Источники трудового права: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:01, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение процесса реализации источников трудового права позволяет выявить как способы, которые не привели нормы права в соответствующие отношения, так и способы, обеспечивающие реализацию норм трудового права. Рассмотрение материального аспекта источников трудового права позволяет выделить нормы, применение которых не вызывает затруднений

Содержание

Введение
1 Понятие и виды источников трудового права
1.1 Понятие и особенности источников трудового права. Единство и
дифференциация правового регулирования
1.2 Классификация источников трудового права
2 Характеристика отдельных видов источников трудового права
2.1 Международно-правовое регулирование трудовых отношений
2.2 Конституция РФ в системе источников трудового права
2.3 Федеральные законы и подзаконные акты
2.4 Законы и подзаконные акты субъектов РФ в системе источников
трудового права
2.5 Акты высших судебных органов как источники российского
трудового права
2.6 Правовые акты органов местного самоуправления
2.7 Соглашения, коллективные договоры и локальные акты организаций
как источники трудового права
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Трудовое право.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

23

стоящее время локальные нормативные акты даже на уровне понятийного аппарата нуждаются в дополнительном, а именно - системном исследовании.

Государство, определив рамки локального регулирования и установив основные принципы такого регулирования, далее не вмешивается в данную сферу. Дальнейшее регулирование происходит в рамках нахождения компромисса между законными интересами основных участников правоотношений (в сфере труда это работник и работодатель). В науке трудового права локальное нормотворчество определяется как средство восполнения пробелов трудового права. В качестве основных аргументов в пользу этого приводятся положения, связанные с их применением:

-   в рамках компетенции организации;

-   в случаях, оговоренных в законодательстве;

-   в сфере трудовых отношений, подпадающих под действие принципов трудового права.

Вместе с тем следует отметить, что современный законодатель, как правило, не пытается детально регулировать трудовые отношения в конкретной организации в зависимости от ее отраслевой принадлежности, места нахождения, категорий работников и т.д. В условиях рынка он предоставляет возможность самим участникам социально-трудовых отношений устанавливать условия труда и быта, максимально отвечающие местным требованиям, учитывая форму собственности, организационно-правовую форму юридического лица, а также материально-техническую базу организации, в которой принимается локальный нормативный правовой акт. Тем самым налицо более широкая сфера применения локального регулирования, включающая в себя не только область, где локальные нормы дополняют, трактуют и развивают правовые нормы «нелокального» характера, но и область, в которой локальные нормы носят первичный характер.

Практика применения действующего законодательства позволяет широко трактовать роль и место локального нормотворчества в правовом регулировании труда в современной России. Возможности локального нормотворчества в организации закреплены в ст.41 ТК РФ, где, в частности, сказано, что содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

-   формы, системы и размеры оплаты труда;

-   выплата пособий, компенсаций;

-   механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

-   занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

-   рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности

24

отпусков;

-   улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

-   соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

-   экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

-   гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

-   оздоровление и отдых работников и членов их семей;

-   контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;

-   отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора.

Анализ содержания ст.41 ТК РФ позволяет сделать вывод, что стороны самостоятельно определяют содержание (условия) коллективного договора. Но не стоит забывать, что в случаях прямого предписания, содержащегося в действующих законодательных актах, о включении определенных нормативных положений в коллективный договор стороны обязаны закрепить эти предписания в тексте договора. В остальных случаях они с учетом экономического состояния организации вправе формировать содержание коллективного договора самостоятельно.

На современном этапе локальный нормативный правовой акт, принятый в организации, является самостоятельным источником трудового права, результатом правотворчества трудового коллектива и работодателя (их представителей), содержащим обязательные правила поведения (локальные нормы) [13, С.45-48].

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что организация, созданная в соответствии с действующим законодательством, имеет свои нормотворческие органы, способна устанавливать свой внутренний правопорядок. В свою очередь, государство обеспечивает ей возможность осуществлять правотворческую деятельность, гарантирует ей правовую, в том числе судебную защиту. Однако результаты правотворческой деятельности не должны противоречить действующему законодательству о труде Российской Федерации.

В современной юридической литературе локальный нормативный акт рассматривается как самостоятельная форма (источник) трудового права [20, С.67]. Здесь следует обратить внимание на легальное определение локальных нормативных актов в сфере труда, впервые сформулированное в ст.8 ТК РФ: «Локальные нормативные акты - это акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями». Таким образом, следует согласиться с мнением, что локальные акты относятся к источникам трудового права.

25

Отметим, что с точки зрения обеспечения оперативного и эффективного воздействия на общественные отношения, гибкости действующего законодательства в процессе труда локальные нормативные правовые акты в формировании правового положения работника занимают значительное место. Это объясняется тем, что их содержание вырабатывается непосредственно в организации, обеспечивая необходимое правовое опосредование процесса труда. В связи с этим представляется, что рассматриваемые нормативные акты в рыночных условиях хозяйствования представляют собой такую форму права, которая без громоздких процедур принятия и введения в действие способна опосредовать социально-трудовые отношения в любой организации, обеспечивает ее динамичное развитие.  

Вместе с тем приведенный довод ни в коей мере не означает отказ от регулирования трудовых отношений на федеральном и региональном уровнях. Здесь следует согласиться с мнением С.В. Ведяшкина, который считает, что «необходимо их разумное сочетание, позволяющее максимально обеспечить интересы работников и работодателей в условиях рыночных отношений» [14, С.17].

