Субъекты международного частного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:42, контрольная работа

Описание

Участие государства в отношениях, регулируемых международным частным правом, имеет свою специфику. Государственный суверенитет – это верховенство государства в решении всех внутренних и внешних вопросов в пределах своей территории и компетенции, независимость одного государства от другого в решениях, действиях, ответственности, правовом регулировании. Независимость лежит в основе принципа суверенного равенства государств, который закреплен в Уставе ООН и ряде других международных соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права.

Содержание

Введение………………………………………………………….….
1. Лица в МЧП: понятие, виды, категории……………………….
2. Правовое регулирования положение физических лиц на основе анализа ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» 2002г……………………………………………..
3. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации…………………………………..………
4. Понятие иммунитета государства законодательстве РФ, других государств. Практическое значение юрисдикционных иммунитетов для защиты суверенитета государства – участника частноправовых отношений………………………
Заключение……………………………………………………………
Список литературы………………………..…………………………

Работа состоит из  1 файл

контрольная МЧП.docx

— 24.30 Кб (Скачать документ)

«Субъекты международного частного права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург - 2012

Содержание

 

В ведение………………………………………………………….….

  1. Лица в МЧП: понятие, виды, категории……………………….
  2. Правовое регулирования положение физических лиц на основе анализа ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» 2002г……………………………………………..
  3. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации…………………………………..………
  4. Понятие иммунитета государства  законодательстве РФ, других государств. Практическое значение юрисдикционных иммунитетов для защиты суверенитета государства – участника частноправовых отношений………………………

Заключение……………………………………………………………

Список литературы………………………..…………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Ведение

 

 

 

  1. Лица в МЧП: понятие, виды, категории

Субъекты международного частного права  – это участники  гражданских правоотношений, осложненных  иностранным элементом. К ним  относятся:

а) физические лица (граждане, лица без гражданства – апатриды, иностранные граждане, лица имеющие двойное гражданство);

б) юридические лица (отечественные, иностранные, международные неправительственные  организации) ;

в) нации и народы, борющиеся  за свободу, независимость  и создание собственной государственности   в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например Организация  Освобождения Палестины);

г) организации, не являющиеся юридическими лицами;

д) государства;

е) международные межправительственные организации;

ж) государствоподобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права ( к ним относятся вольные города и Ватикан – резиденция главы римско-католической церкви).

Субъекты, указанные в  первых трех позициях, признаются  участниками  правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении:

Субъекты, указанные в  первых трех позициях, признаются участниками  правоотношений по МЧП независимо от того, кто является другой стороной в правоотношении: МЧП будет регулировать отношения как между двумя  физическими или между двумя  юридическими лицами, так и между  физическим или юридическим лицом, с одной стороны, и государством или другим субъектом международного публичного права — с другой.

 

 

2.Правовое положение физических  лиц на основе анализа Ф.З «О правовом положении иностранных граждан в РФ» 2002.

 

 

3.Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации.

 

4.Понятие иммунитета государства в законодательстве РФ, других государств. Практическое значение юрисдикционных иммунитетов для защиты суверенитета государства – участника частноправовых отношений.

Участие государства в  отношениях, регулируемых международным  частным правом, имеет свою специфику. Государственный суверенитет –  это верховенство государства в  решении всех внутренних и внешних  вопросов в пределах своей территории и компетенции, независимость одного государства от другого в решениях, действиях, ответственности, правовом регулировании. Независимость лежит  в основе принципа суверенного равенства  государств, который закреплен в  Уставе ООН и ряде других международных  соглашений как один из основных общепризнанных принципов международного права.

В силу суверенного равенства  каждое государство пользуется международным иммунитетом — изъятием из-под действия национальной правовой системы. Различают несколько видов иммунитета государств1:

  • судебный иммунитет (неподсудность одного государства судам другого государства);
  • иммунитет от предварительного обеспечения иска (невозможность наложения ареста на государственную собственность или запрещения совершать определенные действия государственным органам иностранного государства в порядке обеспечения исковых требований);
  • иммунитет от исполнения судебных решений (невозможность принудительного исполнения решения, вынесенного в отношении иностранного государства или государственных органов);
  • иммунитет государственной собственности (означает неприкосновенность государственного имущества: в отношении государственного имущества в мирное время не могут быть применены какие-либо меры по изъятию, национализации со стороны другого государства).

Виды иммунитетов обладают общей чертой: необходимостью получить согласие государства для осуществления определенных действий со стороны другого государства. Без согласия государства весьма затруднительно привлечь его в качестве ответчика к участию в судебном разбирательстве, или наложить арест на имущество, или принудительно исполнить решение.

Участие Российской Федерации  в гражданско-правовых отношениях закреплено и главе 5 ГК РФ. Учитывая, что в ч.4 п.1 ст.2 ГК РФ содержится общая норма, распространившая гражданское законодательство РФ на отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства  и иностранных юридических лиц, правила, закрепленные в главе пятой, следует распространять и на участие РФ в гражданско-правовых отношениях международного характера.

