Теоретические и правовые аспекты международного экономического сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание

Современное мировое общественное развитие характеризуется усилением связей и взаимодействия между странами. Тенденция к объединению вызвана потребностью решения стоящих перед человечеством глобальных проблем, таких как угроза ядерной катастрофы, экологические проблемы, здравоохранение и космос. Но самую глубокую основу укрепления целостности мира составляет нарастающая взаимозависимость государств в экономической сфере. Ни одна страна в мире не может претендовать на полноценное развитие, если она не вовлечена в орбиту мирохозяйственных связей. Одним из этапов глобализации является международное экономическое сотрудничество.

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.doc

— 114.00 Кб (Скачать документ)

Традиционными статьями импорта являются продовольственные, потребительские и промышленные товары, а также сырье и полуфабрикаты для производства товаров широкого потреблении.

Экспорт - совокупность множества  коммерческих операций по продажей вывозу заграницу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Экспортом является также предоставление интуристам и интурфирмам туристских, экскурсионных и других услуг (совокупного туристского продукта). Экспортом является вывоз капитала в форме предоставления кредитов и инвестирования в иностранные фирмы[11, с.79].

Реэкспорт - вывоз за границу  ранее ввезенного товара, не подвергшегося  в реэкспортирующей стране какой-либо переработке (это является обязательным условием любой реэкспортной операции)[11, с.81].

Главенствующую роль при проведении анализа проблем Международных экономических отношений и внешней экономической деятельности играет экономическая информация, которая подразделяется на статистику, бухгалтерскую отчетность и оперативные данные. Из названных выше типов экономической информации наибольшее значение для науки и практики имеют статистические показатели. Современная система международной статистики — сложный механизм, в котором одни статистические организации разрабатывают статистическую методологию, программы наблюдения, а другие непосредственно осуществляют сбор, обработку и публикацию статистических данных.

Проводя анализ необходимо прибегать к информации включая  ту что доступна во всемирной сети Интернет. Всемирная компьютерная сеть Интернет дает уникальную возможность доступа к достоверной и свежей статистической информации, распространяемой международными экономическими организациями в глобальной сети, как на платной основе, так и в открытом доступе. Практически все международные организации сегодня имеют свои web-узлы, где на электронных страницах размещают новости о последних событиях в соответствующих областях знаний, общие сведения об организации, информацию о состоянии актуальных экономических проблем, свои годовые отчеты и др.

Информационные страницы международных организаций привлекают все больше внимания заинтересованных потребителей. Этому способствует высокое качество публикуемой информации, ведь эта информация представляет собой либо официальные документы, распространявшиеся ранее только в печатной форме, а сегодня дублируемые и в электронной форме либо эта информация — рабочие документы организации, либо пресс-релизы для журналистов и всех интересующихся лиц.

 

    1. Правовая база международного экономического сотрудничества России и стран Восточной Европы

 

Сотрудничество России со странами Восточной Европы: Польшей, Чехией, Болгарией, Словакией, Словенией, Македонией, Венгрией, Румынией, на протяжении более чем 40 лет развивалось в тесном взаимодействии.

Формирование системы  международных и внешнеэкономических связей  Российской Федерации является неотъемлемой частью международной деятельности Государства, основ российского федерализма.

По мере развития, международные  и внешнеэкономические связи  оказывают влияние на решение  региональных проблем.

В настоящее  время все базовые соглашения, определяющие условия торгово-экономического сотрудничества, а также соглашения об избежании двойного налогообложения на доходы и имущество, о поощрении и защите капиталовложений подписаны практически со всеми странами — бывшими членами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), а также со странами — бывших республиками СФРЮ (Социалистическая Федеративная Республика Югославия). Среди них[3,c.3]:

  • Договор о торгово-экономическом сотрудничестве Российской Федерации с Польшей (сентябрь 1993 г.);
  • Соглашение о торговых и экономических отношениях Российской Федерации с Чехией (август 1993 г.);
  • Соглашение об экономическом и научно-техническом сотрудничестве Российской Федерации со Словакией (март 1993 г.);
  • Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между Российской Федерацией и Македонией (май 1993 г.) и др.

В соответствии с условиями этих соглашений страны-партнеры предоставляют друг другу на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования. Расчеты по внешнеторговым операциям осуществляются в свободно конвертируемых валютах, хотя по взаимной договоренности с некоторыми странами допускаются расчеты на условиях клиринга или в национальной валюте.