Поскольку локальные нормативные правовые акты относятся к источникам права, они, как и любые другие источники права, фактически представляют собой некую форму объективирования воли нормотворческих органов. Специфика рассматриваемых актов состоит в том, что они принимаются (разрабатываются) работодателем и работниками (их представителями). Сфера действия локальных нормативных актов ограничена рамками конкретной организации, в которой они приняты.

Для локального нормотворчества характерным является то, что его субъекты выбирают и устанавливают варианты сотрудничества с учетом специфики производственных отношений, технологического процесса и иных факторов, влияющих на трудовую деятельность.

Как справедливо считает С.В. Ведяшкин, в дальнейшем с развитием производственных отношений, усложнением технологических процессов, становлением гражданского общества в России роль локальных (местных) нормативных правовых актов в сфере регулирования трудовых и тесно примыкающих к ним отношений, входящих в предмет трудового права, будет возрастать [14, С.20]. Это объективный процесс, который вызван реальными потребностями жизнедеятельности каждой организации.

Локальным нормативным актам присущи все признаки, характерные для нормативного правового акта, а именно: волевое содержание; официальный характер; множественность и иерархическое построение; всеобщность характера; государственная легализация компетенции уполномоченных субъектов на принятие данных актов; документальное оформление; предназначенность для регулирования социально значимых общественных отношений.

26

Рассмотрим более подробно проявление перечисленных признаков на примере локальных актов в сфере труда.

Говоря о волевом содержании локальных нормативных актов, следует отметить, что, как правило, в данных актах воплощается объективированная воля разработчиков данного акта, а также воля иных субъектов и участников нормотворчества, которые на разных этапах разработки, обсуждения и принятия документа выражали свое отношение к нему [14, С.32].

В содержании основных локальных актов, особенно коллективного договора и других совместных или согласованных проектов локального нормотворчества, выражается не только воля работодателя, но и работников, их представителей. При этом важной особенностью является то, что по общему правилу в локальных актах, предусмотренных трудовым законодательством, воплощение воли работников поставлено в зависимость от усмотрения работодателя, хотя эти акты им принимаются последним с учетом мнения представительного органа работников. Еще одним моментом, который следует отметить, является изменение, внесенное в ст.22 ТК РФ и сужающее круг субъектов, имеющих право принимать локальные нормативные акты. Так, Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ из числа работодателей, имеющих согласно ст.22 ТК РФ право принимать локальные нормативные акты, исключены физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями. Данная новация, не имея серьезного прикладного значения, вместе с тем упорядочивает процесс принятия локальных нормативно-правовых актов.

Как считает Г.В. Хныкин, локальные нормативные акты, принятые в случаях, не предусмотренных законодательством о труде, находятся во власти работодателя, который, однако, должен руководствоваться предписаниями законодателя относительно их содержания и уведомления о нем работников [34, С.36].

В построенной Г.В. Хныкиным зависимости имеется один недостаток: в ней недооценивается роль работника и его союзов. Представляется, что указанные субъекты трудовых правоотношений играют заметную роль в процессе разработки и принятия локальных нормативных правовых актов. Достаточно обратить внимание на ст.53 ТК РФ, в которой перечислены основные формы участия работников в управлении организацией, к коим относятся:

-    учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;

-    проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

-    получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

27

-    обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

-              обсуждение представительным органом работников планов социально-
экономического развития организации;

-  участие в разработке и принятии коллективных договоров.         

При этом указанный перечень не является исчерпывающим. Кроме того, немаловажную роль в разработке и принятии локальных нормативно-правовых актов в настоящее время играют профсоюзные органы, которые согласно ст.13 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников. Таким образом, власть работодателя при принятии локальных нормативных правовых актов ограничена определенными и весьма существенными правами работников и их союзов. Более того, указанные субъекты имеют право принимать участие в принятии локальных нормативных правовых актов и оказывать весьма существенное влияние на их содержание.

Государственная же воля находит непосредственное выражение в тех локальных нормативных актах, принятие которых разрешено законодателем посредством прямого указания или их санкционирования. В иных случаях принятия локальных норм государственная воля проявляется опосредованно. Но при любом варианте государство всегда остается органом, который устанавливает рамки локального регулирования и гарантирует реальное осуществление локальных норм права государственным принуждением.

Анализируя другой признак локальных источников трудового права, их официальный характер, следует обратить внимание на то, что данный признак фактически является продолжением первого признака, так как официальный характер локальные нормативные акты получают посредством их связи с нормотворческим органом. Как отмечает Г.В. Хныкин, для централизованных правовых актов установлены повышенные требования, связанные с процедурами их принятия, опубликования и доведения до сведения правоприменителей             [34, С.38].

Таким образом, отсутствие официального опубликования означает, во-первых, что нормотворческий орган не до конца выполняет свои правотворческие обязанности, а во-вторых, создаются основания для нарушения прав и свобод граждан.

Еще один признак локальных нормативных актов, их множественность и иерархическое построение, безусловно, является крайне важным признаком любого нормативного акта. Иерархическая лестница источников права, т.е. установление субординационных связей между различными формами права, имеет существенное значение и для формирования системы

Информация о работе Источники трудового права: понятие и виды