Правовое государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание

В России, по-моему, нельзя сказать о том, что гражданское общество достигло высшего этапа в своем развитии, а это способствует затруднению развития правового государства в нашей стране. Следовательно, чтобы разрешить эту проблему, необходимо усовершенствовать российское общество, а этому можем поспособствовать только мы сами.
Но выяснить для себя достоверные и правильные выводы было довольно сложно. Прежде всего потому, что в различных источниках правовое государство и гражданское общество характеризуются по-разному.

Содержание

Введение.

1. Гражданское общество: содержание, структура и основные характеристики.
а) структура гражданского общества;
б) основы правового государства: экономическая, социальная и нравственная;

2. Основные характеристики правового государства
а) возникновение и развитие идеи правового государства;
б) основы правового государства;
в) основные характеристики правового государства;

3. Вывод: правовое государство как институт гражданского общества.

4. Послесловие.

Работа состоит из  1 файл

теориягос и права.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

     Статья 46  Конституции  Российской  Федерации  гласит: 

"1. Каждому гарантируется  судебная защита его прав и  свобод.

  1. Решения  и  действия  (или  бездействие) органов государственной, власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд...". 

Конституцией Российской Федерации гарантируются:  право  на  получение квалифицированной  юридической помощи (ст.48), право  обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47);  право  осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом,  а также право просить о помиловании или смягчении наказания  (ст.50).  Существуют и другие декларируемые Конституцией Российской Федерации гарантии прав и свобод человека.

     Среди ряда  уже ранее названных особенностей  права  современного  гражданского  общества нужно выделить то,  что права и свободы человека не только все более становятся целью законодательства и направлений правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как непосредственный  критерий при определении правомерности того,  или иного поведения, предмет судебной защиты.  Отсюда, возможность обжалования государственных актов в международных правосудные органы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека.

     Каждому  гарантируется  судебная  защита  его прав и свобод. Эта защита  обеспечивается не только наличием  в Конституции  общего  положения  (ст.46),  но и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту важнейших прав  и свобод  -  права на  тайну переписки (ст.23),  неприкосновенность жилища (ст.25),  права частной собственности (ст.35).  Более того, статья  46  гарантирует  и  международно-правовую защиту прав и свобод человека путем обеспечения гражданам  возможности  обращаться,  в случае необходимости,  в межгосударственные правозащитные органы.

     В Российской  Федерации гарантируется государственная  защита прав и свобод человека и гражданина,  каждый вправе защищать свои  права и свободы всеми способами,  не запрещенными законом (ст.45). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти,  органов местного самоуправления,  общественных объединений и должностных  лиц  могут  быть  обжалованы  в  суд (ст.46).  Никто  не  может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст.47,  ч.1). При этом Конституция впервые вводит в судебную практику новый институт - присяжных заседателей. Обвиняемый  в  совершении  преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.123, ч.4).

     В реальной  жизни  повсеместно  нарушаются  права и свободы граждан (и  не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в:  нарушении международных актов,  относящихся к правам народов,  нарушении правового равенства граждан,  использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами,  элементарным невыполнением законов.  В России  отсутствуют специальные правовые механизмы,  обеспечивающие права и свободы российских граждан,  их реальную гарантированность.  Фактически права  и  свободы граждан только провозглашаются,  но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых  элементарных прав и свобод.

     Ежедневно  в мировом сообществе происходят  массовые нарушения прав и  свобод человека - это преступления  геноцида, различные способы расовой  дискриминации, преступления апартеида,  военные преступления, а также преступления против человечества.

 

     Взаимная  ответственность личности и государства.

 

     Взаимная  ответственность личности и государства  - неотъемлемый признак правового государства.  В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед  государством.  Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус.  В правовом же государстве,  напротив, делается акцент  на  ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и  свободы.  Эта  ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих  жесткие  санкции за это (.ст.ст.41 ч. 3, 52, 53 Российской Федерации).

     Важным гарантом незыблемости  прав и свобод граждан  является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны  обеспечить  каждому  возможность ознакомления с документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается  и  право  каждого  гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.ст.33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации). Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином.  В свою  очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст.ст.57, 58, 59 Конституции Российской Федерации).

 

 

Практика становления правового  государства в России.

 

     "Сейчас завершается   важный  этап  преобразования  России в демократическое государство.  На основе Конституции формируется демократическая система власти" - Б.Н.Ельцин. Реальные демократические преобразования в праве  начались  со  второй  половины 80-х годов в годы перестройки,  особенно после поражения августовского (1991г.) путча.  Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения,  стали  развиваться  демократическое законодательство,  система  правосудия (созданы Конституционны суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена  на  утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы,  независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина,  исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита  прав  и свобод,  чести и достоинства человека  -  главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового  государства  предполагает  создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,  равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

     В качестве одной  из важнейших задач,  связанной  с формированием правового государства,  следует рассматривать развитие и совершенствование  законодательства,  формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического,  правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина,  закон о гражданстве,  закон о собственности,  Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

     В течении долгих  десятилетий в  нашей  стране  действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных  партий.  Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает  развитое гражданское  общество,  в котором взаимодействуют различные общественные организации,  политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.  Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического,  политического многообразия (плюрализма),  многопартийности.  Поэтому одним из  путей формирования  правового государства,  одним из направлений этой работы является  развитие  гражданского  общества,  выступающим важным звеном между личностью и государством,  в котором реализуется большая часть прав и свобод человека;  утверждение принципов политического плюрализма.

     Необходимым фактором,  определяющим во многом успех  многих преобразований  в  государственной  и политической жизни нашего общества,  является уровень политической и правовой культуры  в обществе.  Необходимо  избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан,  но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции,  закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

        Сейчас на  территории  распавшегося  СССР   происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых  государствах"  государственных  и  правовых систем,  соответствующих  требованиям современного гражданского общества.  Это развитие все более осложняется из-за  того,  что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис,  существенно отразившийся на уровне жизни  людей  и  резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

        Суровая закономерность,  а может быть трагическая неизбежность  в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще  далеки  от совершенства.  Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла,  а стремиться к его ограничению. В том числе и с помощью создания правового общества. ¦  Более того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека.

На данный  момент нет альтернативы правовому государству,  если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей христианскую. Впрочем,  насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует забывать об мусульманских государствах, где существует религиозная система права.  Поэтому скажем так:  На данный момент не существует альтернативы правовому государству, если мы принимаем систему ценностей западной цивилизации. 




Информация о работе Правовое государство и гражданское общество