Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 00:53, реферат
В моей работе речь пойдет о праве международной безопасности. Я дам его понятие, расскажу об источниках, роли права международной безопасности, покажу, каким образом оно развивалось и как сейчас поддерживается международная безопасность.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПРЕДОТВРАЩЕНИИ ВОЙНЫ 8
КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 9
РАЗОРУЖЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ВООРУЖЕНИЙ 12
МЕРЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ДОВЕРИЯ, СУЖЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СФЕРЫ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТОВ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 17
К компетенции их можно отнести урегулирование споров между собой. (п.2 ст.52 Устава ООН).
Можно назвать некоторые документы из этой области : 1949г.- Североатлантический договор (НАТО), Варшавский Договор – 1955г.; СБСЕ – Заключительный акт (1975г.)
Если говорить о некоторых континентах в отдельности, то нужно отметить региональные организации:
- на Европейском континенте – НАТО с 1949г., ОБСЕ – с 1955г.. С 1955 по 1991гг. – Организация Варшавского Договора
- на Евроазиатском континенте – СНГ – с 1992г. (Устав СНГ 1993г., Договор о коллективной безопасности 1992г. и др.)[11]
Я считаю нужным отдельно остановиться на Коллективной безопасности в рамках СНГ.
Государства – участники, в соответствии с взятыми обязательствами, должны поддерживать международные мир и безопасность. В случае угрозы миру проводятся совместные консультации с целью ее устранения.
Коллективная безопасность СНГ строится на основании норм Устава ООН и Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992г. Этот договор носит сугубо оборонительный характер, открыт для государств, в нем заинтересованных и его поддерживающих.
Совет глав государств СНГ обязан в соответствии с Соглашением от 20 марта 1992г. незамедлительно информировать СБСЕ и ОБСЕ о решении проводить миротворческую деятельность.
Процесс контроля над вооружениями и разоружением - эффективный инструмент обеспечения безопасности и стабильности. В условиях, когда процесс контроля над вооружениями приобрел глобальный характер, в числе приоритетных оказалась задача эффективного предотвращения распространения оружия массового уничтожения. Однако, это длительный и постепенный процесс.[12]
Я бы хотела рассмотреть действующие международные договоры и соглашения относительно разоружения.
Договоры о запрещении ядерных испытаний. 5 августа 1963г. представителями СССР, США и Великобритании подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Этот договор имел универсальный характер. Другой договор был подписан в июне 1996г. – Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В ст.1 определены «основные обязательства» .Я кратко их перечислю:
1. Запрещение любых взрывов
2. Неучастие во взрывах
Для достижения цели и объекта Договора учреждается Организация по Договору (ст. II). Члены – все участники. Местонахождения – г. Вена
Органы Организации: Конференция государств-участников, Исполнительный совет, Технический секретариат
Генеральный директор назначается Конференцией по рекомендации Исполнительного совета сроком на 4 года.
Весь персонал Организации пользуется привилегиями и иммунитетами
Договором предусмотрен международный контроль и инспекции на местах, а также меры укрепления доверия.
Договор о нераспространении ядерного оружия подписан 1 июля 1968г.(универсальный) . В этом договоре определены позиции государств, обладающих ядерным оружием, и им необладающих. Также говориться о прекращении гонки вооружений.
Договоры о демилитаризации отдельных территориальных пространств. (Запрещение оружия на определенных территориях). Сюда можно отнести : Договор об Антарктике 1956г., Договор о космосе 1967г., и др.
Договоры об ограничении стратегических вооружений. Здесь наиболее важны советско-американские двусторонние договоры: Договор об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972г. и дополнительный протокол к нему от 3 июля 1974г., ОСВ-1, ОСВ-2, Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 8 декабря 1987г., Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 3 января 1993г. и др.
Конвенция о запрещении бактериологического и токсинного оружия. Женевский протокол 1925г. – это запрещение применения на войне удушливых, ядовитых или др. подобных газов и бактериологических средств. 10 апреля 1972г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсинного оружия и об их уничтожении. Конвенция имеет универсальный характер и является бессрочной.
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении – открыта для подписания в январе 1993г. Каждый участник обязуется никогда, ни при каких обстоятельствах не разрабатывать, не производить, не приобретать, не накапливать и не сохранять химическое оружие и не передавать его прямо или косвенно кому бы то ни было. Все государства обязаны уничтожить уже имеющееся у них оружие. РФ в числе первых подписала эту Конвенцию, а ФЗ от 5 ноября 1997г. ратифицировала ее.
