Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:55, контрольная работа
Привлечение к сверхурочной работе в силу ст. 3 Конвенции МОТ № 1 о рабочем времени в промышленности (1919 г.) может иметь место при несчастном случае или угрозе такового, в случае необходимости работ по ремонту машин или оборудования либо в случае непреодолимой силы, но лишь постольку, поскольку это необходимо во избежание серьезного нарушения нормальной деятельности предприятия, т.е. в исключительных случаях. При этом размер ставки, выплачиваемой за сверхурочное время, не может быть меньше 1,25 обычной ставки (ст. 6 Конвенции № 1).
1. Сверхурочная работа
2. Работы, при которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет
3. Решение задачи
Список использованных источников и литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ
Гуманитарный факультет
Кафедра государственного права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Трудовое право»
вариант 10
Выполнил: студент курса
Очной формы обучения
группы Ю-
Проверил:
Нефтекамск 2010
Содержание
1. Сверхурочная работа
2. Работы, при которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет
3. Решение задачи
Список использованных источников и литературы
1. Сверхурочная работа
Сверхурочная работа - это работа, производимая работником по инициативе работодателя за пределами установленной продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены), а также работа сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ч. 1 ст. 99 ТК РФ).
Привлечение к сверхурочной работе в силу ст. 3 Конвенции МОТ № 1 о рабочем времени в промышленности (1919 г.) может иметь место при несчастном случае или угрозе такового, в случае необходимости работ по ремонту машин или оборудования либо в случае непреодолимой силы, но лишь постольку, поскольку это необходимо во избежание серьезного нарушения нормальной деятельности предприятия, т.е. в исключительных случаях. При этом размер ставки, выплачиваемой за сверхурочное время, не может быть меньше 1,25 обычной ставки (ст. 6 Конвенции № 1).
Традиционно российское законодательство о рабочем времени не расходилось со сложившимся в международной практике подходом к сверхурочным работам.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 54 КЗоТ сверхурочными работами признавались работы сверх установленной законом продолжительности рабочего времени и, как правило, не допускались. Администрация могла применять сверхурочные работы только в исключительных случаях, предусмотренных законодательством и ст. 55 КЗоТ, и лишь с разрешения соответствующего выборного профсоюзного органа предприятия.
Трудовой кодекс кардинально изменил подход к сверхурочным работам.
Из содержания ст. 99 ТК РФ о сверхурочной работе следует, что Трудовой кодекс отказался от признания сверхурочных работ по общему правилу недопустимыми и от закрепления специального порядка их применения (только в исключительных случаях и лишь с разрешения профсоюзного органа) и разрешил их применение с согласия работника не только в случаях, ранее признаваемых исключительными (п. 1 - 5 ч. 2 ст. 99 ТК РФ), но и в других, с согласия работника и с учетом мнения профсоюзного органа, случаях. Таким образом, Трудовой кодекс по сравнению с прежним законодательством расширяет основания для привлечения работников к сверхурочным работам, хотя это идет вразрез с упомянутой Конвенцией МОТ № 1. Вместе с этим закрепленное ст. 99 ТК РФ положение о привлечении к сверхурочным работам, вызываемым чрезвычайными обстоятельствами, только с письменного согласия работника, лишает работодателя возможности оперативного решения производственных вопросов в указанных обстоятельствах. Поэтому в ст. 99 ТК РФ необходимо дать перечень случаев, когда согласия работника на привлечение его к сверхурочной работе не требуется, как предлагается в п. 47 ст. 1 проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации", принятого Государственной Думой в первом чтении. Это не будет противоречить упоминаемой выше Конвенции МОТ № 1.
Исходя из международных стандартов, сверхурочные работы и впредь по общему правилу должны признаваться недопустимыми и разрешаться только в исключительных случаях.
Наряду с изменением порядка привлечения к сверхурочным работам Трудовой кодекс значительно сузил круг работников, которых нельзя привлекать к сверхурочным работам.
Из числа указанных работников исключены лица, обучающиеся без отрыва от производства в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего образования.
