Признание и исполнение иностранных судебных решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:33, реферат

Описание

Одним из проявлений государственного суверенитета является недопустимость иностранного вмешательства в юрисдикционную деятельность. Как правило, юрисдикционный акт обладает правовой силой только на территории соответствующего государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…2

1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО О ПРИЗНАНИИ И ИСПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ…4

1.1 Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений…4

1.2 Границы судебного контроля за признанием и приведением в исполнение иностранных арбитражных решений…6

2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС…9

2.1 Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) в гражданском и арбитражном процессуальных кодексах российской федерации…9

2.2 Определение подсудности и пророгационные соглашения…10

2.3 Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) в гражданском и арбитражном процессуальных кодексах российской федерации…15

2.4 Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений…17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…22

Работа состоит из  1 файл

Реферат-МЧП №1.docx

— 45.52 Кб (Скачать документ)

Институт  Экономики и Культуры 
 
 
 

Реферат на тему:

«Признание  и исполнение иностранных судебных решений» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                            Работу выполнила:

                                                                                                            Студентка V курса

                                                                                                               Дневного отделения

                                                                                 ЮР-082

                                                                                                  Филярчук Дарья

                                                                                                    Работу принял:

                                                                                                    Сотников А.А.     

Москва 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ: 

ВВЕДЕНИЕ…2 

1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО О ПРИЗНАНИИ И ИСПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ…4

1.1 Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений…4

1.2 Границы судебного контроля за признанием и приведением в исполнение иностранных арбитражных решений…6 

2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС…9

2.1 Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) в гражданском и арбитражном процессуальных кодексах российской федерации…9

2.2 Определение подсудности и пророгационные соглашения…10

2.3 Признание и исполнение решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) в гражданском и арбитражном процессуальных кодексах российской федерации…15

2.4 Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений…17 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…20

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…22 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из проявлений государственного суверенитета является недопустимость иностранного вмешательства в юрисдикционную деятельность. Как правило, юрисдикционный акт обладает правовой силой только на территории соответствующего государства. Распространение законной силы судебного  или несудебного акта на территории другого суверенного государства  возможно лишь на основе равенства  и взаимности в соответствии с  международными соглашениями. Наличие  таких соглашений расширяет компетенцию  юрисдикционных органов, усиливая правовое значение выносимых ими актов, способствует укреплению международных отношений.

Судебные  решения могут иметь правовые последствия за пределами того государства, где они вынесены, если это допускается  государством, на территории которого это решение должно быть признано.

Признание на территории государства решений  судов другого государства означает придание этим решениям такой же юридической  силы, какую имеют вступившие в  законную силу решения судов данного  государства. Эти решения приобретают  свойства неопровержимости, исключительности, а решения о присуждении - также  исполнимости. Они обязательны для  должностных лиц и органов  государственной власти данного  государства.

Для признания  иностранного судебного решения  в принципе достаточно лишь наличия  международного соглашения, участниками  которого должны являться как государство, где решение было вынесено, так  и государство, где решение должно быть признано. Однако если и иностранное  судебное решение должно быть принудительно  исполнено, международное соглашение в подавляющем большинстве случаев  не определяет соответствующих процедур.

В последнее десятилетие произошли глубокие изменения в российском законодательстве в сфере правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Предоставление прав внешнеэкономической деятельности промышленным предприятиям, производственным кооперативам, развитие кооперационных отношений с организациями и фирмами других стран, создание совместных предприятий - все это открывало новые перспективы для активного взаимодействия и дальнейшего развития международного сотрудничества на уровне предприятий. Процесс интернационализации хозяйственной жизни ускорил процесс унификации материально-правовых норм в областях торговли, транспорта и др. В ходе экономической реформы и наши предприятия за рубежом, и иностранные фирмы в РФ получили более широкие возможности для осуществления инвестиционной и коммерческой деятельности, для использования различных форм совместного предпринимательства. В современных условиях хозяйственная деятельность юридических лиц не ограничена пределами одного государства, причем число таких юридических лиц все время возрастает. Экспорт капитала приводит к тому, что предприятия, созданные в одном государстве, принадлежат полностью или частично компаниям другого государства. Основная деятельность крупных монополий осуществляется вообще в нескольких странах.

Четкое  определение порядка рассмотрения возможных споров, создание тем самым  определенных гарантий выполнения обязательств сторон призваны способствовать развитию на взаимовыгодной основе экономических  отношений между странами. Быстрое  и справедливое разрешение споров способствует расширению и облегчению торговли и  сотрудничества. В подавляющем большинстве  сделок, заключаемых отечественными организациями и фирмами других стран, предусматривается арбитражный  порядок разрешения споров. Международная  практика свидетельствует о том, что в последние годы возросло число рассматриваемых в порядке  арбитражного разбирательства споров, одной из сторон которых выступает  иностранное государство.

Правила, сформулированные первоначально в  качестве правил международного договора, постоянно трансформируются в нормы  внутреннего законодательства государств. В двойственной природе подобных унифицированных норм международных  договоров, предназначенных для  единообразного регулирования имущественных  отношений с иностранным (международным) элементом, также проявляется правовая связь между международным публичным  и международным частным правом. В практике международных отношений  эти нормы, а также соответствующие  методы регулирования направлены на правовое оформление экономических, научно-технических  и культурных связей РФ с другими  странами, служат развитию широкого международного сотрудничества, отражают мирную внешнюю  политику нашего государства. 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО О ПРИЗНАНИИ И ИСПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ СУДОВ

Конвенции о признании и приведении в  исполнение иностранных арбитражных  решений.

