Образование Афинского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:37, контрольная работа

Описание

Объектом данной работы является деятельность Солона и Клисфена и их роль в афинской государственности.
Предметом работы стали политически реформы Солона и Клисфена.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить образование Афинского государства;
- проанализировать реформы Солона;
- проанализировать реформы Клисфена.

Работа состоит из  1 файл

Введение (Автосохраненный).docx

— 37.71 Кб (Скачать документ)

                                                                         Введение 

      Афины наряду с государством спартиатов являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним городом-государством. В пору расцвета, относящегося к  правлению Перикла, Афины воспринимаются образцом демократии, причем начало этому  преобразованию положено политическими  реформами Солона.

      Социальная структура к тому времени приобрела довольно определенный вид. К разряду знати относились эвпатриды (сыновья благородных), а к разряду простых граждан – земледельцы (геоморы), ремесленники (демиурги) и батраки (феты). Был еще многочисленный отряд рабов, которые в четыре раза превосходили своей численностью свободных граждан.  Такова главная особенность многих греческих и римских городов – государств в отличие от социальных структур восточных обществ. Афинскими племенами вначале управляли наследственные вожди (базилевсы), военачальники (полемархи) и архонты (поначалу ведали всеми новыми делами, не основанными на традиции).  Впоследствии обязанности архонтов расширились значительно. Вначале они занимали должность пожизненно, затем в течении 10 лет и, наконец, не более одного года, как и все другие должностные лица. Существовало собрание бывших архонтов – ареопаг, которое заседало на холме бога войны Арея, и народное собрание – эклессия, состоявшее из взрослых мужчин, способных нести военную службу.

      К началу VI века до н. э. в Афинах сложилась революционная ситуация. Большинство сограждан оказалось в долговой кабале, неизбежно ведущей в рабство. Земля и значительная часть богатства сосредоточилась в руках незначительной группы олигархов, которые понимали, что недовольный народ может не только уничтожить их политическое господство, но и уничтожить физически. Для разрешения острых социальных противоречий в 594 г. до н. э. архонтом с чрезвычайными полномочиями был избран Солон.

Этот политический деятель осуществил целый ряд реформ, позволивших не только достигнуть классового компромисса, но и создать фактически афинскую государственность.

      Объектом  данной работы является деятельность Солона и Клисфена и их роль в афинской государственности.

      Предметом работы стали  политически реформы  Солона и Клисфена.

      Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

      -  изучить образование Афинского  государства;

      - проанализировать реформы Солона;

      - проанализировать реформы Клисфена.

      Для решения вышеприведенных задач  мною были применены следующие методы: исторический анализ проблемы, синтез, сравнение, обобщение.

      Мое исследование базируется на работах  таких ученых, как Батыр К.И.,

Исаев И.А., Кнопов Г.С., Седаков С.Ю., Филиппов Т.П., Тагунов Д.Е., Сажина В.В., Кучма В.В. и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Образование Афинского государства

                                 

                                   

      Во  II тысячелетии до н.э. греческие племена заселили юг балканского полуострова. Каждое племя имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя – базилевса. К началу I тыс. у греков сложилось рабовладение. Первобытное общество превращается в политическое, которое принято называть военной демократией, усиливается переход к производящей экономике, развивается товарообмен, увеличивается и все разнообразнее становится состав населения. Это явилось предпосылкой для возникновения государства как новой, высшей ступени развития общества. После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап – время формирования и расцвета полисов, городов – государств, где на смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа.

      Полис характеризуется небольшой замкнутой  территорией; сравнительно малой численностью населения; наличием института гражданства, дающего право на земельный участок (клер) в черте полиса. Кроме того, во всех полисах действовали органы самоуправления – народные собрания и выборные магистратуры.

      Полисный  этап древнегреческой государственности  принято подразделять на три периода:

      - гомеровский - XI – IX вв. до н.э.;

      - архаический  -VIII – VI вв. до н.э.;

      - классический - V – IV вв. до н. э.

      Особый  интерес для изучения представляет процесс возникновения и развития двух греческих полисов – Древних  Афин (образец рабовладельческой  демократии) и Спарты (аристократии).

