Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 20:20, курсовая работа
Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций.
Введение 3
Мусульманское право 4
1.1. Основные черты мусульманской правовой системы. 4
Источники мусульманского права. 5
2.1. Коран 5
2.2. Сунна 6
2.3. Иджма 7
2.4. Кияс 7
2.5. Фирманы, кануны 7
Право мусульманских стран: право Арабского Халифата 8
3.1. Право личного статуса. 8
3.2. Правовое регулирование имущественных отношений 8
3.3. Обязательства 9
3.4. Семейные отношения 10
3.5. Наследственное право 11
3.6. Преступления и наказания 11
3.7. Судебный процесс 12
Приспособление мусульманского права к современному миру. 13
Заключение. 16
Список литературы. 17
Содержание.
Введение 3
1.1. Основные черты мусульманской правовой системы. 4
2.1. Коран 5
2.2. Сунна 6
2.3. Иджма 7
2.4. Кияс 7
2.5. Фирманы, кануны 7
3.1. Право личного статуса. 8
3.2. Правовое
регулирование имущественных
3.3. Обязательства 9
3.4. Семейные отношения 10
3.5. Наследственное право 11
3.6. Преступления и наказания 11
3.7. Судебный процесс 12
Заключение. 16
Список литературы. 17
Возникновение и история развития правовой системы государства свидетельствует о том, что на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества: религия, философия, мораль, художественная культура, наука. На формирование мусульманского права решающее воздействие оказала религия.
Считалось,
что все необходимые для
Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.
После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Османская империя и т.д.).
Мусульманское
право вобрало в себя многие элементы
предшествующих правовых культур Востока,
в частности правовые обычаи и традиции,
действовавшие в доисламской Аравии и
на завоеванных арабами территориях. Так,
при Омейядах некоторое время продолжало
применяться право сасанидского Ирана,
Византии, а также частично и римское право.
Все эти источники оказали некоторое,
хотя внешне и малозаметное влияние на
становление шариата, символизируя тем
самым связь восточной и западной цивилизаций.
Но не они определили, в конечном счете,
неповторимость и своеобразие шариата
как самостоятельной и оригинальной правовой
системы. Исключительно важную роль в
становлении шариата сыграла деятельность
Мухаммеда и первых четырех так называемых
праведных халифов, при которых путем
толкования заповедей, высказываний и
поступков пророка были составлены священные
книги мусульман —Коран и Сунна.
1.1. Основные черты мусульманской правовой системы.
Правовые системы 45 афро-азиатских государств (от Марокко до Индонезии) относятся к мусульманской правовой системе. Наиболее мусульманскими считаются 33 страны ( Иран, Афганистан, Турция, государства Арабского востока, Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и т.д.) Здесь более 80% населения является мусульманами, а ислам провозглашен в конституциях государственной религией.
Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии - исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию.1 Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях. Ислам - самая молодая из трех мировых религий, но имеет очень широкое распространение. Эта религия содержит теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; шар, или шариат, т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе на русский язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленными самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. В исламе государство выполняет роль служителя религии. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона.
Мусульманское право имеет четыре источника:
К чертам мусульманского права относятся: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его источник.
В правовой действительности широко используются соглашения, которые могут вносить существенные изменения в нормы мусульманского права, но не считаются обязательными. Развитие этой системы права прекратилось в Х в. н.э., когда отпала возможность его толкования.
Основное содержание мусульманского права - вытекающие из ислама правила поведения верующих и наказания (обычно религиозного толка) за невыполнение данных предписаний.
С самого начала ислам определял не только религиозный ритуал, догматические и культовые особенности, но социальные институты, формы собственности, особенности права, философии, политического устройства, этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона стояла все же на первом месте.
Мусульманское право (шариат) представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Таким образом, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления, как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.
Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:
Основная
тенденция шариата – оценка различных
жизненных обстоятельств с
Предписания
шариата многочисленны и
Как
конфессиональное право шариат отличается
от канонического права в странах
Европы в том отношении, что он
регулирует не строго очерченные сферы
общественной и церковной жизни, а выступает
в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей
нормативной системы, утвердившейся в
целом ряде стран Азии и Африки распространившей
свое действие на Среднюю Азию и часть
Закавказья, на Северную, частично Восточную
и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной
Азии. Однако столь бурное и широкое распространение
ислама и шариата повлекло за собой и все
большее проявление в нем местных особенностей
и различий при толковании отдельных правовых
институтов. Так, с утверждением двух главных
направлений в исламе соответствующим
образом произошел раскол в шариате, где
наряду с ортодоксальным направлением
(суннизм) возникло и другое направление
- шиизм1.
2.1. Коран.
Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г. Исследователи находят в Коране положения, заимствованные из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.
Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). Коран предписывает арабам покинуть "обычаи отцов" в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "И так, мы ниспослали его как арабский судебник".
Коран состоит из 14 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержит предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, относящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.1
Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределенный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного толкования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.
2.2. Сунна.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в 9 веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее "достоверных" всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.
Информация о работе Приспособление мусульманского права к современному миру