Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:23, контрольная работа
Право внешних сношений — одна из старейших отраслей международного права. Например, институт консулов появился в глубокой древности, а нормы об их неприкосновенности стали зачатками консульского права. Несколько позднее появилось дипломатическое право. Особенно активно право внешних сношений стало развиваться в XVI в., когда в Европе стали учреждаться постоянные дипломатические представительства.
Понятие права внешних сношений………………………………………….3-7
Понятие права внешних сношений, дипломатического права и консульского права…………………………………………………………………3-5
Источники права внешних сношений………………………………..5-7
Система органов внешних сношений……………………………………….7-11
Задача 1…………………………………………………………………….11-14
Задача 2…………………………………………………………………….14-17
Список литературы…………………………………………………………….18
Содержание:
Понятие права внешних сношений………………………………………….3-7
Система органов внешних сношений……………………………………….7-11
Задача 1…………………………………………………………………….
Задача 2…………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………
Право внешних сношений — система принципов и норм, определяющих правовой статус и функции органов внешних сношений государств.
Право внешних сношений —
одна из старейших отраслей международного
права. Например, институт консулов появился
в глубокой древности, а нормы
об их неприкосновенности стали зачатками
консульского права. Несколько позднее
появилось дипломатическое
Право внешних сношений – совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.
Под правом внешних сношений иногда понимают совокупность норм внутреннего права, регулирующих осуществление внешних сношений государства. Количество таких норм постоянно растет. тем в научной литературе существуют различные мнения по вопросу о том, насколько основательно внутреннее право должно регламентировать осуществление внешней политики. Одни, учитывая растущее значение внешней политики, считают необходимым более основательно регулировать ее при помощи права. Другие, наоборот, полагают, что законы не должны связывать руки исполнительной власти в международной сфере.1
Основу данной отрасли составляют нормы дипломатического и консульского права, в связи с чем традиционно этот комплекс норм именовали дипломатическим и консульским правом.
Однако постепенно сложились
группы норм, относящихся к
Право внешних сношений включает в себя подотрасли: 1) право внутригосударственных органов внешних сношений; 2) дипломатическое право; 3) право дипломатического протокола; 4) консульское право.
Каждая подотрасль права
внешних сношений состоит из институтов.
Например, право внутригосударственных
органов внешних сношений включает
в себя такие институты, как: глава
государства, парламент, правительство,
внешнеполитическое ведомство. Подотрасль
дипломатического права состоит
из институтов: дипломатические
Дипломатическое право - это
совокупность устанавливаемых в
результате соглашения и обеспечиваемых
субъектами международного права норм,
которые выражают волю народа, господствующих
классов субъектов
Предметом дипломатического
права является дипломатическая
деятельность, деятельность официальных
органов внешних сношений, правовое
регулирование которой
Консульское право - совокупность международно-правовых норм, регулирующих консульские отношения между государствами, включая статус и функции консулов. Консул - должностное лицо одного государства, находящееся в другом государстве для защиты прав и интересов своих граждан и своего государства.4 Как правило, установление дипломатических отношений влечет за собой установление консульских, которые могут осуществляться и между государствами, не поддерживающими дипломатических отношений. В случае их разрыва за этим не следует автоматического прекращения консульских связей.
Основными источниками права
внешних сношений являются международный
договор и международный
Обычные нормы международного права регулируют те области отношений, которые остались не урегулированными договорными нормами (например, дипломатический договор и церемониал).
Двусторонние соглашения
между государствами и другими
субъектами международного права также
относятся к источникам права
внешних сношений. Например, государства
заключают между собой
Общепризнанные принципы и нормы международного права рассматриваются как основной источник.
Многосторонние договоры, являясь также источником, регулируют отношения в конкретных областях права внешних сношений. Исторически первым многосторонним договором права внешних сношений считают Венский протокол (Венский регламент) 1815 г. о рангах дипломатических представителей (в нем приняли участие 8 европейских государств), а также Аахенский международный протокол 1818 г., который внес некоторые дополнения в Венский протокол, которые, однако, не прижились. Основные же положения Венского протокола стали со временем общепризнанными нормами дипломатического права.