      В течении X – VIII вв. до н.э. в Аттике (область Греции) вырос город, который назвали в честь богини – покровительницы Афинами. По инициативе легердарного базилевса Тезея в городе произошло объединение племен, родов, фратрий в единый народ, позже названное синойкизмом. Свободное население города Тезей разделил на сословия по функциональному признаку: эвпатридов (благородных), геоморов - земледельцев и демиургов ремесленников. Все высшие должности замещались эвпатридами. Поэтому вскоре после реформ Тезея совет старейшин превратился в аристократическое собрание, которое назвали ареопагом. Ареопаг обладал законодательными функциями, контролировал действия должностных лиц, осуществлял высший суд. Из его состава избирались сроком на один год девять старейшин – архонтов.

      В VI вв. до н.э. в Афинах произошло острейшее социальное расслоение населения. Господствовала  земельная аристократия. Бедные земледельцы – «шестидольники» обрабатывали поля богачей и получали за это шестую часть урожая. Большинство полей разделяли закладные камни, на которых было написано, кому и на какой срок заложен участок. К этому времени восходит и такая форма залога, как ипотека, по которой земля отдавалась в пользование арендатора, а при просрочке платежа – переходила кредитору.

      Решающими этапами в становлении новых  общественных отношений в Афинах стали реформы, проведенные архонтами  Солоном и Клисфеном. 
 
 
 
 
 
 

                                  Реформы Солона. Их значение 
 

      Выходец из земледельческой знати, известный  к тому времени военачальник и  поэт Солон (640 – 560 гг. до н. э.) был приглашен на должность архонта в 594 году. Солон был наделен чрезвычайными полномочиями, включая право изменять или отменять существующие законы. На его реформах лежит печать компромисса, поскольку он пытался примирить интересы враждующих группировок. Да и сама личность Солона как бы олицетворяла «золотую середину»: будучи знатным эвпатридом по происхождению, он сделал свое состояние на торгово-предпринимательской деятельности и потому был популярен среди широких слоев демоса. Солон отчетливо сознавал, что консервативная идеология и политика эвпатридов, стремившихся сохранить и упрочить отжившие родоплеменные порядки, является главным препятствием на пути экономического и культурного прогресса. Выход из сложной и взрывоопасной обстановки Солон видел прежде всего в обеспечении условий для развития экономики на путях поощрения частного предпринимательства, обеспечения интересов мелких и средних собственников, а также в упрочении государственного порядка путем привлечения к активной общественно-политической деятельности самых широких слоев свободного населения. В целом, осуществленные Солоном мероприятия по своим непосредственным результатам, а особенно по дальнейшим последствиям оказались равносильными глубокой социально-политической революции, радикально преобразовавшей как отношения собственности, так и общую систему основанных на ней политико-правовых институтов. 

      Законодательство  Солона затронуло практически все  стороны общественной жизни Афин: экономические отношения, комплекс социальных структур, систему государственных  учреждений, принципы военной организации. Прежде всего Солон осуществил т. н. сисахфию (в переводе с греческого - «стряхивание бремени»), т. е. полную отмену всех существовавших долговых обязательств. Все заложенные земли возвращались их прежним владельцам, задолженность бедняков аннулировалась. Афиняне, попавшие в рабство за долги, получали свободу, а проданные за границу - выкупались за государственный счет. Самозаклад должника впредь отменялся. Отныне рабами могли быть только иноплеменники, захваченные в плен, купленные на невольничьем рынке, или их потомки, рожденные в доме господина. В дальнейшем экономические отношения в Афинах стали строиться не на кабале соплеменников, а на извлечении прибыли из труда иностранцев-рабов, вследствие чего интенсивность их эксплуатации постоянно возрастала, а сама система рабовладения утрачивала свой патриархальный характер, превращаясь в рабство классического типа.

