Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 18:37, контрольная работа
Объектом данной работы является деятельность Солона и Клисфена и их роль в афинской государственности.
Предметом работы стали политически реформы Солона и Клисфена.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить образование Афинского государства;
- проанализировать реформы Солона;
- проанализировать реформы Клисфена.
Афины наряду с государством спартиатов являются самым известным и одновременно самым почитаемым древним городом-государством. В пору расцвета, относящегося к правлению Перикла, Афины воспринимаются образцом демократии, причем начало этому преобразованию положено политическими реформами Солона.
Социальная структура к тому времени приобрела довольно определенный вид. К разряду знати относились эвпатриды (сыновья благородных), а к разряду простых граждан – земледельцы (геоморы), ремесленники (демиурги) и батраки (феты). Был еще многочисленный отряд рабов, которые в четыре раза превосходили своей численностью свободных граждан. Такова главная особенность многих греческих и римских городов – государств в отличие от социальных структур восточных обществ. Афинскими племенами вначале управляли наследственные вожди (базилевсы), военачальники (полемархи) и архонты (поначалу ведали всеми новыми делами, не основанными на традиции). Впоследствии обязанности архонтов расширились значительно. Вначале они занимали должность пожизненно, затем в течении 10 лет и, наконец, не более одного года, как и все другие должностные лица. Существовало собрание бывших архонтов – ареопаг, которое заседало на холме бога войны Арея, и народное собрание – эклессия, состоявшее из взрослых мужчин, способных нести военную службу.
К началу VI века до н. э. в Афинах сложилась революционная ситуация. Большинство сограждан оказалось в долговой кабале, неизбежно ведущей в рабство. Земля и значительная часть богатства сосредоточилась в руках незначительной группы олигархов, которые понимали, что недовольный народ может не только уничтожить их политическое господство, но и уничтожить физически. Для разрешения острых социальных противоречий в 594 г. до н. э. архонтом с чрезвычайными полномочиями был избран Солон.
Этот политический деятель осуществил целый ряд реформ, позволивших не только достигнуть классового компромисса, но и создать фактически афинскую государственность.
Объектом данной работы является деятельность Солона и Клисфена и их роль в афинской государственности.
Предметом работы стали политически реформы Солона и Клисфена.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- изучить образование Афинского государства;
-
проанализировать реформы
-
проанализировать реформы
Для решения вышеприведенных задач мною были применены следующие методы: исторический анализ проблемы, синтез, сравнение, обобщение.
Мое исследование базируется на работах таких ученых, как Батыр К.И.,
Исаев И.А.,
Кнопов Г.С., Седаков С.Ю., Филиппов Т.П.,
Тагунов Д.Е., Сажина В.В., Кучма В.В. и другие.
Образование Афинского государства
Во II тысячелетии до н.э. греческие племена заселили юг балканского полуострова. Каждое племя имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя – базилевса. К началу I тыс. у греков сложилось рабовладение. Первобытное общество превращается в политическое, которое принято называть военной демократией, усиливается переход к производящей экономике, развивается товарообмен, увеличивается и все разнообразнее становится состав населения. Это явилось предпосылкой для возникновения государства как новой, высшей ступени развития общества. После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступил так называемый полисный этап – время формирования и расцвета полисов, городов – государств, где на смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа.
Полис
характеризуется небольшой
Полисный
этап древнегреческой
- гомеровский - XI – IX вв. до н.э.;
- архаический -VIII – VI вв. до н.э.;
- классический - V – IV вв. до н. э.
Особый
интерес для изучения представляет
процесс возникновения и
В течении X – VIII вв. до н.э. в Аттике (область Греции) вырос город, который назвали в честь богини – покровительницы Афинами. По инициативе легердарного базилевса Тезея в городе произошло объединение племен, родов, фратрий в единый народ, позже названное синойкизмом. Свободное население города Тезей разделил на сословия по функциональному признаку: эвпатридов (благородных), геоморов - земледельцев и демиургов ремесленников. Все высшие должности замещались эвпатридами. Поэтому вскоре после реформ Тезея совет старейшин превратился в аристократическое собрание, которое назвали ареопагом. Ареопаг обладал законодательными функциями, контролировал действия должностных лиц, осуществлял высший суд. Из его состава избирались сроком на один год девять старейшин – архонтов.
В VI вв. до н.э. в Афинах произошло острейшее социальное расслоение населения. Господствовала земельная аристократия. Бедные земледельцы – «шестидольники» обрабатывали поля богачей и получали за это шестую часть урожая. Большинство полей разделяли закладные камни, на которых было написано, кому и на какой срок заложен участок. К этому времени восходит и такая форма залога, как ипотека, по которой земля отдавалась в пользование арендатора, а при просрочке платежа – переходила кредитору.