Одним из условий успешного  и результативного развития международных и внешнеэкономических связей РФ является наличие единой интегрированной на федеральном и региональном уровне системы соответствующих информационных ресурсов, обеспечивающих оперативный доступ к достоверным базам данных.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» информационное обеспечение внешнеторговой деятельности относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов [2,c.78].

Созданная на Федеральном  уровне нормативная правовая база по координации международных и  внешнеэкономических связей, государственному регулированию внешнеторговой деятельности и другим направлениям позволила, в  свою очередь, субъектам РФ сформировать собственное правовое пространство, определиться с приоритетами в сотрудничестве со странами Ближнего и Дальнего зарубежья.

Организационно-правовой механизм экономического и инвестиционного  сотрудничества России и стран Восточной  Европы, также как и организационно-правовой механизм экономического сотрудничества государств — членов ООН, нуждаются в приспособлении и усовершенствовании в соответствии с условиями глобализации мировой экономики.

Принятые на федеральном  уровне нормативные правовые акты по осуществлению международных и внешнеэкономических связей, бесспорно, позволили расширить международное региональное сотрудничество.

Вместе с тем, следует  отметить, что остается актуальной задача по приведению в соответствие нормативных правовых актов по обеспечению внешнеэкономической деятельности регионов, улучшению координации действий регионов в этой сфере в целях наиболее полного задействования огромного потенциала международного межрегионального сотрудничества.

Сотрудничество России с государствами региона строилось  на новой договорно-правовой базе, которая  отражала новые национально-государственные  интересы. В совместном заявлении  президента РФ и президента Республики Польши по случаю подписания Договора между РФ и Республикой Польша о дружественном и добрососедском сотрудничестве подчёркивалось, что они  осуждают антигуманную сущность тоталитаризма во всех его проявлениях, заявляют о своей решимости преодолеть негативное наследие прошлого и строить качественно новые двусторонние отношения в будущем на основе позитивных ценностей в истории обоих народов и государств, а также международного права, демократии и соблюдение прав человека.

В июне 1999 года в Кельне Европейский Союз впервые принял “Коллективную стратегию” в отношении стран, не являющихся членами ЕС. Россия явилась первым партнером в этом новом инструменте политики ЕС и в частности Восточной Европы[40,c.30].

Стратегия подтверждает, что Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве – это ядро отношений  между Восточной Европой  и Россией.

Стратегия определяет задачи развития отношений России и Восточной  Европой на следующие десятилетия  и средства решения этих задач. Она  является последовательным развитием  общей концепции российской внешней  политики в Европе и исходит из объективной необходимости строительства многополярного мира, общей истории народов и ответственности европейских государств за будущее континента, и взаимодополняемости их экономик.

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующие выводы. Международные экономические отношения сегодня - это целый комплекс отношений. Они развиваются в различных областях социума, эти отношения затрагивают торговлю, обмены, инвестиции, оказание услуг, сотрудничество и взаимообмен. Современные международные отношения представляют собой сложную систему политических, экономических, культурных и прочих связей. На сегодняшний день существует несколько общемировых тенденций развития международных отношений. Международное экономическое сотрудничество — объективный процесс развития многообразных экономических и научно-технических связей между отдельными странами или группами стран. Международное разделение труда приводит к международной специализации производства и науки и интернационализации хозяйственной жизни.

Построение рыночного организационно-экономического механизма в значительной мере зависит от усовершенствования методологии и организации комплексного экономического анализа. Программа экономического анализа определяются особенностями исследуемого объекта и его целевой ориентацией. Ключевыми показателями для анализа международных экономических отношений являются такие показатели как: Доля в процентах от суммарного валового национального продукта, доля внутрирегионального товарооборота, объем взаимных прямых иностранных инвестиций.

Правовая база сотрудничества России со странами Восточной Европы основывается на договорах заключенных правительственными и неправительственными Российскими и Восточно-Европейскими организациями. А так же договорами регламентирующими торговые отношения на государственном уровне. В соответствии с условиями этих соглашений страны-партнеры предоставляют друг другу на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования.

Принятые на федеральном  уровне нормативные правовые акты по осуществлению международных и внешнеэкономических связей, позволили расширить международное региональное сотрудничество.


Информация о работе Теоретические и правовые аспекты международного экономического сотрудничества