     Отмена  долгового рабства была тяжелым  ударом по аристократии, поскольку  в дореформенный период именно этим путем шел процесс формирования крупной земельной собственности  эвпатридов и закабаления ими безземельных арендаторов. Осуществив сисахфию в интересах демоса, Солон все-таки не выполнил требования бедняков, стремившихся после возвращения из рабства к справедливому переделу земли; тем не менее, он установил максимальные размеры частного землевладения, чтобы воспрепятствовать будущему новому разграблению крестьянских наделов. Одновременно была санкционирована широкая завещательная свобода, в том числе и в отношении земли - этим наносился еще один удар по интересам аристократии. Солон поощрял развитие ремесла, предпринимательства, торговли (в т. ч. внешней). Был разрешен, в частности, вывоз оливкового масла за пределы Афин, приносивший большие доходы как отдельным торговцам, так и казне в целом. Одновременно вывоз зерна за границу был законодательно запрещен. Была унифицирована система мер и весов, осуществлена денежная реформа. Проводились активные меры борьбы против расточительства и непроизводительных расходов (например, запрещались пышные погребения, строительство роскошных гробниц, бесцельные жертвоприношения животных). Были приняты меры по рациональному регулированию водоснабжения в тех сельскохозяйственных районах, которые страдали от засухи. В целом, финансово-экономические мероприятия Солона закладывали прочный фундамент нового порядка, основанного на динамичном развитии всех отраслей земледелия и ремесла, на предпринимательской инициативе, предполагающей всемерное уважение прав и интересов собственника.

     Не  менее существенными являлись и  политические реформы Солона. Важнейшей  среди них была тимократическая (или цензовая) реформа, предусматривавшая деление всех свободных людей, независимо от их родоплеменной принадлежности, на 4 имущественных разряда по признаку состоятельности. Единицей измерения богатства был избран медимн - мера емкости, в среднем равная 52 литрам. Поскольку один медимн зерна стоил одну драхму, этот эквивалент можно было легко перенести и на лиц, не имевших дохода с земли (купцов, ремесленников и др.). Граждане, имевшие совокупный годовой доход сухих и жидких продуктов (зерно, масло, вино и т.п.) в 500 медимнов и более (они были названы пентакосиомедимнами - «пятисотмерниками»), были отнесены к первому разряду, в 300 медимнов (всадники) - ко второму, в 200 медимнов (зевгиты) - к третьему; четвертый разряд составляли бедняки (феты) с доходом менее 200 медимнов. 

Принадлежность  человека к тому или иному имущественному разряду определяла уровень его  политических прав. Руководящие должности  могли замещать только представители  двух первых разрядов (должности архонтов и членов ареопага - только первого). Феты были почти полностью исключены из сферы управления: им было разрешено участвовать в народных собраниях, но выборные должности для них были недоступны. Не следует, однако, думать, что установленные Солоном имущественные разряды были вечными и неизменными, - любому гражданину было предоставлено право увеличивать свою земельную собственность (до установленного законом предела) и вследствие этого подниматься в более высокий разряд.

     Имущественный ценз определял и характер воинской службы. Поскольку экипировка и содержание военнослужащего осуществлялись за его собственный счет, первые два  разряда приписывались к коннице - самому привилегированному и дорогостоящему, но и наименее опасному роду войск (при  этом второй разряд был обязан личной службой, а первый мог уклониться от нее различного рода поставками). Третий разряд служил в тяжелой пехоте, четвертый - в легкой пехоте и на флоте. Таким образом, на смену аристократическому принципу формирования государственных  служб и старому способу отбывания  воинской повинности пришел новый принцип - принцип имущественного ценза, от которого оказалась в выигрыше богатая  верхушка. Правда, старое деление населения  на роды, фратрии и филы не было отменено, но родовая принадлежность афинян окончательно перестала играть какую-либо общественно-значимую роль.

     Солон учредил два новых государственных  органа. Совет 400 ежегодно избирался  из граждан трех первых разрядов в  рамках четырех старых племен, по 100 человек от каждого. В функции  Совета входило предварительное  рассмотрение всех вопросов, которые  предстояло вынести на народное собрание, управление финансовыми делами, контроль над деятельностью высших должностных лиц, представительство Афин в сношениях с другими державами. Гелиэя, куда могли избираться граждане всех четырех разрядов, являлась преимущественно судебным органом, но имела также полномочия и в законодательной сфере. Названные органы должны были по замыслу Солона играть сдерживающую роль как по отношению к ареопагу (где позиции аристократии фактически оставались незыблемыми), так и к народным собраниям (где, напротив, проявлялись сильные демократические тенденции).

Информация о работе Образование Афинского государства