Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:33, контрольная работа
Динамичное развитие общественных отношений в современном Российском государстве в ряде случаев обусловливает объективное отставание от него правотворчества, что приводит к возникновению ситуаций, именуемых пробелами в праве. Наличие пробелов в праве вполне объективно, они неизбежны даже при идеально отлаженной нормотворческой деятельности.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине
«Трудовое
право»
Студент II курса
заочного отделения
группа ЮзМ-238
Лобковский
Денис Борисович
Сдал:_____________________ 2011 г. Преподаватель
(дата, подпись)
Принял:__________________ 2011 г. Орешкина Валентина Николаевна
(дата, подпись)
Миасс 2011
Ряд положений Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) носит внутренне противоречивый характер. Некоторые из них изложены недостаточно четко либо при их формулировке не в полной мере учтено содержание иных норм трудового законодательства.
Динамичное развитие общественных отношений в современном Российском государстве в ряде случаев обусловливает объективное отставание от него правотворчества, что приводит к возникновению ситуаций, именуемых пробелами в праве. Наличие пробелов в праве вполне объективно, они неизбежны даже при идеально отлаженной нормотворческой деятельности.
Пробелы в законодательстве – это, безусловно, негативное явление, которое дестабилизирует существующий в обществе порядок, затрудняет нормальную реализацию прав и свобод в конкретных отношениях, снижает эффективность действия законодательства, создает дополнительные трудности в правоприменительной деятельности. В трудовом праве имеются многочисленные пробелы, и это явно нежелательно, так как вызывает много негативных последствий. Пробелы в трудовом праве не позволяют стабильно и всесторонне защищать права работников, последовательно охранять законные интересы сторон правоотношений в сфере труда. Однако пробелы в правовом регулировании несут все же и некоторые положительные моменты. Они активно стимулируют правоприменительную практику и юридическую науку в поиске решения возникших проблем, их объяснения и разработке инвариантных путей решения, что, в свою очередь, способствует постоянному совершенствованию системы права.
В данной работе будет рассмотрен пробел, который касается ст. 57 ТК РФ, которая гласит, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности – об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя.
В данной статье законодатель не предусмотрел предельной продолжительности срока отработки, что порождает почву для злоупотребления со стороны работодателя. Как правило, срок отработки составляет от 3 до 5 календарных лет. Хотя практике известны случаи, когда заключаются соглашения об отработке на 15 лет после обучения.
Подобное условие договора
Часть 2 ст. 207 ТК РФ предусматривает, что в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством. Основаниями для досрочного расторжения ученического договора обычно являются следующими: прекращение трудовых отношений между работником и работодателем по основаниям, установленным законом; ненадлежащее исполнение работником обязанности по обучению, выразившееся в пропуске занятий, получении отрицательных оценок и т.п., инициатива работодателя, основанная, например, на изменении интересов предприятия в соответствующей подготовке (переподготовке), отчисление работника из образовательного учреждения по причинам, не связанным с учебным процессом, прежде всего, за нарушение правил внутреннего распорядка учреждения, отказ работника от обучения по каким-либо субъективным причинам. Последствия досрочного прекращения ученического договора напрямую зависят от оснований, по которым данный договор был расторгнут: возмещение работодателю работником расходов, понесенных им по ученическому договору, в случае расторжения договора по вине или волеизъявлению работника, выплата отступного работником; возмещение ущерба и др.
Из всего вышеперечисленного следует что данный пробел выгоден работодателю. Примером является Решение Долинского городского суда Сахалинской области, в котором суд обязал взыскать с К1 в пользу ОАО «Российские железные дороги» расходы, затраченные на обучение в сумме 22824 рубля 98 коп., согласно условий договора ответчик взял на себя обязательство пройти обучение, а по окончании обучения отработать не менее 3-х лет на предприятии по специальности. При увольнении по собственному желанию, или за нарушение трудовой и производственной дисциплины выплатить сумму, затраченную предприятием на обучение. В 2008 году ответчик К1 завершил обучение в университете. После завершения обучения, 18.08.2008 года К1 принят на работу в структурное подразделение Сахалинской железной дороги «Южно-Сахалинская дистанция пути». Однако 15.10.2009 года ответчик уволился по собственному желанию, не отработав на предприятии указанный в договоре срок, нарушив тем самым условие трудового договора.
Однако, на практике встречаются случаи когда нарушаются условия об отработке со стороны работодателя, т.к. он в свою очередь обязан предоставить работнику возможность пройти соответствующее обучение, в том числе установить гибкий график рабочего времени, если это необходимо; оплатить обучение в полном объеме либо частично в соответствии с соглашением сторон; создать условия, необходимые для стажировки работника на предприятии; выплачивать работнику заработную плату в соответствии с трудовым договором, а также стипендию, если это предусмотрено соглашением сторон, кроме того, предоставить работнику должность согласно его новой специальности и уровню образования. Например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.08.2010 №33-11466/2010 несоблюдение работодателем условий ученического договора, а именно невыполнение обязательств по трудоустройству ответчика как лица, успешно завершившего ученичество, свидетельствует о неосуществлении учеником трудовой деятельности по окончании ученичества по уважительной причине и, как следствие, наличии оснований для освобождения ответчика от обязанности возвратить полученную за время ученичества стипендию, а также возместить все понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Представляется целесообразным дополнить статью 57 ТК РФ в той части, в которой говорится о том, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности: об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока (не более 5 лет), если обучение проводилось за счет средств работодателя.
В обоснование появления срока отработки после обучения за счет работодателя не более пяти лет, по аналогии со сроком трудового договора, можно положить статью 58 ТК РФ, которая гласит, что трудовые договоры могут заключаться на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Законодательное
закрепление максимального
Список использованных
источников
Законы
и иные нормативно
– правовые акты:
1. Конституция
Российской Федерации,
2. Трудовой
кодекс Российской Федерации:
Новая Редакция (по состоянию
на 19 июля 2011 года). – Новосибирск:
Сиб. унив. изд-во, 2011. – 282 с.
Учебники
и учебные пособия:
3. Скачкова
Г.С. Комментарий к Трудовому
кодексу Российской Федерации (постатейный).
– М.: Инфра-М, РИОР, 2010. – 768 с.