Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 06:04, курсовая работа
Право на трудовые споры закреплено за трудящимися в ч.4 ст. 37 Конституции Российской Федерации: «Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку»[1].
Закрепление права на индивидуальные споры в анализируемой статье выступает важнейшей гарантией соблюдения трудовых прав работающих граждан и работодателей в сфере трудовых отношений.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В КОМИССИИ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ
1.1 Порядок рассмотрения и принятия решения по индивидуальному трудовому спору в комиссии по трудовым спорам
1.2 Порядок исполнения и обжалования решений комиссии по трудовым спорам
ГЛАВА 2. РАССМОТРЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ В СУДЕ
2.1 Порядок рассмотрения и принятия решения по индивидуальным трудовым спорам в суде
2.2 Обжалование и исполнение судебных решений по индивидуальным трудовым спорам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
На привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика должностное лицо, виновное в незаконном увольнении или переводе работника на другую работу, суд возлагает обязанность возместить ущерб, причиненный организации в связи с оплатой за время вынужденного прогула или за время выполнения нижеоплачиваемой работы. Такая обязанность возлагается, если увольнение или перевод произведены с явным нарушением закона или если работодатель задержал исполнение решения суда о восстановлении работника на работе. Размер возмещения ущерба в таких случаях не может превышать трех месячных окладов должностного лица[38].
Если в результате отказа или несвоевременного заключения трудового договора у работника возник вынужденный прогул, то его оплата производится применительно к правилам, установленным для оплаты вынужденного прогула работника, незаконно уволенного с работы.
Судебная практика на основании гражданского законодательства признает возможным возмещение неправильно уволенному или переведенному работнику не только материального, но и морального вреда. Установив, что увольнением или переводом работнику причинен моральный вред, суды взыскивают его с ответчиков. Размер возмещения каждый раз определяется судом, исходя из обстоятельств дела.
Если истец отказался от иска в процессе его разбирательства в суде или спор завершился мировым соглашением, суд выносит не решение, а определение, в котором фиксируется отказ от иска или утверждается мировое соглашение. Тем же определением суд прекращает производство по делу. Но предварительно суд проверяет условия мирового соглашения, с тем, чтобы они не нарушали трудовое законодательство, были ясны и определенны, не нарушали права работников и интересы организаций. Суд может не принять отказа от иска и признания иска ответчиком, может не утвердить мировое соглашение, если все это противоречит трудовому законодательству.
Решение суда может быть обжаловано сторонами спора в вышестоящий суд в течение десяти дней. В тот же срок оно может быть опротестовано прокурором. При уважительной причине пропуска указанного срока он может быть судом восстановлен.
Обжалование решения суда работодателем в установленном законом порядке не освобождает его от обязанности исполнить резолютивную часть решения. Под задержкой исполнения решения о восстановлении на работе понимается:
- неиздание работодателем приказа о восстановлении работника на прежней работе с сохранением всех существенных условий труда, обусловленных трудовым договором, иными локальными нормативными актами;
- непредоставление работнику работы в соответствии с его трудовой функцией, предусмотренной трудовым договором, действовавшим до увольнения работника или перевода его на другую работу, признанных судом незаконными;
- поручение работнику другой работы, не предусмотренной трудовым договором, изменение существенных условий труда[39].
Вышестоящий суд, рассматривая дело в кассационном порядке, может оставить решение районного суда в силе, изменить или отменять его полностью или частично. В случае отмены решения районного суда вышестоящий суд может передать дело в тот же районный суд на новое рассмотрение по существу спора. Он может также прекратить производство по делу или оставить его без рассмотрения.
В случае отмены решения суда в порядке надзора суммы, которые по этому решению были выплачены работнику, обратно не взыскиваются. Исключение составляют случаи, когда отмененное решение суда было основано на подложных документах или ложных сведениях, представленных истцом. По тем же основаниям не подлежат возврату суммы, выплаченные работнику на основании решения комиссии по трудовым спорам. Исполнение решений о восстановлении на работе установлено ст. 396 Трудового кодекса РФ.
Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.
Законом предусмотрено, что решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника, принятое органом по рассмотрению трудовых споров, подлежит непременному исполнению.
В случае неисполнения решения суда возбуждается исполнительное производство. Его инициаторами могут быть: истец, прокурор, профсоюзный комитет, выступающий в защиту работника.
Если решение суда по индивидуальному трудовому спору не исполнено в установленный законом или судом срок, то заинтересованный работник вправе подать в тот же суд заявление о неисполнении его решения и принуждении к тому ответчика.
Когда неисполнением решения суда нарушаются права и интересы работника, в его защиту в суд вправе обратиться профсоюзный орган.
Прокурор может проявить инициативу в возбуждении исполнительного производства и тогда, когда невыполнением решения суда нарушаются интересы государства, общественных организаций, граждан. Принудительное исполнение решений судов по индивидуальным трудовым спорам осуществляется через судебного пристава.
Подводя итог, приведем основные выводы по теме работы.
Трудовым законодательством предусматривается защита прав работников и работодателей как в суде, так и при помощи особых органов, созданных специально с целью разрешения трудовых споров.
