальные компании. Именно экономическая дипломатия создает благоприятную среду для наилучшего решения и практического повышения конкурентоспособности товаров, производимых в стране.
Продвижение страны при помощи экономической дипломатии и ее миссий.
Создание позитивного имиджа восприятия своей страны — главная задача дипломатических миссий, министерств иностранных дел и профессиональных дипломатов вообще — хотя их фактические возможности коренным образом или временно влиять на изменение существующего восприятия их страны за границей часто ограничены. Брайан Хокинг, знаменитый современный теоретик дипломатии, проанализировав влияние восприятия страны на решения, принимаемые иностранными бизнесменами о начале своей деловой активности, заявил, что на 72%, восприятие страны является основой для принятия решений по вкладыванию инвестиций или иных форм экономического сотрудничества с этой страной. Мировой Банк, в его публикации: «Маркетинг Страны: реклама, как инструмент для привлечения иностранных инвестиций», определяет создание положительного образа страны как ключевую позицию для привлечения иностранных инвестиций. Ведь даже между странами, не имеющими никаких дипломатических взаимоотношений и обладающих серьезными политическими разногласиями может существовать интенсивный экономический обмен. Тем более двусторонние взаимоотношения, основанные на положительном восприятии национальной тождественности, является основанием для более динамичного и легкого развития торгово-экономических взаимоотношений. Инициатива, новшество и изобретательность вот качества успешной организации действий, которые находятся на вооружении дипломатических миссий. Здесь, важны все методы ведения дипломатической деятельности, в том числе консульская и культурно-просветительская работа, отношения со СМИ, диаспорой и другие сферы работы дипломатических представительств, основной задачей которых является создание положительного привлекательного имиджа своего государства в стране пребывания.
Дипломатическая миссия является основной структурной единицей в предоставлении своему государству информации об основных принципах и структуре и тенденциях развития экономики страны пребывания, ее планов и программ, валютно-финансового состояния, развития внешнеэкономических связей, конъюнктуры рынков товаров и услуг; ее экспортного и импортного потенциала, о запросах прямых инвестиций в экономику страны, собранной через официальные источники, к которым миссия имеет непосредственный доступ. Все это позволяет создать потенциал для дальнейшего экономического сотрудничества.
Одной из главных задач дипломатических миссий является содействие участникам внешнеэкономических отношений своей страны в их работе на рынках страны пребывания, защита и осуществление контроля над соблюдением интересов страны в процессе их деятельности и ее координация без вмешательства в их хозяйственную деятельность; представление своего государства как страны, чье финансовое, экономическое и политическое положение позволяет рассматривать ее в качестве надежного партнера в области внешнеэкономической деятельности, оказывать содействия своим участникам внешнеэкономической деятельности в ее осуществлении, организовывать переговоры, конгрессы, семинары, круглые столы, выставки; прорабатывать поступающие предложения своих предприятий по организации экспорта — импорта товаров и услуг, инвестиционных запросов и предложений, оказывать им консультационно-информационные услуги, использовать местных экспертов для анализа экономики и рынка, где требуются потому специальные знания, которых может не иметь профессиональный дипломат.
Сыгранность
— метод организации работы дипломатических
миссий. Дипломаты это «отряд особого
назначения», их работа требует командной
игры для решения главных
Сегодня, министерства иностранных дел во всем мире используют несколько моделей работы относящихся к торгово-экономической внешней деятельности.
Объединенная модель представляет собой комплекс развития двухсторонних торгово-экономических связей под эгидой министерства иностранных дел. Министерство иностранных дел — главный координатор экономических интересов страны на международном уровне. Оно определяет стратегию и приоритеты в сотрудничестве со всеми правительственными организациями и региональными органам исполнительной власти в стране пребывания миссии.
Частично-объединенная модель Министерство иностранных дел и Министерство финансов совместно организовывают работу по развитию торгово-экономических отношений, торгово-экономичесая миссия выделяется в отдельное подразделение дипломатической миссии, и находится в двойном подчинении у министерств иностранных дел и министерства экономики, является независимой от дипломатической миссии и имеет свой бюджет. Руководитель торгово-экономической миссии подчиняется главе дипломатического представительства, который контролирует его работу. Приоритеты деятельности торгово-экономической миссии определяются Министерством финансов.
Экономическая дипломатия, во внешней политике присутствовала с самого ее зарождения, она является основным механизмом достижения плодотворных торгово-экономических связей на двусторонних и многосторонних уровнях — это ключевой инструмент для развития эффективного сотрудничества между странами и регионами на глобальном уровне. Приоритет экономических интересов, которые являются результатом сотрудничества между странами, несмотря на существующие между ними отличия, вызванные различными путями развития экономик, эффективно преодолеваются и содействуют развитию более сильного социального, экономического и политического взаимоотношения в мире, и в этом процессе роль экономической дипломатии незаменима.