В создании условий, необходимых для эффективного использования арбитража как  средства разрешения споров, которые  могут возникнуть в процессе осуществления  международных экономических связей, чрезвычайно важную роль играют международные  соглашения. Первоначально вопросы  международного арбитража преимущественно  регламентировались в двусторонних договорах, заключавшихся между  отдельными государствами - торговыми  партнерами. В дальнейшем глобализация внешней торговли сделала необходимой  и многостороннюю международную  унификацию правового регулирования  в данной области. Речь идёт о Конвенциях о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. (Нью-Йоркская конвенция) и Европейской конвенции 1961 г. (Женевская конвенция).

Исполнение  решений иностранных арбитражных  судов на территории России встречается  в практике нечасто. Ведь решение  должно быть вынесено арбитражным судом  в отношении российской компании на территории иностранного государства. Этому факту есть простое объяснение: российские компании при заключении контрактов предпочитают указывать  в арбитражной оговорке арбитражные  и третейские суды, расположенные  на территории России, т.к. при рассмотрении спорных вопросов вышеуказанными судами присутствуют неоспоримые удобства: меньше затраты, связанные с разрешением  споров (арбитражный сбор), не требуется  ехать в командировку, не требуется  помощи иностранного адвоката, не требуется  переводчик и пр.

Но тем  не менее, несмотря на преимущества рассмотрения дел судами на территории России, на практике встречаются случаи необходимости  исполнения уже вынесенных решений  иностранного арбитражного суда. И  в данной статье мы описываем подробный  порядок исполнения данных решений.

Иностранным решением считается решение, вынесенное на территории государства иного, чем  то государство, где испрашивается  признание и приведение в исполнение решения. Следует подчеркнуть, что Конвенции применяются также к признанию юридических последствий соглашения об арбитраже. В соответствии с Конвенциями они распространяются на любое иностранное арбитражное решение, независимо от того, вынесено оно в стране, которая является участником Конвенции, или нет. Такой широкий подход тем не менее ограничен возможностью для государства - участника Конвенции оговорить применение Конвенции только к решениям, вынесенным на территории другого государства - участника Конвенции. Следует заметить, что около двух третей участников Конвенции воспользовались правом сделать такую оговорку. Эта оговорка действует также в отношении Российской Федерации. Вместе с тем практическое значение этой оговорки все больше утрачивается в связи с тем, что число государств - участников Конвенции постоянно растет. Различная государственная принадлежность спорящих сторон не является предпосылкой применения Конвенций, так же как и сама сделка, из которой возник спор, по которому вынесено арбитражное решение, не обязательно должна быть международной, хотя на практике очень редко встречается случай, когда возникает необходимость исполнять иностранное арбитражное решение, касающееся внутреннего спора. В связи с особенностями рассмотрения экономических споров в России, а именно наличием системы государственных арбитражных судов, важно отметить, что Конвенции применяются только к решениям арбитражных (третейских судов), не являющихся частью какой-либо системы государственной юрисдикции, в частности к решениям арбитражных органов, созданных и действующих в соответствии с Законом о международном коммерческом арбитраже.Государственный суд не имеет компетенции рассматривать спор по существу, хотя он сохраняет компетенцию в отношении принятия мер предварительного характера, например обеспечительного ареста имущества должника.

Конвенции устанавливают, что признание обязательной исполнительной силы арбитражных решений  и приведение их в исполнение осуществляются в соответствии с процессуальными  нормами той территории, где испрашивается  признание и приведение в исполнение этих решений. Установлено также, что  в странах - участницах Конвенций  не должны применяться существенно  более обременительные условия  или более высокие пошлины  или сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в  исполнение внутренних арбитражных  решений.

Наиболее  сложной частью Конвенции, касающейся исполнения иностранных арбитражных  решений, считаются положения, предусматривающие  основания для отказа в признании и приведении в исполнении арбитражного решения. Бремя доказывания наличия оснований для отказа в исполнении решения, перечисленных в части возлагается на сторону, против которой направлено решение. Суд, рассматривающий ходатайство о приведении в исполнение решения по собственной инициативе, может отказать в признании и приведении в исполнение решения по соображениям публичного порядка. 

Границы судебного контроля за признанием и  приведением в исполнение иностранных  арбитражных решений.

В связи  с либерализацией внешнеэкономической  деятельности неуклонно возрастает количество споров, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в области внешней торговли, международного технического и финансового сотрудничества.

В отношениях российских и иностранных предпринимателей очень часто бывает так, что место  арбитража находится за границей. С этой точки зрения очень важны  четкие и ясные механизмы реализации принятых на себя Россией международных  обязательств в области внешнеторгового  арбитража, признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных (третейских) решений, то есть понимание  процедуры применения соответствующих  международных договоров в нашей  стране. Что мы имеем в виду, когда  говорим о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных  решений? Дело в том, что в идеале стороны, добровольно приняв на себя обязательство решать свои споры  в негосударственном арбитражном  порядке, также соглашаются добровольно  подчиниться арбитражному решению. Такова традиция, заметим - вполне правильная, отражающая суть и принципы арбитража. Однако реалии (особенно в России, как  это не печально) таковы, что главной  задачей проигравшей стороне  видится соблюдение своих имущественных  интересов, уход от взыскания (например, затягивание процесса, отказ от добровольного  исполнения арбитражного решения и  другое), а не сохранение своего лица перед партнером. Специально для  таких случаев государство снабжает иностранные арбитражные решения  принудительной силой, для чего существует процедура их признания и приведения в исполнение. Эта процедура одновременно является и элементом государственного судебного контроля за иностранными арбитражными решениями, существующего  в большинстве стран мира и необходимого для того, чтобы не допустить исполнения решения, вынесенного с существенными нарушениями прав сторон.

Информация о работе Признание и исполнение иностранных судебных решений