Анализ норм Трудового кодекса РФ позволяет выделить целый ряд недостатков трудового законодательства в соответствующей части и предложить различные способы их преодоления.
Использование законодателем понятия «неурегулированности» как обязательного признака при определении компетенции комиссии по трудовым спорам, не имеет смысла, так как сам факт обращения для разрешения спора в соответствующие органы уже свидетельствует о неурегулированности, а проведение сторонами переговоров по вопросу урегулирования не может быть признано в качестве обязанности сторон трудовых отношений. Кроме того, для сравнения, можно отметить, что обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора не требует никакой обязательной попытки предварительного урегулирования.
Согласно требованию закона комиссия по трудовым спорам формируется на паритетных началах (равное представительство лиц, представляющих работников и работодателя), поэтому в случае явки всех членов комиссии по трудовым спорам при рассмотрении спора вполне возможна такая ситуация, что голоса разделятся поровну, и решение не будет принято. Кроме того, паритетный принцип формирования комиссии по трудовым спорам представляет одной из сторон возможность саботажа работы комиссии из-за организованной неявки на заседание одной из сторон. Для недопущения подобных ситуаций представляется целесообразным предусмотреть ответственность членов комиссии по трудовым спорам за неявку без уважительных причин на заседание комиссии (либо возможность рассмотрения спора без членов комиссии по трудовым спорам, не явившихся без уважительной причины).
В ст. 384 Трудового кодекса РФ содержится положение о том, что организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Однако, в данной статье не сказано, что понимается под организационно-техническим обеспечением. По аналогии со ст.377 Трудового кодекса, которая определяет организационные обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа, можно предположить, что под организационно-техническим обеспечением понимаются следующие меры: «безвозмездное предоставление помещения для проведения заседаний, хранения документации, предоставления возможности размещения информации в доступном для всех работников месте».
В силу существенного сокращения полномочий комиссий по трудовым спорам, обращение в которые теперь, в силу ст.382 Трудового кодекса РФ, не является обязательной начальной стадией разрешения индивидуального трудового спора и заинтересованное лицо может в любой момент обратиться в суд, соблюдая лишь требования ст. 392 Трудового кодекса РФ, статья 390 ТК РФ теряет правовой смысл, так как содержащееся в ней положение о возможности обратиться в суд в случае отсутствия решения комиссии по трудовым спорам или несогласие с ее решением содержатся в ст. 382 и ч.1 ст. 391 ТК РФ, а несоблюдение работником 10-дневного срока переноса рассмотрения спора в суд лишено смысла, так как суд все равно примет дело к рассмотрению, как если бы работник обратился в суд напрямую (при условии соблюдения требований ч. 1 ст. 392 ТК РФ).
В число оснований для выдачи судебного приказа, перечисленных в ст.122 ГПК РФ, на наш взгляд, целесообразно включить невыполнение обязанности работодателя по выдаче работнику копий документов, связанных с работой. По своей сути защита такого права требует сокращенных сроков и по обоснованию законности требований нуждается в минимальных данных.
Недостаточная для рассмотрения индивидуальных трудовых споров компетенция мировых и районных судов, специфические особенности правового регулирования трудовых отношений, уже проявляющаяся перегруженность судов общей юрисдикции обусловливает необходимость формирования в системе судов общей юрисдикции специализированных судов по трудовым делам, сформированных на принципах социального партнерства. Кроме указанных причин, это отвечает мировой практике.
Проведенное исследование позволило сделать ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства в области регулирования индивидуальных трудовых споров.
Возможные проблемы, происходящие из паритетного принципа формирования комиссии по трудовым спорам, предлагается решить предоставлением председателю комиссии возможности дополнительного голоса при равенстве голосов «за» и «против», для чего ч. 1 ст. 388 Трудового кодекса РФ изложить в следующей редакции: «Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии».
Для закрепления в Трудовом кодексе РФ содержания организационно-технического обеспечения деятельности комиссии по трудовым спорам целесообразно текст части 4 статьи 384 Трудового кодекса РФ сформулировать следующим образом: «Комиссия по трудовым спорам организации имеет свою печать. Работодатель осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам, а именно: безвозмездное предоставление помещения для проведения заседаний, хранения документации, предоставление возможности размещения информации в доступном для всех работников месте».
Статью 122 Гражданского процессуального кодекса РФ следует дополнить следующим основанием о выдаче судебного приказа: «если заявлено требование о предоставлении документов, связанных с работой».
.
1. Нормативные правовые акты
1.1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237; 2008. 31 декабря. № 267.
1.2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года (в редакции от 22 ноября 2011 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №1. Ст.3; 2011. №45. Ст. 3233.
1.3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 23 октября 2002 года (в редакции от 6 февраля 2012 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №46. Ст. 4532; 2012. №11. Ст.108.
2. Акты органов судебной власти
2.1. Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 августа 2003 года №11 «При рассмотрении судом иска работника, уволенного за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, работодатель должен доказать обоснованность наложения всех дисциплинарных взысканий, послуживших причиной увольнения» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, февраль, 2004, №2, ст.105.
2.2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Российская газета, 2004, 8 апреля.
Информация о работе Индивидуальные трудовые споры и их подведомственность