Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:54, доклад
В отечественной международно-правовой доктрине получила распространение концепция подразделения видов международной ответственности государств на политическую и материальную. Материальная ответственность выражается в форме реституций, субституций и репараций. Политическая ответственность выражается в форме сатисфакции, реторсии, репарации и репрессарий.
Маханёк
Евгения, группа 7-7-2
Виды
и формы международно-правовой
ответственности
государств
В
отечественной международно-
При рассмотрении санкций за совершенное государством международное правонарушение становится очевидным, что в числе таких правонарушений наличествуют более тяжкие и менее тяжкие правонарушения, с теми или иными сопутствующими им обстоятельствами, что в итоге определяет, какие именно санкции являются в конкретном случае закономерными в соответствии с международным правом в отношении государства, совершившего международное правонарушение.
Процессуально
потерпевшее государство должно
направить государству-
В конкретном случае установленного правонарушения государства, о котором идет речь, потерпевшее государство в своем протесте может обозначить те меры правовосстановительного характера, которые обязано осуществить государство-правонарушитель, чтобы восстановилось предшествующее правонарушению юридическое status quo во взаимоотношениях между потерпевшим государством и государством-правонарушителем.
В числе таких мер (видов или форм санкций) возможно осуществление сатисфакции, т.е. предоставления потерпевшему государству морально-политического удовлетворения, в частности путем официального выражения сожаления или извинения по поводу совершенного правонарушения, юридического преследования должностных или иных физических лиц, подозреваемых или виновных в совершении правонарушения, а также оказания специальных почестей флагу потерпевшего государства и т.д.
Ординарная сатисфакция
– это удовлетворение
государством-правонарушителем
Чрезвычайная сатисфакция представляет собой различного вида временные ограничения суверенитета и правоспособности государства, совершившего международное преступление. Ее целью является искоренение причин, породивших международное преступление, и создание гарантий от его повторения. В качестве чрезвычайных сатисфакций могут выступать: реорганизация отдельных элементов политической системы и упразднение общественных институтов, наличие которых способствовало совершению государством международного преступления; временная оккупация части или всей территории; международный контроль за использованием научного и промышленного потенциала; меры по демилитаризации промышленности, роспуску или сокращении вооруженных сил; обязанность не оснащать их в будущем
определенными видами вооружений и не производить таковые.
Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).
Реторсия - правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, не составляющий международного правонарушения. Этим Реторсия отличается от репрессалий, применяемых в ответ на противоправные действия. Реторсия преследует цель восстановить принцип взаимности в отношениях соответствующих государств.
К числу возможных превентивных (штрафных) санкций относятся репрессалии.
Репрессалии — это закономерные в соответствии с международным правом принудительные меры, осуществляемые потерпевшим государством в отношении государства-правонарушителя с целью побудить его прекратить правонарушение и/или претерпеть те меры международной ответственности, которые закономерно требует осуществить в данном случае потерпевшее государство.
Современное
международное право запрещает
прибегать лишь к вооруженным
репрессалиям, а также к угрозе
вооруженной силой в
В
частности, к возможным репрессалиям
следует, очевидно, отнести меры, не связанные
с применением вооруженных сил, указанные
в ст. 41 Устава ООН, а именно: полный или
частичный перерыв экономических отношений,
железнодорожных, морских, воздушных,
почтовых, телеграфных, радио или других
средств сообщения, а также разрыв дипломатических
отношений.
Другими мерами восстановления status quo, предшествовавшего правонарушению, являются меры возмещения нанесенного правонарушением материального ущерба в форме реституции, субституции и репарации (материальная ответственность).
Реституция — это возвращение потерпевшему государству незаконно присвоенных государством-правонарушителем материальных ценностей или (в случае невозможности это сделать) компенсация их утраты другими равноценными материальными ценностями (компенсаторная реституция).
Субституция - разновидность реституции, представляющая собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т.п
Репарация — возмещение потерпевшему государству материального ущерба в денежной или натуральной форме (различного рода поставками).
Государство-
Однако в соответствии со ст. 60 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. существенное нарушение двустороннего договора между потерпевшим государством и государством-правонарушителем является основанием для прекращения первым государством договора или приостановления его действия в целом или в части. То же положение действует и в отношении многосторонних договоров. Такие возможные меры, видимо, также являются ответными мерами — санкциями, ибо их цель — лишить государство-правонарушителя предусмотренных для него договором субъективных прав и преимуществ. Но это уже санкции превентивного (штрафного) характера.
Информация о работе Виды и формы международно-правовой ответственности государств