Прокуратура Российской
Федерации — единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от имени
Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской
Федерации и исполнением законов, действующих
на её территории. Прокуратура Российской
Федерации выполняет и иные функции, установленные
федеральными законами. Полномочия, организация
и порядок деятельности прокуратуры Российской
Федерации определяются федеральным законом
«О прокуратуре Российской Федерации»[1]. Прокуратура осуществляет
свои полномочия независимо от органов
государственной (законодательной, исполнительной,
судебной) власти, не относится ни к одной
из ветвей власти, хотя в Конституции Российской
Федерации находится в главе «Судебная
власть».
Направления деятельности прокуратуры
В целях обеспечения верховенства
закона, единства и укрепления законности,
защиты прав и свобод человека и
гражданина, а также охраняемых законом
интересов общества и государства
прокуратура Российской Федерации
осуществляет надзор:
- за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
- за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,
- за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации
Другие направления деятельности
прокуратуры:
- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
- международное сотрудничество,
- выпуск специальных изданий.
Прокуроры также участвуют в
рассмотрении дел судами, опротестовывают
противоречащие закону судебные решения,
принимают участие в правотворческой
деятельности, участвуют в заседаниях
органов государственной власти
и органов местного самоуправления,
рассматривают заявления, жалобы и
иные обращения.
Система прокуратуры
Прокуратура Российской Федерации —
единая централизованная система органов
и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору Российской Федерации.
Систему прокуратуры Российской Федерации
составляют:
- Генеральная прокуратура Российской Федерации
- Прокуратуры субъектов Российской Федерации
- Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
- Военная прокуратура
- Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры
- Научные и учебные учреждения прокуратуры
- Редакции печатных изданий
Образование, реорганизация и упразднение
органов и учреждений прокуратуры,
определение их статуса и компетенции
осуществляется Генеральным прокурором
Российской Федерации. Генеральный
прокурор Российской Федерации возглавляет
Генеральную прокуратуру Российской
Федерации, назначается на должность
и освобождается от должности Советом Федерации по представлению президента Российской
Федерации.Заместители
генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, главный
военный прокурор Российской Федерации,
заместители генерального прокурора Российской
Федерации вфедеральных
округах) назначаются и освобождаются
Советом Федерации по представлению генерального
прокурора Российской Федерации.
В структуру Генеральной прокуратуры
Российской Федерации входят главные
управления (в том числе по федеральным
округам), управления, отделы, а также
Главная военная прокуратура
на правах структурного подразделения.
Прокуроры субъектов возглавляют
прокуратуры Российской Федерации
и назначаются генеральным прокурором
Российской Федерации по согласованию
с субъектами РФ (как правило, с
их законодательными (представительными)
органами). Иные прокуроры (возглавляющие
территориальные и специализированные
прокуратуры), а также директора
(ректоры) научных и образовательных учреждений
системы прокуратуры назначаются генеральным
прокурором Российской Федерации.
ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены
следующие должности:
В Генеральной прокуратуре Российской
Федерации:
- Генеральный прокурор
- Первый заместитель генерального прокурора
- Заместитель генерального прокурора
- Старший помощник генерального прокурора (Начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)
- Помощник генерального прокурора (Заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей генерального прокурора)
- Старший прокурор и прокурор (В главных управлениях, управлениях и отделах)
В прокуратурах субъектов Российской
Федерации и приравненных к ним
прокуратурах:
- Прокурор
- Первый заместитель прокурора
- Заместитель прокурора
- Старший помощник прокурора (Начальники управлений, отделов на правах управлений, старшие помощники прокурора)
- Помощник прокурора (Заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)
- Старший прокурор и прокурор (В управлениях и отделах)
В прокуратурах городов, районов и
приравненных к ним прокуратурах:
- Прокурор
- Первый заместитель прокурора
- Заместитель прокурора
- Начальник отдела
- Старший помощник прокурора
- Помощник прокурора
Должность «начальник отдела» отсутствует
в большинстве прокуратур, вероятно
по причине отсутствия необходимости.
Старшие помощники и помощники
прокурора условно объединены в
так называемые «группы», «линии»
надзора и подчиняются соответствующему
заместителю прокурора. Начальник
отдела в районной прокуратуре и
приравненной к ней является непроцессуальным
лицом и по своему статусу мало чем отличается
от старших помощников и помощников прокурора.
