Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 04:56, реферат
Основные принципы представляют собой наиболее общие нормы международного права, определяющие его главное содержание и характерные черты, обладающие высшим политическим, моральным и юридическим авторитетом.
1. Введение
2. Понятие и роль основных принципов международного права
3. Система принципов международного права. Классификация и характеристика основных принципов международного права
3.1 Принцип неприменения силы
3.2 Принцип мирного разрешения споров
3.3 Принцип уважения человека
3.4 Принцип суверенного равенства
3.5 Принцип невмешательства
3.6 Принцип территориальной целостности
3.7 Принцип нерушимости границ
3.8 Принцип равноправия и самоопределения народов
3.9 Принцип сотрудничества
3.10 Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
3.11 Принцип мирного сосуществования
4. Заключение
5. Список использованной литературы
Указание на связь между принципом суверенного равенства и уважением прав, присущих суверенитету, одновременно конкретизирует и расширяет содержание данного принципа, который лежит в основе международного сотрудничества. Отмеченная связь особенно отчетливо проявляется в области международных экономических отношений, где более остро стоит проблема защиты суверенных прав развивающихся государств.
Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников.
Принцип состоит из двух элементов - суверенитета и равноправия, между которыми существует неразрывная связь.
Суверенитет государства - эта исходящая от народа верховная власть государства, независимо осуществляемая в соответствии с национальным и международным правом.
Равенство правового статуса государств означает, что все нормы международного права применяются к ним одинаково, обладают равной обязательной силой.
Основное содержание определено в п.7 ст.2 Устава ООН. Устав не дает Организации права на вмешательства, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от государств-членов представлять такие дела на разрешение в порядке Устава ООН. Делается лишь одно исключение - применение мер в порядке главы VII Устава ООН. Это значит, что принцип невмешательства не препятствует применению принудительных мер к государству по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру или нарушения мира. Но так же Устав, в соответствии со ст.55 предусматривает развитие сотрудничества по значительному кругу вопросов внутреннего характера:
а) Повышение уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;
b) Разрешение международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международного сотрудничества в области культуры и образования;
с) Всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
А в соответствии с ст.56 Устава ООН все Члены Организации обязуются предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией для достижения указанных целей. Этим подтверждается непротиворечие сотрудничества принципу невмешательства при решении вопросов, относящихся к внутренней компетенции государств.
Для раскрытия содержания принципа невмешательства необходимо определить понятие дел, входящих во внутреннюю компетенцию. Понятия "внутренние дела государства" или "дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства", не являются территориальными понятиями. Не все, что происходит на территории данного государства, относится к его внутренним делам, например, нападение на иностранное посольство, статус которого определяется международным правом. В то же время многие отношения, выходящие за территориальные пределы государства, в сущности, составляют его внутреннюю компетенцию. Так, договор, заключенный между двумя государствами, если он не затрагивает прав и интересов третьих государств, относится к внутренним делам договаривающихся сторон, в которые третье государство, в принципе, не имеет права вмешиваться.
Международное право в принципе не регулирует вопросы внутриполитического положения государств, поэтому вмешательством должны считаться любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние попытаются препятствовать субъекту международного права вешать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию. Престают быть исключительно внутренним делом такие коренные вопросы жизни государства, как права человека, демократия, верховенство права.
Подчеркивая значение принципа невмешательства, необходимо отметить, что он не может служить щитом для правительств, нарушающих обязательства по международному праву действиями, совершаемыми в пределах своей территории.
Территория служит материальной основой государства. Поэтому государства уделяют особое внимание ее целостности. Заключительный акт СБСЕ 1975 г. выделил самостоятельный принцип территориальной целостности. Значение этого принципа весьма велика с точки зрения стабильности в международных отношениях. Его назначение - защита территории государства от любых посягательств.
Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение ч.4 ст.2 Устава ООН, или объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения.
Такого рода приобретения признаются незаконными. Это положение не относится к договорам по территориальным вопросам, заключенным до принятия Устава ООН.
В мирном общении сопредельных государств нередко возникает проблема защиты государственной территории от опасности нанесения ей ущерба путем какого-либо воздействия из-за границы, т.е. опасности ухудшения естественного состояния этой территории или отдельных ее компонентов. Использование государством своей территории недолжно наносить ущерб естественным условиям территории другого государства.
Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности государств. Он дополняет принцип территориальной целостности.
В Декларации Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами от 24 октября 1970 г. его содержание излагается в принципе неприменения силы. "Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных границ".
В качестве самостоятельного принцип нерушимости границ был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. При этом его содержание выходит за рамки принципа неприменения силы.
Содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементам:
Принцип нерушимости границ тесно соприкасается с традиционным принципом международного права - неприкосновенности государственных границ. Содержание последнего включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил. Он включает так же право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границ людьми и транспортными средствами.
Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия, и первый много шире.
С принципом нерушимости границ связано правило uti possidetis, применяемое при определении границ вновь образованных государств. Согласно правилу, ранее существовавшие административные границы с образованием в их пределах независимых государств становятся государственными.
Безусловное уважение прав каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития является одной из принципиальных основ международных отношений. Это право отражено в принципе равноправия и самоопределения народов.
Особенность принципа самоопределения состоит в том, что он, как и принцип уважения прав человека, посвящен правам не государства, а иных образований - народа, нации.
Современный мировой порядок мыслим лишь как система организованных в государства народов. Так, правом на самоопределение обладает народ, нация, т.е. достаточно крупная целостная общность, а этнические, религиозные и языковые меньшинства обладают правом на культурную автономию, на уважение их интересов в рамках демократического государства.
Принцип самоопределения народов - право народов, но не обязанность, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическом единству суверенных государств.1 Право народов на самоопределение теснейшим образом связано со свободой политического выбора. - Самоопределение означает право народов выбирать такой путь развития, который в наибольшей степени соответствует их историческим, географическим, культурным, религиозным и т.п. традициям и представлениям.
Идея международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе различных сферах в различных сферах международных отношений в целях поддержания мира и безопасности является основным положением в системе норм, содержащихся с Уставе ООН.3 В качестве принципа она была сформулирована в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г.:
государства обязаны сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и прогресса;
сотрудничество между государствами должно осуществляться независимо
от различий их политических, экономических и социальных систем;
государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.
Обязанность государств сотрудничать друг с другом предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.1
Юридически обязать государство к конкретному виду сотрудничества с другим государством столь сложно, как и обязать его к дружбе.2 Это принцип носит характер идеи, пронизывающей остальные принципы и все принципы и нормы должны применяться в соответствии с принципом сотрудничества.
Этот принцип возник одновременно с международным правом и был известен как принцип "договоры должны соблюдаться" (pakta sut servanda). Без него международное право было бы невозможно, поскольку в нем заключен источник юридической силы этого права.
В качестве общепризнанной нормы поведения субъектов принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву закреплен в Уставе ООН, в преамбуле которого указано создание условий, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права; и в п.2 ст.2, что все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации.
Развитие международного права подтверждает универсальный характер данного принципа. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву общее соглашение государств о признании юридической силы за нормами международного права.
Рассматриваемый принцип тесно связан с принципом добросовестности, который регулирует процессы создания и осуществления норм. В различных правовых и социально-культурных системах существует свое понимание добросовестности, что непосредственным образом отражается на соблюдении государствами принятых обязательств.3 Так, принцип добросовестного выполнения обязательств в российском законодательстве закреплен в
Информация о работе Понятие, роль и система основных принципов международного права