Субъекты международного публичного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:31, лекция

Описание

Субъекты МП – акторы, которые в силу юридических норм могут выступать в качестве носителей субъективных юридических прав и обязанностей:
- государства;
- международные организации;
- нации, борющиеся за независимость;
- государственно-подобные образования;
- физические лица (в ограниченном объеме).

Работа состоит из  1 файл

Тема 2. Субъекты МП.docx

— 34.97 Кб (Скачать документ)

Учредительные акты многих международных организаций содержат четкие положения об их правосубъектности. Однако отсутствие в учредительном документе международной организации таких положений не означает, что данная организация не является субъектом МП. 
Норвежский ученый Ф. Сейерстед – концепция объективной правосубъектности международной организации – т.к. любая организация имеет хотя бы один орган и тем самым как бы дистанцируется от государств-членов, она ipso facto становится международной юридической личностью. Правосубъектность с точки зрения теории «объективности» существует вне зависимости от воли государств-членов.  
Например: в Уставе ООН нет четких указаний о правосубъектности, однако она является субъектом МП и способна иметь международные права и обязанности, наделена способностью отстаивать свои права посредством предъявления международных претензий.

В каждом конкретном случае правомочия организации устанавливаются  ее учредительным актом, соглашениями с государствами и другими  субъектами МП. Сколь бы ни была широка правосубъектность международной организации, это – специальная правосубъектность, существенно отличающаяся от универсальной правосубъектности государств.

5. Международная правосубъектность государственно-подобных образований

Государственно-подобные образования как субъекты международного права обладают территорией, суверенитетом, органами власти, могут от своего имени заключать международные договоры. Таковыми в прошлом являлись вольные города, Великий Новгород, Данциг, Триест, Западный Берлин, а в настоящее время – Ватикан. Последнее образование создано на территории Рима в 1929 г. путем заключения Договора с Италией с целью гарантий условий независимого правления главы католической церкви. Ватикан установил дипломатические отношения со 170 государствами, в том числе с Российской Федерацией, он является членом многих  международных организаций.

6. Проблема признания индивида субъектом международного права является дискуссионной. Одни авторы отрицают правосубъектность индивида, другие признают за ним отдельные качества субъекта международного права. Сторонники второй точки зрения указывают на то, что международные права индивидов закреплены во многих многосторонних и двусторонних договорах. Индивиды являются субъектами ответственности в международном праве. Так, например, они несут уголовную ответственность за совершение международных преступлений и преступлений международного характера.

Индивид при определенных условиях имеет право обратиться в международные судебные учреждения, например, в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

По мнению кафедры международного права МГЮА, индивид с правоприменительной  точки зрения является субъектом  международного права, а с точки  зрения создания норм международного права - таковым не является.

7. Международно-правовое признание

Международно-правовое признание – это акт признающего государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права, с которым признающее государство считает необходимым установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

Признание обычно выражается в том, что государства обращаются к первым лицам нового государства  с заявлением о признании данного  государства в качестве субъекта международного права и их желании  установить с ними дипломатические  и иные отношения в полном объеме. Вместе с тем следует отметить, что признание не создает нового субъекта международного права. Существуют три вида международно-правового признания. 

Первый среди них - признание de jure, т.е. полное, юридическое, официальное признание, которое влечет за собой установление дипломатических отношений.

Второй вид признания - признание de facto, т.е. фактическое. Оно происходит тогда, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда признаваемое государство считает себя временным образованием.

Третий вид признания  – признание ad hoс, т.е. временное или разовое признание, признание для данного случая, для определенной цели.

В науке международного права  есть две теории международно-правового признания государств: конститутивная и декларативная. Сторонники конститутивной теории – Л. Оппенгейм, Г. Лаутерпахт, Д. Анцилотти, М. Бастид, Г. Кельзен и другие - считают, что если нет признания, нет и субъекта международного права. Эта теория отрицает тот факт, что государство еще до признания его субъектом международного права другими государствами имеет права и пользуется ими, а также выполняет свои международные обязательства,  вытекающие из присущего ему суверенитета.