Кроме того, из числа лиц, привлечение которых к сверхурочным работам не допускалось, выпали работники, отнесенные к таким лицам подзаконными нормативными актами (согласно ч. 4 ст. 99 ТК РФ категории работников, которых запрещается привлекать к сверхурочным работам, устанавливаются только законом.), что также расширяет возможности работодателя для применения сверхурочных работ.
Например, в силу § 4 Инструкции ВЦСПС и Наркомздрава СССР "О трудовом устройстве рабочих и служащих, имеющих заболевание туберкулезом", утвержденной Постановлением СНК СССР от 5 января 1943 г., нельзя привлекать к сверхурочным работам лиц, имеющих периодические обострения туберкулеза. Положением о режиме труда работников виброопасных профессий, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 7 июля 1972 г., запрещены сверхурочные работы с виброопасными машинами и инструментами. Запрещено привлекать к сверхурочным работам работников, занятых на производстве особо вредных веществ (бензидина, дианизидина, альфа- и бетанафталамина)[1], на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений[2]. Теперь этих работников можно привлекать к сверхурочным работам.
Кроме того, число особо вредных веществ, требующих ограничения работы с ними, может увеличиваться, но эти вещества, по аналогии с приведенными фактами, также станут выпадать из поля зрения законодателя. Поэтому в ст. 99 целесообразно предусмотреть, что ограничение сверхурочных работ производится в соответствии с законами и другими нормативными правовыми актами.
Особую озабоченность вызывает закрепленное ч. 4 ст. 99 ТК РФ положение, допускающее привлечение женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, включая женщин, имеющих детей грудного возраста <*>, к сверхурочным работам с их письменного согласия, если это не запрещено им медицинскими рекомендациями. Разрешение привлекать к указанным работам женщин, имеющих детей грудного возраста, негуманно и прямо противоречит Рекомендации МОТ № 95 1952 г. об охране материнства, которая в целях охраны здоровья женщин предусматривает, что женщины, кормящие грудных детей, не должны привлекаться на ночную и сверхурочную работу, а их рабочее время должно распределяться таким образом, чтобы обеспечить им достаточные перерывы для отдыха (подп. 1 п. 5 Рекомендации). Названная Рекомендация сохраняет свое значение и должна учитываться в национальном законодательстве. Отказ от привлечения женщин, имеющих детей раннего детского возраста, основан на распространенном мнении о том, что наличие в трудовом законодательстве таких норм в отношении женщин, как запрет на работу в ночное время, на многие виды занятий, ограничение сверхурочных работ и др., снижает спрос на женский труд и усиливает предпосылки для дискриминации женщин (см. п. 3.1 Раздела 3 Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, одобренный Постановлением Государственной Думы от 20 ноября 1997 г. № 1929-11 ГД). Однако это распространенное заблуждение. Снижение спроса на женскую рабочую силу обусловлено прежде всего общим спадом производства и низким уровнем их профессиональной подготовки, а не наличием у них гарантий.
Поэтому женщины, имеющие детей грудного возраста (в возрасте до 1 года), или, как предусматривалось в первоначальной редакции КЗоТ 1971 г., "женщины, кормящие грудью, а также женщины, имеющие ребенка в возрасте до 1 года", безусловно, не должны привлекаться к сверхурочным работам.
Касаясь предельного количества сверхурочных работ, Трудовой кодекс остался на позициях прежнего КЗоТ и предусмотрел, что сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Причем предельная норма сверхурочного времени - 120 часов в год - является одинаковой для всех отраслей хозяйства, независимо от условий труда занятых в них работников. Между тем известно, что условия труда работников не во всех отраслях одинаковые. Особенно велика доля работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, в организациях угольной промышленности - 44,9%; черной металлургии - 39,8%; целлюлозно-бумажной промышленности - 33,3% и цветной металлургии - 32,5%. Именно в этих отраслях наиболее высоким является уровень профессиональной заболеваемости. Поэтому в указанных отраслях предельная годовая норма сверхурочных работ в целях охраны здоровья работников должна быть пересмотрена и снижена.
Таким образом, сверхурочная работа в трудовом праве — работа сверх установленной (нормальной) продолжительности рабочего времени, выполняемая по инициативе работодателя (в отличие от совместительства, когда работа производится по инициативе работника).
