Интегрированная система менеджмента качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 04:35, творческая работа

Описание

В последнее время все чаще встречается это словосочетание. В некоторых публикациях даются упрощенные, схематичные представления об интегрированных системах менеджмента:
дальше интеграции системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента речь обычно не идет. Впрочем, иногда упоминается система управления безопасностью. Поговорим о проблемах на пути внедрения интегрированных систем менеджмента1.

Работа состоит из  1 файл

Понятия системы менеджмента качества.docx

— 24.57 Кб (Скачать документ)

К тому же главный инженер  и специалисты в области экологии и охраны труда, как правило, не имеют  достаточного опыта, знаний и квалификации в создании и внедрении систем менеджмента.

Специалисты служб качества, обладающие необходимым опытом в  этой сфере деятельности, не желают взваливать на себя еще и экологические  проблемы, и вопросы охраны труда.

К тому же эти сферы деятельности требуют достаточно объемных специфических  знаний в области законодательства, методов и технологий решения  проблем по охране окружающей среды  и безопасности. В результате на предприятиях назначается по два  представителя высшего руководства:

по качеству - директор по качеству, по экологии и охране труда - главный инженер. Выстраиваются  три параллельные системы менеджмента, очень слабо интегрированные  между собой. Появляется дублирование документов, работ, аудита, учета затрат в процессах, возникает ряд противоречий и конфликтов.

Еще сложнее ситуация в  других направлениях деятельности.

Как решить организационные  противоречия?

На ряде западных фирм вводят должность менеджера по системам управления. В его функции входят:

• организация и координация  разработки ИСМ;

• мониторинг и аудит ИСМ;

• подготовка материалов и  доклад высшему руководству о  результативности и эффективности  деятельности по всем аспектам, входящим в ИСМ.

Для этого важно подобрать  и подготовить менеджера высокой  квалификации, эрудированного по многим аспектам деятельности. Он должен быть первым помощником руководителя организации  в вопросах системного менеджмента  и обладать широкими полномочиями для  управления. А уж забота менеджера  по системам управления подобрать и  подготовить команду профессионалов по всем вопросам в рамках ИСМ.

В результате такого решения  появляются противоречия другого рода: как распределить ответственность  между менеджером по системам управления и заместителями руководителя по разным направлениям деятельности? Тем  более, что эти заместители традиционно приближены к руководителю организации: заместитель по экономике - одна из ключевых фигур в бизнес-процессе, технический директор - традиционно второе лицо на российских предприятиях, генеральный конструктор - головная фигура на предприятиях с полным жизненным циклом продукции. Если поставить менеджера по системам управления над ними, да еще с высокими полномочиями, да еще с правом контроля и оценки результативности и эффективности их деятельности... Если он будет «совать свой нос" в святая святых - финансы - прерогативу только владельца фирмы и его доверенных главбуха и зама по экономике... А если он еще будет учить самого генерального конструктора проектировать и указывать на его ошибки, «которых быть не может» по известному Бендерскому определению... Тогда конфликт власти гарантирован!

А как поставить его  над главным инженером? И кто  будет отвечать в этом случае перед  госгортехнадзором, пожаро- и эконадзором, санэпиднадзором и т.д. и т.п.?

Давайте вернемся к классике менеджмента качества и к ее главному гуру - Э. Демингу: 99% (!) причин всех проблем в области качества (продолжим - экологии, безопасности, экономики...) кроются в ошибках менеджмента. Основные причины зарыты в функциональной разобщенности служб, защите чести мундира, яростном стремлении функциональных лидеров доказать шефу свою исключительность и важность, указать на соринку в глазу ближнего и отсутствие бревна в собственном глазу... Выбить, выпросить, урвать побольше ресурсов для своей службы и себя, любимого.

Главная задача менеджмента  состоит в умении координировать деятельность различных служб ради достижения главной цели бизнеса. Система  менеджмента - механизм, инструмент управления для реализации миссии, стратегии, политики и достижения целей организации. Система увязывает взаимодействующие  и взаимосвязанные процессы в  единую сеть. Если все аспекты деятельности управляются по единым принципам, в  рамках единой интегрированной системы  менеджмента, результативность и эффективность  такой деятельности намного выше.

Чтобы решить главную задачу менеджмента, нужно поставить одного менеджера - по системам управления.

В связи с этим возникает  еще один «проклятый» вопрос: а  что в этом случае будет делать руководитель? Ответ прост: его главная  роль - формирование стратегии, политики и целей фирмы, выделение ресурсов и анализ результативности и эффективности  бизнеса.

Предназначение менеджера  по системам - разработка тактических  решений по реализации стратегии, политики и достижению целей, мониторинг и  аудит деятельности, обработка информации и доклад руководителю. Есть за ним  еще одна важнейшая функция - быть учителем и консультантом по разработке системы менеджмента и применению методов менеджмента для постоянного  улучшения деятельности.

Если воспользоваться  военной аналогией, то руководитель - это командующий армией, менеджер по системам - начальник штаба, аудит - разведка, менеджмент - тактика военного искусства. Командарм указывает  цели, нач-штаба разрабатывает план операции на основе военной теории и разведданных, комдивы берут высоты и форсируют реки. Результат - взятые города, эффективность - цена победы. Если план операции плох, цена победы возрастает или победа становится невозможной. Чтобы этого не случилось, командарм и нач-штаба должны составлять единый орган управления - штаб. 

 


Информация о работе Интегрированная система менеджмента качества