Решающими
этапами в становлении новых
общественных отношений в Афинах
стали реформы, проведенные архонтами
Солоном и Клисфеном.
Реформы Солона. Их значение
Выходец
из земледельческой знати, известный
к тому времени военачальник и
поэт Солон (640 – 560 гг. до н. э.) был приглашен
на должность архонта в 594 году. Солон был
наделен чрезвычайными полномочиями,
включая право изменять или отменять существующие
законы. На его реформах лежит печать компромисса,
поскольку он пытался примирить интересы
враждующих группировок. Да и сама личность
Солона как бы олицетворяла «золотую середину»:
будучи знатным эвпатридом по происхождению,
он сделал свое состояние на торгово-предпринимательской
деятельности и потому был популярен среди
широких слоев демоса. Солон отчетливо
сознавал, что консервативная идеология
и политика эвпатридов, стремившихся сохранить
и упрочить отжившие родоплеменные порядки,
является главным препятствием на пути
экономического и культурного прогресса.
Выход из сложной и взрывоопасной обстановки
Солон видел прежде всего в обеспечении
условий для развития экономики на путях
поощрения частного предпринимательства,
обеспечения интересов мелких и средних
собственников, а также в упрочении государственного
порядка путем привлечения к активной
общественно-политической деятельности
самых широких слоев свободного населения.
В целом, осуществленные Солоном мероприятия
по своим непосредственным результатам,
а особенно по дальнейшим последствиям
оказались равносильными глубокой социально-политической
революции, радикально преобразовавшей
как отношения собственности, так и общую
систему основанных на ней политико-правовых
институтов.
Законодательство Солона затронуло практически все стороны общественной жизни Афин: экономические отношения, комплекс социальных структур, систему государственных учреждений, принципы военной организации. Прежде всего Солон осуществил т. н. сисахфию (в переводе с греческого - «стряхивание бремени»), т. е. полную отмену всех существовавших долговых обязательств. Все заложенные земли возвращались их прежним владельцам, задолженность бедняков аннулировалась. Афиняне, попавшие в рабство за долги, получали свободу, а проданные за границу - выкупались за государственный счет. Самозаклад должника впредь отменялся. Отныне рабами могли быть только иноплеменники, захваченные в плен, купленные на невольничьем рынке, или их потомки, рожденные в доме господина. В дальнейшем экономические отношения в Афинах стали строиться не на кабале соплеменников, а на извлечении прибыли из труда иностранцев-рабов, вследствие чего интенсивность их эксплуатации постоянно возрастала, а сама система рабовладения утрачивала свой патриархальный характер, превращаясь в рабство классического типа.
Отмена
долгового рабства была тяжелым
ударом по аристократии, поскольку
в дореформенный период именно этим
путем шел процесс формирования
крупной земельной
Не
менее существенными являлись и
политические реформы Солона. Важнейшей
среди них была тимократическая
(или цензовая) реформа, предусматривавшая
деление всех свободных людей, независимо
от их родоплеменной принадлежности, на
4 имущественных разряда по признаку состоятельности.
Единицей измерения богатства был избран
медимн - мера емкости, в среднем равная
52 литрам. Поскольку один медимн зерна
стоил одну драхму, этот эквивалент можно
было легко перенести и на лиц, не имевших
дохода с земли (купцов, ремесленников
и др.). Граждане, имевшие совокупный годовой
доход сухих и жидких продуктов (зерно,
масло, вино и т.п.) в 500 медимнов и более
(они были названы пентакосиомедимнами
- «пятисотмерниками»), были отнесены
к первому разряду, в 300 медимнов (всадники)
- ко второму, в 200 медимнов (зевгиты) - к
третьему; четвертый разряд составляли
бедняки (феты) с доходом менее 200 медимнов.
Принадлежность человека к тому или иному имущественному разряду определяла уровень его политических прав. Руководящие должности могли замещать только представители двух первых разрядов (должности архонтов и членов ареопага - только первого). Феты были почти полностью исключены из сферы управления: им было разрешено участвовать в народных собраниях, но выборные должности для них были недоступны. Не следует, однако, думать, что установленные Солоном имущественные разряды были вечными и неизменными, - любому гражданину было предоставлено право увеличивать свою земельную собственность (до установленного законом предела) и вследствие этого подниматься в более высокий разряд.
Имущественный
ценз определял и характер воинской
службы. Поскольку экипировка и содержание
военнослужащего осуществлялись за
его собственный счет, первые два
разряда приписывались к
Солон
учредил два новых