Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 13:33, контрольная работа
Субъект международного права — это участник международных отношений, который в силу международно-правовых норм может выступать носителем субъективных прав и обязанностей. Субъектами международною права являются государства; международные межправительственные организации; нации, борющиеся за независимость; государственно-подобные образования; Международный уголовный суд ООН и в ограниченном объеме физические лица (индивиды).
1. Понятие субъекта международного права и виды субъектов…………..3
2. Государство как основной субъект международного права…………….7
3. Доктринальные и нормативные подходы к решению проблемы признания международной правосубъектности индивида……………..14
Задача………………………………..…………………………………………21
Список используемой литературы …………………………………………..
Международный суд ООН в своем решении от 27 июня 2001 г. по делу братьев Лагранд против США отметил, что нарушение ст. 36 Венской конвенции о консульских соглашения 1963 г. Соединенными Штатами представляет собой нарушение индивидуальных прав братьев Лагранд.
Поэтому нельзя согласиться с противниками признания индивида субъектом международного права, будто бы нет международных актов, на основании которых можно было бы сделать вывод о международной правосубъектности индивидов.
Более того международные
акты предусматривают
Индивид является
субъектом международно-
Помимо прав и обязанностей, индивиды также обладают способностью обеспечивать выполнение субъектами международного права международно-правовых норм, например через международные судебные органы. Согласно ст. 25 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. любое лицо или группа лиц вправе направить петицию в Европейскую Комиссию по правам человека. А в соответствии со ст. 190 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. физическое лицо вправе предъявить иск государству - участнику Конвенции и требовать разбирательства дела в Трибунале по морскому праву.
Право индивида на обращение в международные судебные органы признается в конституциях многих государств, в том числе и российской.
Международное право определяет в некоторых случаях определяет правовой статус отдельных категорий индивидов, например беженца, трудящегося-мигранта, замужней женщины, ребенка и других категорий индивидов.
Приведенные выше
примеры дают основание предположить,
что государства по ряду проблем
(пусть даже немногим) наделяют индивидов
качествами международной
Долгое время
единственными полноправными
Противники признания индивида субъектом международного права в качестве основного аргумента в подтверждение своей позиции ссылаются на то, что индивиды не могут заключать международные публично-правовые договоры и тем самым не могут участвовать в создании норм международного права. Действительно, это факт. Но в любой области права ее субъекты обладают неадекватными правами и обязанностями. Например, в международном праве договорная правоспособность в полном объеме присуща лишь суверенным государствам. Другие субъекты –межправительственные организации, государственно-подобные образования, да и нации и народы, борющиеся за независимость, обладают договорной правоспособностью в ограниченном объеме.16
Индивиды обладают международными право-, дее-, и деликтоспособностью, а также способностью обеспечивать выполнение субъектами международного права международно-правовых норм. Этого вполне достаточно для признания у индивида качеств субъекта международного права.
Задача
Пункт 3 ст. 6 Конституции
Мордовии гласит: «Республика является
самостоятельным участником внешнеэкономических
отношений». Устанавливается также,
что осуществление внешних
Вопрос: Каким образом применимые внутригосударственные акты РФ решают вопрос об объеме прав и обязанностей, то есть компетенции её субъектов в том, что касается внешних сношений?
Решение
Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ устанавливаются ФЗ от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Что касается заключения международных договоров РФ, затрагивающих вопросы, отнесенные к ведению субъектов РФ, то федеральный закон от 16 июня 1995г. «О международных договорах Российской Федерации»17 в целом определяет пределы участия субъектов РФ в заключении международных договоров, статья 4 которого устанавливает, что:
1. Международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.
2. Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направляются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями органам государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция. Поступившие предложения рассматриваются при подготовке проекта договора.
3. При осуществлении согласования вопросов заключения международного договора Российской Федерации органы государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция, уведомляются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями о предельных сроках направления предложений, составляющих не менее двух недель. Непредставление в указанный срок ответа не препятствует внесению предложения о заключении международного договора Российской Федерации.
4. Вопросы участия представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации в подготовке проекта международного договора, затрагивающего вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, или его полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также в переговорах и процедуре его подписания решаются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.
Данный Закон четко не регламентирует порядок заключения международных договоров субъектами РФ. Как следствие - субъекты РФ начинают принимать собственные законы в данной сфере.
Однако на наш взгляд в этом скрыта определенная опасность для правовой системы Российской Федерации. Опасность двоякого рода. Во-первых, возможно появление десятков отличающихся друг от друга законов о международных договорах субъектов Федерации. «Унифицированное единство» правового поля в России в данном вопросе будет утеряно. Во-вторых, исполнение или неисполнение субъектами РФ своих прав и обязательств по «своему» международному договору может быть прямо или косвенно связанно с предметом, по которому уже есть договор самой РФ, на которой лежит обязанность исполнения последнего и вытекающие из этого последствия.
Список использованной литературы:
1 Международное публичное право: учебное пособие К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев; отв. ред. К.А. Бекяшев. – перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. Стр. 20
2 «Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики» от 12 апреля 1996 г. Ст.2, 3, 5
3 Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. часть II раздел 3 подраздел C ст. 31
4 Международное публичное право. Сборник документов: в 2 частях. Ч I / сост. и авт. Вступ. Статьи К.А. Бекяшев, Д.К. Бекяшев. – М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2006. Стр.243-286
5 Европейская Конвенция о признании правосубъектности международных неправительственных организаций от 24 апреля 1986 г. Ст.2
6 Принятая резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН «Всеобщая декларацией прав человека» от 10 декабря 1948 г. Ст. 6
7 Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств от 26 декабря 1933г. Ст. 1
8 Конвенция Монтевидео о правах и обязанностях государств от 26 декабря 1933г. Ст. 3
9 Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. Ст. 2 ч. 4
10 Принятая Заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 августа 1975 г. «Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях» П. III, IV
11 Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом ООН от 24 октября 1970 г.
12 Конституция РФ Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Ст. 71 п. к)
13 Федеральный Закон Российской Федерации от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов российской федерации» Ст. 1
14 Международное право / под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. М., 2006. Стр. 164
15 Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Принята Конференцией полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 608 (XXI) Экономического и Социального Совета от 30 апреля 1956 г. Ст. 4
16 Международное публичное право: учеб./Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, В.В. Устинов и др.; отв. ред. К.А. Бекяшев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. Стр. 204
17 Федеральный закон от 16 июня 1995г. «О международных договорах Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. -1995 г. -№29. -Ст. 2757.