От имени Российской Федерации  в гражданских правоотношениях  могут выступать органы государственной  власти в соответствии с компетенцией, определенной соответствующими нормативными актами. Согласно Конституции РФ, органами государственной власти являются Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, департаменты и другие органы). Помимо Российской Федерации, в гражданских правоотношениях, осложненных иностранным элементом, могут участвовать: 1) субъекты РФ, к которым относятся республики, входящие в состав РФ, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа; 2) городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. При этом законодательство РФ содержит генеральную норму об отказе, как самого государства — Российской Федерации, так и субъектов РФ и муниципальных образований, обладающих публичной властью, от иммунитета в сфере гражданских правоотношений. Эта норма содержится в п.1 ст. 124 ГК РФ, включающем положение о том, что указанные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками гражданами и юридическими лицами.

К таким специфическим  субъектам гражданского права, как  Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, для которых занятие предпринимательской (или хозяйственной без извлечения прибыли) деятельностью является скорее исключением, чем осуществлением их функционального назначения, в гражданском законодательстве установлены специальные нормы, посвященные регулированию отношений с их участием. Это нормы о праве государственной и муниципальной собственности, о приватизации государственного и муниципального имущества и другие. Содержащиеся в них правила регулируют все гражданские правоотношения, в том числе и составляющие предмет МЧП.

Нормой, специально посвященной  регулированию гражданских отношений с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств, является ст. 127 ГК РФ. Содержащееся в ней положение является отсылочным и содержит правило о том, что особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в международных гражданско-правовых отношениях определяются законом об иммунитете государства и его собственности.

К сожалению, пока в России такой закон ещё не принят. Однако в уже принятые в последние  годы российские законы включены специальные  нормы об иммунитете государства. Так, например, в Федеральном Законе «О соглашениях о разделе продукции» 1995г. в ст.23 содержится положение о том, что в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, может быть предусмотрен отказ Российской Федерации от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения.

Аналогичная норма закреплена в п.30 Соглашения между Российской Федерацией и «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» «О разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции» от 22 июня 1994г. Интересен тот факт, что это Соглашение было заключено на полтора года раньше, чем был принят сам Закон «О соглашениях о разделе продукции» 1995г.2  В заключение исследования вопроса об участии государства в гражданских правоотношениях международного характера следует сказать, несколько слов о деятельности торговых представительств, которые до недавнего времени в полном объеме, а с 1996 года значительно сократившись в количестве, представляют за рубежом интересы российского государства в области внешнеэкономической деятельности. Торговое представительство имеет статус государственного органа, следовательно, обладает международным иммунитетом со всеми особенностями, присущими государству. Постановлением Правительства РФ от 26 августа 1996г. с целью «оптимизации системы управления внешнеэкономическими связями Российской Федерации» было принято решение о ликвидации торговых представительств. Их насчитывалось около 130, а после указанного акта осталось 47. Впоследствии планируется оставить не более 20 торговых представительств.

Международные межправительственные организации (ММО), относясь к субъектам  международного публичного права, вступают в отношения не гражданско-правового  характера. Их участие в сделках, так же, как и участие государства  в отношениях, регулируемых МЧП, возможно лишь при условии участия со стороны  «контрагента» физического или  юр. лица.

В процессе своей деятельности ММО заключают различного рода договоры, о посредующие их существование и исполнение уставных целей. Так, например, они могут заключать договоры об аренде помещения, купли-продажи товаров и оборудования, договоры подряда, маркетинга и другие.

Особенно показательно участие  в гражданско-правовых отношениях международных  межправительственных организаций  системы ООН. Секретариатом ООН были разработаны специальные правила по заключению контрактов и представлены типовые договоры, предусматривающие определенную процедуру заключения контрактов. Помимо участия в качестве субъекта МЧП, международные межправительственные организации  ООН оказывают активное содействие в развитии МЧП. Так, в системе ООН функционирует Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТ-РАЛ), в рамках которой был разработан целый ряд проектов международных конвенций (в том числе, о международных чеках, о международных простых и переводных векселях). Выбор правового регулирования имеет место и при взаимоотношениях ММО с государствами, на территории которых находятся соответствующие штаб-квартиры этих организаций. С одной стороны, налицо взаимодействие двух субъектов международного публичного права, которое должно регулироваться международным публичным правом — соответствующими международными договорами. Многие вопросы гражданско-правового характера не регламентированы ни во внутренних нормах ММО, ни в международных договорах. Однако это правило действует не всегда, поскольку ММО, обладая международным иммунитетом, часто не считают нужным «зависеть» от конкретной правовой системы. При таком решении вопроса применимым будет «комплексное» право: некоторые правоотношения будут регулироваться по-прежнему национальным правом страны пребывания штаб-квартиры организации; другие - внутренними правилами, выработанными самой организацией.

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Список литературы

6 Богуславский М.М. Международное частное право. М.: Юристь, 2005г.

7 Экспертная оценка Г.М. Мелкова «Проекта Сахалин-П», «Соглашения между Российской Федерацией и «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд» от 22 июня 1994г. М.: Государственная Дума, 1998.


Информация о работе Субъекты международного частного права