Охрана труда: понятие и способы обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:25, контрольная работа

Описание

Так, определение в Трудовом кодексе понятия «охрана труда» как системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает представление об этой сфере как о многогранной деятельности государства и работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников в процессе труда и в связи с ним. Кроме того, приведенное определение позволяет рассматривать охрану труда не только как систему мероприятий, опосредованных правом и подкрепляемых в силу этого соответствующим механизмом обеспечения, но и как систему организационных действий руководителей, позволяющих оперативно решать вопросы охраны труда, которые возникают в процессе производственной деятельности.

Содержание

Введение
1. Требования охраны труда
2. Медицинские осмотры некоторых категорий работников.
3. Обязанности работника в области охраны труда
4. Система государственного управления охраной труда
5. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда
6. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда
7. Несчастные случаи и процедуры по их расследованию
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

Трудовое право.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

       

Содержание

 

 

Введение

1. Требования охраны труда

2. Медицинские осмотры некоторых категорий работников.

3. Обязанности работника в области охраны труда

4. Система государственного управления охраной труда

5. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда

6. Обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда

7. Несчастные случаи и процедуры по их расследованию

Список используемых источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

              Открывая раздел Трудового кодекса «Охрана труда», комментируемая статья закрепляет содержание основных понятий, используемых в процессе обеспечения безопасных условий труда для работников, и тем самым служит правильному пониманию и применению правовых норм, включенных в названный раздел.

              Так, определение в Трудовом кодексе понятия «охрана труда» как системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает представление об этой сфере как о многогранной деятельности государства и работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников в процессе труда и в связи с ним. Кроме того, приведенное определение позволяет рассматривать охрану труда не только как систему мероприятий, опосредованных правом и подкрепляемых в силу этого соответствующим механизмом обеспечения, но и как систему организационных действий руководителей, позволяющих оперативно решать вопросы охраны труда, которые возникают в процессе производственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Требования охраны труда

 

              Государственные нормативные требования охраны труда содержаться в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, в законах и               иных нормативных правовых актах субъектов РФ и устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

              Требования охраны труда содержатся в правилах и инструкциях по охране труда, утверждаемых, по общему правилу, работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст.372 Трудового кодекса. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

              Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в 5 лет.

              Ознакомление работников с требованиями охраны труда является обязанностью работодателя (ст.212 ТК).

 

2. Медицинские осмотры некоторых категорий работников.

 

В соответствии со ст.213 некоторые категории работников должны проходить обязательные медицинские осмотры. К их числу относятся, прежде всего, работники, занятые на тяжелых работах и на работах  с вредными и (или) опасными условиями труда (в т.ч. на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта. Они проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждением профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).

Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, лечебно-профилактических и детских учреждений, а также некоторых других организаций проходят медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения и распространения заболеваний.

              Вредные и (или) опасные производственные факторы, влияющие на здоровье работников в процессе труда, и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические  медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются Правительством РФ либо нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, утверждаемые в порядке, установленном Правительством РФ.

Именно такими нормативными правовыми актами в первую очередь надлежит руководствоваться при организации медицинских осмотров значительного числа работников.

 

3. Обязанности работника в области охраны труда

 

Понятие «работник» охватывает как руководителей, специалистов и других служащих, так и рабочих. Объем обязанностей соответствующей категории работников по соблюдению требований охраны труда устанавливается в зависимости от их правового статуса.

Если работники выполняют организационно-рапорядительные функции, то они обязаны соблюдать государственные нормативные требования, содержащиеся в федеральных законах и законах субъектов РФ, межотраслевые и отраслевые правила по охране труда, правила безопасности, санитарные нормы и правила.

Что касается работников, занятых производственной деятельностью, то они обязаны соблюдать инструкции по охране труда, разрабатываемые исходя из их профессий или видов выполняемых работ на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда.

Такие инструкции содержат:

- требования безопасности перед началом работы;

- требования безопасности во время работы;

- требования безопасности по окончании работ.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками обязанностей, закрепленных в комментируемой статье, является нарушение трудовой дисциплины, и виновные в этом могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

 

4. Система государственного управления охраной труда

 

Нормы по охране труда – это правовой механизм, с помощью которого реализуется основное конституционное право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, предусмотренное статьей 37 Конституции РФ.

Развитие технологий, увеличение производственной активности в связи с введением более совершенных станков и оборудования, использование информационных технологий ускоряют технический прогресс, что обусловливает принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности работников производственной сферы.

Вопрос о создании оптимальной модели государственного управления в области охраны труда в общенациональном масштабе стал насущной проблемой государственной политики России.

Система государственного управления охраной труда не может быть эффективной без соответствующей системы надзора и контроля за охраной труда. Законодательной основой для деятельности органов надзора и контроля является статья 216 Трудового кодекса РФ и статья 20 Российской Федерации «Об основах охраны труда в Российской Федерации». В соответствии с положением «О федеральной инспекции труда»[1] Федеральная инспекция труда осуществляет:

       государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда;

       определение главных направлений и организационно-методическое руководство деятельности государственных инспекций труда, их правовое и материальное обеспечение;

       анализ состояния и причин производственного травматизма и профзаболеваемости, разработку предложений по их профилактике и т.д.

Должностные лица органов государственной инспекции (государственные инспекторы) по охране труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности  в соответствии со статьей 357 Трудового кодекса РФ имеют право:

       беспрепятственно в любое время суток пи наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно-правовых форм и форм собственности в целях проведения инспекции;

       запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

       изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

       расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

       предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных  в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

       приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до установления указанных нарушений;

       направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

       отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

       запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

       выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

       выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

       привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;

       выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.

              Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности, хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

              К системе государственного контроля и надзора за охраной труда тесно примыкает общественный контроль, осуществляемый профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции. Их деятельность предусмотрена статьей 22 федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и статьей 20 федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ (ред. от 8 декабря 2003 года) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Информация о работе Охрана труда: понятие и способы обеспечения