Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:56, реферат
Вопросы охраны труда всегда имели большое значение в трудовых отношениях, поэтому регулирующие их нормативные акты являются важной составляющей трудового законодательства. В настоящее время помимо главы 16 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) указанные вопросы регламентируют многочисленные подзаконные нормативные акты. Однако в последние годы охрана труда стала актуальна не только в сфере "традиционных" трудовых отношений, выстроенных по схеме "наниматель - работник". Это обстоятельство вкупе с осознанием того, что грамотно организованная охрана труда влияет на экономическую эффективность любой производственной деятельности и обусловили осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства об охране труда.
9) подготовка предложений по результатам рассмотрения совместно с руководителями соответствующих подразделений, с участием представителей по охране труда профсоюза или иного представительного органа работников случаев отказа работника от выполнения порученной работы по причине возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении ему средств индивидуальной защиты, предусмотренных в перечне средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда работников организации, разработанном и утвержденном в соответствии с Перечнем средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.10.2010 № 145);
10) организация и проведение с участием подразделений работы по профилактике нарушений работающими требований безопасности и гигиены труда, пропаганде вопросов охраны труда, передового опыта безопасного выполнения работ, в том числе:
проведение выставок, смотров-конкурсов, семинаров, совещаний, курсов повышения квалификации, бесед и других мероприятий;
организация уголков, информационных стендов по охране труда, стенных газет, витрин, использование малотиражной печати, видео- и кинофильмов, радиовещательных, телевизионных и других средств информации;
Осуществление службой охраны труда контроля над:
1) соблюдением в организации законодательных и иных нормативных правовых актов о труде и об охране труда, инструкций, других локальных нормативных правовых актов по охране труда;
2) выполнением должностными лицами, другими работниками функциональных обязанностей по охране труда, предусмотренных системой управления охраной труда, другими локальными нормативными правовыми актами;
3) соответствием законодательству о труде и об охране труда принимаемых локальных нормативных правовых актов. При обнаружении противоречий таких актов с законодательством о труде и об охране труда служба вносит в установленном порядке предложения по их устранению;
4) выполнением:
решений (постановлений, приказов, распоряжений, предписаний) органов государственного управления охраной труда, надзора и контроля, государственной экспертизы условий труда, вышестоящей организации, представлений инспекции труда профсоюзов;
мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных программами, планами, коллективным договором, планом мероприятий по охране труда, других мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда;
5) соответствием правилам и нормам охраны труда оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, электроустановок, зданий и сооружений, материалов, сырья и химических веществ, технологических процессов, индивидуальных и коллективных средств защиты, наличием соответствующей эксплуатационной документации;
6) своевременным проведением необходимых осмотров, испытаний, технических освидетельствований оборудования, средств защиты;
7) эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
8) состоянием средств коллективной защиты;
9) организацией рабочих мест и производства работ в соответствии с требованиями охраны труда;
10) своевременным проведением аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, разработкой и выполнением по их результатам мероприятий по приведению условий и охраны труда в соответствие с требованиями по охране труда;
11) своевременным обеспечением работников средствами индивидуальной защиты, их применением, содержанием (хранение, выдача, стирка, чистка, сушка, обезвреживание, ремонт и тому подобное) в соответствии с Инструкцией о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209);
12) обеспечением и правильным применением работниками смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами»;
13) обеспечением работников санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с ТКП 45-3.02-209–2010 «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования»;
14) санитарно-гигиеническим состоянием производственных, вспомогательных и бытовых помещений;
15) наличием в подразделениях действующих инструкций по охране труда, своевременным их пересмотром, разработкой новых;
16) своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний, всех видов инструктажа работающих по охране труда в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих вопросы подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда;
17) прохождением работающими медицинских осмотров в соответствии с Инструкцией о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.05.2010 № 47);
18) своевременным и правильным предоставлением работникам компенсаций по условиям труда (бесплатная выдача лечебно-профилактического питания, молока или равноценных пищевых продуктов, предоставление сокращенной продолжительности рабочего времени и дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда и другие виды компенсаций);
19) соблюдением требований законодательства об охране труда женщин и работников моложе восемнадцати лет;20) соблюдением Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30); принятием мер по устранению причин несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний (на основе документов по расследованию таких происшествий);
21) правильным расходованием денежных средств и материальных резервов, предназначенных на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Права службы охраны труда:
1) проводить в подразделениях проверки (обследования) состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда;
2) запрашивать и получать от руководителей подразделений, других должностных лиц необходимую информацию по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от должностных лиц и других работающих, допустивших нарушения требований по охране труда;
3) выдавать руководителям подразделений, другим должностным лицам обязательные для выполнения предписания и контролировать их выполнение, а также вносить в виде предписания изменения и дополнения в ранее выданные ими предписания. Предписание излагается в виде перечня мероприятий, направленных на устранение нарушений законодательства о труде и об охране труда, обеспечение здоровых и безопасных условий труда.