Основные полномочия прокуроров
Прокурор при осуществлении возложенных на него
функций вправе беспрепятственно входить
на территории и в помещения поднадзорных
органов, требовать предоставления необходимых
документов и материалов, вызывать должностных
лиц и граждан для объяснений. Прокурор
(или его заместитель) приносит протест
на противоречащий закону (либо нарушающий
права и свободы человека и гражданина) правовой акт; требование об устранении коррупциогенных
факторов в нормативно-правовых актах;
представление должностному лицу с требованием
устранить допущенные нарушения закона
и привлечь виновное должностное лицо
к дисциплинарной ответственности; обращается
в суд с требованием о признании такого правового
акта недействительным, выносит постановление
о возбуждении производства об административном
правонарушении, объявляет предостережение
о недопустимости нарушения закона, рассматривает
и проверяет обращения граждан. Прокурор
участвует в рассмотрении дел судами,
при этом он вправе обратиться в суд с
заявлением или вступить в дело в любой
стадии процесса. Прокурор (или его заместитель)
в пределах своей компетенции приносит
в вышестоящий суд кассационное, частное
и надзорное представление [жалобу] на
незаконное или необоснованное судебное
решение (приговор, определение, постановление). Осуществляя
уголовное преследование в суде, прокурор
выступает в качестве государственного
обвинителя. Прокуроры осуществляют и
иные полномочия, возложенные на них Федеральным
законом «О прокуратуре РФ», процессуальным
и иным законодательством Российской
Федерации.
Следственный комитет при прокуратуре — С 15 января 2011 года Следственный
комитет при прокуратуре Российской Федерации преобразовался в Следственный
комитет Российской Федерации. СоответствующийФедеральный
закон № 403-ФЗ «О Следственном комитете
Российской Федерации» подписал президент России
28 декабря 2010 года. Новый закон преобразовал
Следственный комитет в полностью самостоятельный
федеральный государственный орган. Председатель
Следственного комитета Российской Федерации
напрямую подчинен президенту Российской
Федерации.
Классные чины
Классные
чины — это личные служебные разряды,
во многом аналогичные воинским званиям,
присваиваемые работникам прокуратуры
в соответствии со ст. 41 ФЗ № 2202-1. Они присваиваются
в соответствии с занимаемой должностью
и стажем работы, свидетельствуя о служебном
и профессиональном росте работника. В
прокуратуре РФ присваиваются следующие
классные чины, в порядке возрастания:
- юрист 3 класса;
- юрист 2 класса;
- юрист 1 класса;
- младший советник юстиции;
- советник юстиции;
- старший советник юстиции;
- государственный советник юстиции 3 класса;
- государственный советник юстиции 2 класса;
- государственный советник юстиции 1 класса;
- действительный государственный советник юстиции.
Первоначальный классный чин присваивается
работникам органов и учреждений
прокуратуры, прошедшим аттестацию
и имеющим высшее юридическое
образование. Первоначальным классным
чином считается любой впервые
присваиваемый работнику классный
чин. Первоначальный классный чин младшего
юриста присваивают работникам, назначенным
в порядке исключения на должности помощников
прокуроров городов, районов, приравненных
к ним прокуроров, обучающимся по юридической
специальности в образовательных учреждениях
высшего профессионального образования,
имеющих государственную аккредитацию,
и окончившим третий курс указанных образовательных
учреждений, со стажем работы в занимаемой
должности не менее 6 месяцев и прошедшим
аттестацию. Очередной классный чин таким
работникам присваивают по истечении
одного года пребывания в предыдущем чине,
если до завершения образования остается
более одного года, либо по получении высшего
юридического образования. Остальным
работникам, имеющим высшее юридическое
образование и впервые назначенным на
должность, присваивается первоначальный
классный чин юриста 3 класса. В соответствии
с п. 5 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации» в отдельных случаях
в целях обеспечения надлежащей эффективности
деятельности органов и учреждений прокуратуры
к присвоению Генеральным прокурором
Российской Федерации первоначального
классного чина могут быть представлены
находящиеся на службе работники, не являющиеся
прокурорами, а также научные и педагогические
работники.