Среди договоров данной отрасли особое место занимают такие два многосторонние договоры, которые кодифицировали данную отрасль права:
Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18.04.1961 г. (в силе с 1964 г.). В ней участвуют около 180 государств. Она определяет функции дипломатического представительства, порядок назначения и отзыва его главы, устанавливает классы глав представительств, их старшинство, привилегии и иммунитеты дипломатов; Венская конвенция о консульских сношениях от 24.04. 1963 г. (в силе с 1967 г.). Участвуют более 150 государства. Регулирует порядок открытия консульского учреждения, консульские функции, классы глав консульских учреждений, назначение и отзыв глав консульских учреждений, их работников, преимущества, привилегии и иммунитеты консульских учреждений, штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений. 6
Кроме этих договоров в праве внешних сношений действуют также: Конвенция о специальных миссиях от 16.12. 1969 г. (Нью-Йорк), в силе с 1985; Конвенция о предотвращении преступлений и наказании за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов 1973 г. (в силе с 1977 г.);Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера от 14.03. 1975 г. (в силу еще не вступила).
В числе правовых актов РФ, регулирующих вопросы дипломатических и консульских сношений с иностранными государствами, следует назвать Конституцию РФ, Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995 г., Указ Президента Российской Федерации № 272, № 271 от 14 марта 1995 г. утвердившем Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации и др.
Дипломатическая деятельность
реализуется через систему
Внутригосударственные органы внешних сношений - государственные органы, расположенные на территории данного государства, одной из главных задач которых является установление и поддержание официальных отношений между государствами и иными субъектами международного права, осуществление дипломатическими средствами внешней политики государства. К внутригосударственным органам внешних сношений относятся конституционные и специализированные органы. Конституционные органы внешних сношений учреждаются конституцией государства, которая определяет их компетенцию. Для осуществления государством внешних сношений в какой-либо специальной области государства создают, как показывает международная практика, на основе международных договоров и внутреннего законодательства специальные органы.
К конституционным органам внешних сношений относится глава государства, парламент, правительство. Глава государства, (коллегиальный или единоличный) осуществляет высшее представительство данного государства в международных отношениях. Он официально назначает на должность и освобождает от нее глав дипломатических представительств в других государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем послов и посланников других стран. Ex officio (по должности) глава государства, равно как глава правительства и глава внешнеполитического ведомства, представляет свою страну по всем вопросам внешних сношений.
Главой Российской Федерации является ее президент. Конституция страны наделила его широкими полномочиями в области внешней политики и международных отношений.
Парламент высший представительный и законодательный орган государства решает обычно вопросы войны и мира, территориальных изменений, ратификации и денонсации международных договоров, определяет расходы на внешнеполитические мероприятия. В ряде государств правительство подотчетно парламенту в области внешней политики и Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира. К ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.
Правительство, высший исполнительный орган государственной власти осуществляет общее руководство внешней политикой государства. Ex officio (по должности) глава правительства и глава внешнеполитического ведомства, также как глава государства, представляют свою страну по всем вопросам внешних сношений. Правительство Российской Федерации согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации.
От имени Правительства подготавливаются и заключаются международные договоры РФ, именуемые межправительственными договорами. Председатель Правительства Российской Федерации ведет переговоры и подписывает такие договоры. К компетенции Правительства относятся утверждение, принятие договоров по вопросам, относящимся к его ведению. Оно принимает меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров. Правительство обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества, защищает граждан РФ за пределами ее территории.
К конституционным органам внешних сношений можно также отнести Совет Безопасности Российской Федерации, который осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения международной безопасности и контроль за их выполнением.
Субъекты Российской Федерации также развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» 1999 г. и другими законодательными актами.7 МИД России и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам Российской Федерации в осуществлении ими международного сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Специализированными органами внешних сношений называются государственные органы, деятельность которых направлена исключительно на осуществление внешних сношений.
Внешнеполитическое ведомство является органом правительства по оперативному осуществлению внешней политики. Внешнеполитическое ведомство непосредственно представляет и защищает интересы и права государства в международных отношениях. Оно поддерживает установленные между государствами дипломатические и консульские отношения, осуществляет связи с международными организациями, контролирует деятельность всех дипломатических, консульских и других официальных представительств государства за границей, обрабатывает поступающую от зарубежных представительств информацию, готовит визиты делегаций на высшем и правительственном уровнях.