Отменить предписание или выполнение отдельных его мероприятий, а также перенести сроки их выполнения имеет право руководитель организации или его заместитель, которому подчинена служба. Резолюция о принятом решении по названным вопросам должна быть подписана и датирована.
Обязательными для выполнения являются также мероприятия, содержащиеся в актах, журналах периодического контроля за состоянием охраны труда и других соответствующих документах организации, подготовленных службой по результатам проверок, проводимых ею согласно пункту 1;
4) приостанавливать (запрещать) путем выдачи предписания эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу для жизни или здоровья работающих и окружающих, до их устранения;
5) вносить в установленном порядке предложения об отстранении от работы работающего, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не имеющего соответствующей профессиональной подготовки, в том числе по вопросам охраны труда, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда, не использующего средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедшего медицинский осмотр, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
6) привлекать по согласованию с руководителем организации, руководителями соответствующих подразделений специалистов (с их согласия) к проверкам состояния условий и охраны труда, решению других вопросов, входящих в компетенцию службы;
7) представлять руководителю организации предложения о поощрении работников организации за активную работу по охране труда, а также о привлечении к ответственности должностных лиц и других работников за нарушения законодательства о труде, правил и норм охраны труда, инструкций по охране труда, других локальных нормативных правовых актов по этим вопросам;
8) участвовать в подготовке (в том числе на стадии согласования) управленческих решений по вопросам организации труда, технического развития и совершенствования производства, соответствующих нормативных, технических и других документов в части учета в них требований охраны труда;
9) представлять по поручению руководителя организации или его заместителя, которому подчинена служба, интересы организации по вопросам охраны труда в других организациях;
10) для выполнения своих обязанностей в любое время беспрепятственно посещать все производственные, вспомогательные и бытовые помещения, подразделения;
11) вносить предложения работодателям по улучшению условий и охраны труда работающих, снижению профессиональных рисков, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают соответствующую службу из числа лиц, имеющих необходимую подготовку.
Должности специалистов по охране труда в производственной сфере вводятся нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в других отраслях -свыше 200 человек. Решение о необходимости создания службы охраны труда или назначении специалиста по охране труда с меньшей численностью работающих принимает наниматель. В случае невозможности выполнения указанных обязанностей работниками нанимателя он привлекает для проведения консультаций и дачи рекомендаций по безопасной организации труда соответствующих специалистов. При отсутствии службы, специалиста по охране труда соответствующие обязанности выполняются лицами, имеющими соответствующую подготовку (прошедшими обучение), либо одним из руководителей.
Структура и состав службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работающих, характера и степени опасности производства. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю предприятия или его заместителю и приравнивается к основным производственно-техническим службам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы сделать вывод, что вопрос охраны труда является одним из важнейших на современном этапе жизни нашего общества, в период когда работодатели ставят для себя основной задачей как можно быстрее и с минимальным вложением средств извлечь наибольшее количество прибыли, и пользуясь возникшим в последнее время у нас в стране дефицитом рабочих мест, когда наши граждане готовы за мизерную оплату выполнять самую грязную работу мало внимания уделяют, а порой и вообще игнорируют требования безопасности труда.
Увеличение количества профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве, приводящих к травмам, а иногда и к гибели людей, всё это заставляет задуматься о совершенстве нашего законодательства в области охраны труда, и думается, что нашим законодательным, исполнительным и судебным органам государственной власти предстоит ещё много работы в этом направлении.
Успешное решение проблем в области охраны труда в большей степени зависит от выполнения поставленных задач и приоритетов государственной политики в области охраны труда. Однако необходимо усовершенствовать содержание не только нормативных правовых актов, а одним из направлений деятельности государства выбрать улучшение ситуации в области охраны труда путем расширения использования норм локального характера, что позволяет особенности охраны труда конкретного предприятия отразить в коллективных и трудовых договорах.
Так же контроль и надзор за организацией охраны труда на предприятиях республики со стороны уполномоченных на это органов государства имеет огромное значение в предотвращении и избежании несчастных случаев на производстве, так как обнаружение нарушение влечет за собой юридическую ответственность как работника, так и нанимателя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах от 24 ноября 1996 г. И 17 октября 2004г.) - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь, 26 июля 1999 г. N 296-3 (в ред. от 17.07.2009 г.) // "Эталон" /База "Законодательство", Национальный центр правовой информации Респ. Беларусь. - Минск, 2009.
Информация о работе Функции органов контроля и надзора за соблюдением охраны труда