Меры укрепления доверия в качестве института права международной безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также обеспечения процесса разоружения.[13]
Как юридический, этот институт начал оформляться в 60-70гг. принятием ряда соглашений, нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.
Особое внимание надо обратить на двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия занимают главное место (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет подводных лодок 1988г. и др.)
Меры укрепления доверия разрабатываются и совершенствуются также и на региональном уровне.
В Заключительный акт СБСЕ 1975г. был включен Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения.
Чтобы поддерживать безопасность, участникам нужно постоянно контактировать между собой (посещение авиабаз, обмены и контакты ученых, военных).
Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом международного контроля. (т.е. создание общих контрольных органов). Как метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международным соглашением.
Наряду с этим определенную роль играет неприсоединение. Это, с одной стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в каких бы то ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих конкретные обязательства государств в области : проведения независимого политического курса, поддержание антиколониальной борьбы, всяческое содействие международному миру.[14]
В качестве заключения мне хотелось бы сделать некоторые выводы. Безопасность необходима всегда и всем – это ясно – ведь без нее жизнь просто недопустима, а если и возможна, то нормальным такое существование точно не назвать.
Это было ясно всегда и поэтому системы и средства поддержания безопасности стали разрабатываться давно. И все время они менялись. Но реалии современной жизни не привели к отказу от тех норм, процедур и институтов, которые лежали в основе международных отношений. Многое меняется. Поэтому системы безопасности надо приспосабливать под складывающуюся ситуацию.
Я считаю, что только сотрудничество всех государств и неукоснительное соблюдение Закона может обеспечить безопасность вообще и международную, в частности. Гарантии безопасности каждого отдельного государства лежат через всемерное укрепление всеобщей безопасности. При этом необходим учет законных интересов всех без исключения государств; нельзя обеспечить свою безопасность за счет безопасности других.
1. Международное право под ред. Тункина Г.И. М.,1982, стр.303
2. Международное право под ред. Игнатенко Г.В. М.,1995, стр.299
3. Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИМ.,1994, стр.1
4. Международное право под ред. Игнатенко Г.В., Тиунова О.И. М.,1999, стр.431
5. Международное публичное право под. ред. Бекяшева К.А. М., 1999, стр.333-335
6. Международное право в документах, М., 1982, стр. 3
7. Международное право под ред. Игнатенко Г.В., Тиунова О.И., М.,1999, стр.431-433
8. Международное право в документах, М.,1982, стр.715
9. Международное право под ред. Тункина Г.И., М.,1982,стр.307
10. Международное право под ред.Игнатенко Г.В. , М.,1995, стр.303-304
11. Международное право под ред.Игнатенко Г.В., Тиунова О.И. М.,1999, стр.435-436
12. Международное публичное право под ред. Бекяшева К.А., М., 1999, стр.342-343
13. Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИ 1994г. М.,1994г., стр.6-7
14. Международное право под ред. Игнатенко Г.В. М.,1995, стр. 311
15. Международное публичное право под ред. Бекяшева К.А. М., 1999, стр.353-354
2
[1] Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИМ.,1994, стр.1
[2] Международное право под ред. Игнатенко Г.В., Тиунова О.И. М.,1999, стр.431
[3] Международное публичное право под. ред. Бекяшева К.А. М., 1999, стр.333-335
[4] Международное право в документах, М., 1982, стр. 3
[5] Международное право под ред. Игнатенко Г.В., Тиунова О.И., М.,1999, стр.431-433
[6] там же , стр.434
[7] Международное право в документах, М.,1982, стр.715
[8] Международное право под ред. Тункина Г.И., М.,1982,стр.307
[9] Международное право под ред.Игнатенко Г.В. , М.,1995, стр.303-304
[10] Международное право под ред.Игнатенко Г.В., Тиунова О.И. М.,1999, стр.435-436
[11] Международное публичное право под ред. Бекяшева К.А., М., 1999, стр.342-343
[12] Международная безопасность и разоружение. Ежегодник СИПРИ 1994г. М.,1994г., стр.6-7
[13] Международное право под ред. Игнатенко Г.В. М.,1995, стр. 311
[14] Международное публичное право под ред. Бекяшева К.А. М., 1999, стр.353-354