Виды и формы международно-правовой ответственности государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:54, доклад

Описание

В отечественной международно-правовой доктрине получила распространение концепция подразделения видов международной ответственности государств на политическую и материальную. Материальная ответственность выражается в форме реституций, субституций и репараций. Политическая ответственность выражается в форме сатисфакции, реторсии, репарации и репрессарий.

Работа состоит из  1 файл

мп ответственность.docx

— 17.26 Кб (Скачать документ)

     Маханёк Евгения, группа 7-7-2 
 

     Виды  и формы международно-правовой ответственности  государств 

     В отечественной международно-правовой доктрине получила распространение  концепция подразделения видов  международной ответственности государств на политическую и материальную. Материальная ответственность выражается в форме реституций, субституций и репараций. Политическая ответственность выражается в форме сатисфакции, реторсии, репарации и репрессарий.

     При рассмотрении санкций за совершенное  государством международное правонарушение становится очевидным, что в числе таких правонарушений наличествуют более тяжкие и менее тяжкие правонарушения, с теми или иными сопутствующими им обстоятельствами, что в итоге определяет, какие именно санкции являются в конкретном случае закономерными в соответствии с международным правом в отношении государства, совершившего международное правонарушение.

     Процессуально потерпевшее государство должно направить государству-правонарушителю протест. В общем виде этот акт выражает отказ государства признать юридически значимую ситуацию, созданную поведением другого государства, правомерной и квалификацию ее как противоправной. Протест должен быть явно выраженным (обычно в письменной форме) и так или иначе доведен до сведения государства, которому он адресован, возможно, и до сведения других заинтересованных государств.

     В конкретном случае установленного правонарушения государства, о котором идет речь, потерпевшее государство в своем протесте может обозначить те меры правовосстановительного характера, которые обязано осуществить государство-правонарушитель, чтобы восстановилось предшествующее правонарушению юридическое status quo во взаимоотношениях между потерпевшим государством и государством-правонарушителем.

     В числе таких мер (видов или  форм санкций) возможно осуществление сатисфакции, т.е. предоставления потерпевшему государству морально-политического удовлетворения, в частности путем официального выражения сожаления или извинения по поводу совершенного правонарушения, юридического преследования должностных или иных физических лиц, подозреваемых или виновных в совершении правонарушения, а также оказания специальных почестей флагу потерпевшего государства и т.д.

            Ординарная   сатисфакция    –    это    удовлетворение    государством-правонарушителем   правомерных   нематериальных   требований    потерпевшего государства.  Цель  сатисфакции  –  восстановление  нематериального  ущерба, прежде всего причиненного  чести  и  достоинству  потерпевшего  государства. Наиболее характерные формы  –  принесение  извинений;  выражение  сожаления, сочувствия   или   соболезнования;   дезавуирование   действий   официальных представителей; возложение  обязанности  материального  возмещения  на  лиц, причастных к совершению международного правонарушения, или их уголовное  или административное преследование; заверения в том, что подобные  неправомерные акции не будут повторяться; издание  специальных  законов,  направленных  на обеспечение соблюдения международных обязательств, и т. п.

            Чрезвычайная сатисфакция представляет собой различного  вида  временные ограничения  суверенитета  и  правоспособности   государства,   совершившего международное  преступление.   Ее   целью   является   искоренение   причин, породивших  международное  преступление,  и   создание   гарантий   от   его повторения.   В   качестве   чрезвычайных   сатисфакций   могут   выступать: реорганизация  отдельных  элементов  политической  системы   и   упразднение общественных   институтов,   наличие   которых   способствовало   совершению государством международного  преступления;  временная  оккупация  части  или всей  территории;  международный  контроль  за  использованием  научного   и промышленного потенциала; меры по демилитаризации  промышленности,  роспуску или сокращении  вооруженных  сил;  обязанность  не  оснащать  их  в  будущем

определенными видами вооружений и не производить  таковые.

     Ресторация представляет собой восстановление правонарушителем прежнего состояния и несение им всех неблагоприятных последствий этого (например, освобождение незаконно занятой территории и несение связанных с этим имущественных расходов).

     Реторсия - правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, не составляющий международного правонарушения. Этим Реторсия отличается от репрессалий, применяемых в ответ на противоправные действия. Реторсия преследует цель восстановить принцип взаимности в отношениях соответствующих государств.

     К числу возможных превентивных (штрафных) санкций относятся   репрессалии.

     Репрессалии это закономерные в соответствии с международным правом принудительные меры, осуществляемые потерпевшим государством в отношении государства-правонарушителя с целью побудить его прекратить правонарушение и/или претерпеть те меры международной ответственности, которые закономерно требует осуществить в данном случае потерпевшее государство.

     Современное международное право запрещает  прибегать лишь к вооруженным  репрессалиям, а также к угрозе вооруженной силой в межгосударственных отношениях.

     В частности, к возможным репрессалиям следует, очевидно, отнести меры, не связанные с применением вооруженных сил, указанные в ст. 41 Устава ООН, а именно: полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. 
 

     Другими мерами восстановления status quo, предшествовавшего правонарушению, являются меры возмещения нанесенного правонарушением материального ущерба в форме реституции, субституции и репарации (материальная ответственность).

     Реституция это возвращение потерпевшему государству незаконно присвоенных государством-правонарушителем материальных ценностей или (в случае невозможности это сделать) компенсация их утраты другими равноценными материальными ценностями (компенсаторная реституция).

     Субституция - разновидность   реституции,   представляющая   собой   замену   неправомерно уничтоженного или поврежденного  имущества,  зданий,  транспортных  средств, художественных ценностей, личного имущества и т.п

     Репарация возмещение потерпевшему государству материального ущерба в денежной или натуральной форме (различного рода поставками).

     Государство-правонарушитель  обязано также восстановить действие нарушенных положений международных договоров (двусторонних и многосторонних), участниками которых являются потерпевшее государство и государство-правонарушитель.

     Однако  в соответствии со ст. 60 Венской конвенции  о праве международных договоров 1969 г. существенное нарушение двустороннего договора между потерпевшим государством и государством-правонарушителем является основанием для прекращения первым государством договора или приостановления его действия в целом или в части. То же положение действует и в отношении многосторонних договоров. Такие возможные меры, видимо, также являются ответными мерами — санкциями, ибо их цель — лишить государство-правонарушителя предусмотренных для него договором субъективных прав и преимуществ. Но это уже санкции превентивного (штрафного) характера.

Информация о работе Виды и формы международно-правовой ответственности государств