Суть декларативной теории, которой придерживается большинство юристов-международников, заключается в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права. Вновь возникшее государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважении суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

8. Международное правопреемство

Международное правопреемство – это переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения нового субъекта вместо старого. Правопреемство является одним из древнейших институтов международного права. Понятие полного правопреемства ввел голландский ученый Гуго Гроций. Его развил швейцарец Э. Ваттель, который отмечал, в частности, что государство-правопреемник обязано выплачивать долги, оставленные предшественником, другим государствам.

Науке международного права  известны такие теории правопреемства государств, как универсальное правопреемство, частичное правопреемство, правопреемственность, неправопреемственность, tabula rasa, теория континуитета.

Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, переходящих к его правопреемнику.

Основное содержание частичного правопреемства сводится к тому, что государство-предшественник сохраняет такие договорные права и обязанности, которые не предполагают сохранения суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией. Государство-преемник не наследует таких прав и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении.

Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении государственного строя. Новое юридическое лицо принимает на себя права и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.

Согласно теории неправопреемственности обязанности государства-предшественника не передаются государству-правопреемнику. Что касается прав, то они переходят в руки лица, вставшего во главе государства.

В соответствии с теорией tabula rasa («чистой доски») новое государство не связано с международными договорами государства-предшественника.

По теории континуитета, наоборот, все существующие договоры остаются в силе. Например, Россия в 1991 г. по договоренности с другими государствами – участниками СНГ провозгласила себя правопродолжателем СССР. При континуитете нет необходимости признания со стороны иностранного государства и международной организации в качестве субъекта международного права. Достаточно признания факта правопродолжателя государства-предшественника.

Основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

Согласно первой Конвенции, новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющийся объектом правопреемства государств. Это требование не применяется, если из договора следует, что применение этого договора в отношении нового независимого государства было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изменило бы условия его действия. Однако если участие в многостороннем договоре любого другого государства требует согласия всех его участников, то новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника этого договора только при наличии этого согласия.

Делая уведомление о правопреемстве, новое независимое государство  может, если это допускается договором, выразить свое согласие на обязательность для него лишь части договора или  сделать выбор между различными его положениями. Уведомление о  правопреемстве в отношении многостороннего  договора делается в письменной форме.

Если объектом правопреемства государств является двусторонний договор, он считается находящимся в силе между новым независимым государством и другим государством-участником, когда:

  1. они явственно об этом договорились;
  2. в силу своего поведения они должны считаться выразившими такую договоренность.

 

В силу второй Конвенции переход государственной собственности государства-предшественника влечет за собой прекращение прав этого государства и возникновение прав государства-преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику. Как правило, переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации.

В случае передачи части  территории другому государству  переход государственной собственности  от государства-предшественника к  государству-преемнику регулируется соглашением между ними. Если такого соглашения нет, то данный вопрос может  быть решен двумя способами: 1) недвижимая государственная собственность  государства-предшественника, находящаяся  на территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику; 2) движимая государственная собственность  государства-предшественника, связанная  с деятельностью государства-предшественника  в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит  к государству-преемнику.

Говоря о долгах бывшего СССР, государства – участники СНГ договорились, что все долги бывшего Советского Союза возьмет на себя Российская Федерация. Тогда же была достигнута договоренность, что все долги иностранных государств бывшему Советскому Союзу будут выплачиваться только Российской Федерации. Имея в виду некредитоспособность многих должников бывшего СССР, думается, это было не самое лучшее решение для России. Тем не менее, все свои обязательства по выплате долгов другим государствам и коммерческим банкам Россия аккуратно выплачивает, нередко и досрочно, как это было, например, в 2006 году.

В указанной конвенции  урегулированы и другие вопросы, связанные с переходом государственной  собственности, государственных архивов, а также государственных долгов от государства-предшественника к  государству-преемнику.

 


Информация о работе Субъекты международного публичного права