В Российской Федерации привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника в следующих случаях:
при производстве работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия;
при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи — для устранения непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное их функционирование;
при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение нормального числа рабочих часов, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя, государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда неисправность их может вызвать прекращение работ для значительного числа работников;
для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
В иных случаях привлечения к сверхурочной работе кроме письменного согласия работника от работодателя требуется учитывать мнение профсоюзного органа; однако это норма фактически не влияет на возможность привлечения работников к сверхурочным работам, поскольку работодатель может и не согласиться с отрицательным решением профсоюза.
Отсутствие письменного согласия работника означает отсутствие правовых оснований для привлечения его к работе.
Дополнительный критерий, который по закону не может превышаться в любом случае, является невозможность привлекать работника к сверхурочным работам за пределами четырёх часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
К сверхурочным работам не допускается привлекать следующие категории работников:
беременных женщин,
работников в возрасте до восемнадцати лет,
иные категорий работников, если это установлено федеральным законом.
Привлечение инвалидов и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к сверхурочным работам допускается с их письменного согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
Законом работодателю предписывается обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником, что должно быть отражено в табеле учета рабочего времени.
В действительности существует значительное расхождение между правовой нормой и реальным положением дел (особенно в негосударственном секторе): работников часто привлекают к сверхурочной работе без получения их согласия в письменном виде, либо, что происходит чаще, работодатели прикрывают сверхурочную работу работой по совместительству, привлекают работников на работу с ненормированным рабочим днем либо вовсе не ведут учет сверхурочно отработанного времени.
Сверхурочная работа часто прикрывается описанными способами ещё и по причине необходимости её оплаты в повышенном размере:
за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере,
за последующие часы — не менее чем в двойном размере.
Кроме того, помимо повышенной оплаты закон предоставляет работнику выбор: вместо денег работник может получить дополнительное время отдыха, причем не меньше времени работы.
2. Работы, при которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет
§ 1. Глава 42 ТК практически полностью сохранила специальные нормы-льготы по труду несовершеннолетних работников, предусматривавшиеся КЗоТом 1971 г. В ней содержится комплекс специальных норм по труду несовершеннолетних работников, образующий особую охрану их труда с учетом психофизиологических особенностей неокрепшего подросткового организма и необходимости для многих несовершеннолетних работников продолжения образования. Эти специальные нормы права не образуют в отрыве от общих норм самостоятельного института трудового права, а относятся к различным его институтам: трудовому договору, рабочему времени, времени отдыха, оплаты труда, охраны труда соответственно.
Комментируемая глава устанавливает ряд ограничений и запретов на применение труда несовершеннолетних работников в отдельных сферах. Установление таких ограничений и запретов призвано обеспечить охрану здоровья и нравственного развития работников моложе 18 лет.
Часть 1 статьи 265 ТК РФ запрещает применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Указанная норма практически дословно повторяет аналогичное положение ст. 175 ранее действовавшего КЗоТ. Следует отметить, что в статью внесено уточнение, касающееся видов работ, где запрещен труд несовершеннолетних, и связанное с тем, что наркотические препараты относятся к токсическим. Кроме того, ч. 2 данной статьи запрещает переноску и передвижение несовершеннолетними работниками тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Часть 3 статьи 265 ТК РФ устанавливает, что перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время применяется разработанный и утвержденный еще до принятия ТК Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 (в ред. от 20.06.2001).
Вышеупомянутый Перечень запрещает применение труда несовершеннолетних на некоторых видах работ (например, на подземных работах, выполняемых рабочими всех профессий при производстве горных работ, строительстве метрополитенов, тоннелей и т.д.) либо содержит ограничения на применение труда таких лиц (по видам работ, профессий, производств, объектов, отраслей экономики и др.). В частности, как уже отмечалось, Перечень ограничивает применение труда несовершеннолетних на работах, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, устанавливая, что такие работы могут выполняться несовершеннолетними лишь в том случае, если при этом не превышаются предельно допустимые нормы нагрузки при подъеме и перемещении тяжестей вручную, определенные для указанной категории работников. Помимо данных работ в Перечень включены:
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Трудовое право»