Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:48, курсовая работа
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Введение .
1.Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности
1.1. История возникновения и развития пенсионного страхования в России.
1.2. Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации.
2. Формирование и использование средств бюджета Пенсионного фонда РФ
2.1. Формирование средств Пенсионного Фонда РФ.
2.2. Использование средств Пенсионного Фонда
Заключение
Список используемой литературы.
Содержание
Введение .
1.Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности
1.1. История возникновения
и развития пенсионного
1.2. Развитие Пенсионного фонда Российской
Федерации.
2. Формирование и использование средств
бюджета Пенсионного фонда РФ
2.1. Формирование средств Пенсионного
Фонда РФ.
2.2. Использование средств Пенсионного
Фонда
Заключение
Список используемой литературы.
Введение
Переход к рыночной экономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится к её центральному звену – бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.
Внебюджетные фонды
В настоящее время принципы
формирования, расходования, управления
внебюджетными фондами регламентируются
БК РФ; порядок составления, утверждения
бюджетов государственных внебюджетных
фондов, составления и утверждения отчетов
об их исполнении регулируется нормами
бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов
государственных внебюджетных фондов
осуществляется Федеральным казначейством
Российской Федерации. В современных условиях
наряду с бюджетом вновь повышается значение
внебюджетных фондов, увеличивается объем
этих фондов. Внебюджетные фонды имеют
ряд особенностей и преимуществ:
- у органов государственной власти появляются
дополнительные средства для вмешательства
в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки
предпринимательства, особенно в условиях
нестабильной экономики; - строго целевое
использование средств этих фондов обеспечивает
более эффективный контроль, так как их
автономность от бюджета и предназначение
требуют особого внимания;
- возможность использования для покрытия
бюджетного дефицита при определенных
условиях – наличии активного сальдо.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации
включает в число государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации: Пенсионный
фонд Российской Федерации; Фонд социального
страхования Российской Федерации; Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования;
Государственный фонд занятости населения
Российской Федерации. Пенсионный фонд
имеет огромное влияние на экономику страны,
так как главной целью его является –
обеспечить заработанный человеком уровень
жизненных благ путем перераспределения
средств во времени и в пространстве где
бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми
социальными отчислениями гарантирует
себе определенный прожиточный уровень
в будущем. Пенсионный фонд своими средствами
обеспечивает выплату ежемесячных пособий,
пенсий людям которые в силу определенных
обстоятельств не могут обеспечить свое
проживание, в том числе пенсионеров. Так,
средства расходуются на выплаты государственных
пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации
пенсионерам, пособий для детей в возрасте
от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные
цели. Таким образом определяется его
важное социальное значение. Для рядового
гражданина страны процедура макроэкономического
планирования и формирования сбалансированного
бюджета кажется весьма далекой от его
повседневных нужд и забот. А между тем
вся текущая жизнь любого сколь - нибудь
серьезного финансового учреждения, а
тем более столь сложного и социально
значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно
зависит от того, насколько экономически
обосновано и правильно были определены
соответствующие бюджетный параметры.
Пенсионный фонд РФ должен обеспечивать
сбор страховых взносов, необходимых для
финансирования выплат государственных
пенсий, полнее используя в этих целях
данные ему права, так как начиная с 1995
года доходов Пенсионного фонда от страховых
взносов не хватает для обеспечения его
расходов и для выплаты пенсий требуются
дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые
пенсионные пособия все меньше отвечают
своему социально-экономическому значению
– обеспечивать достойный уровень жизни
людям не имеющим трудовых доходов. Таким
образом, можно сделать вывод, что выполнение
социальных целей государства является
основной задачей Пенсионного фонда РФ,
и что такая задача только ему под силу,
так как бюджет Российской Федерации не
справляется даже с собственными задачами
и переложение такой задачи на его плечи
оказалось бы непосильной ношей для него.
Целью работы является рассмотреть
деятельность Пенсионного фонда Российской
Федерации. Для реализации поставленной
цели, необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие государственного
пенсионного обеспечения в России;
- рассмотреть работу
В качестве теоретической
базы контрольной работы были использованы
работы ведущих специалистов в области
пенсионного обеспечения, а также широкий
ряд нормативных актов Российского пенсионного
законодательства. Кроме того, были внимательно
изучены и переработаны публикации периодической
печати, в том числе в специализированных
изданиях, посвящённые данной теме.
1. Пенсионный фонд Российской Федерации:
его становление и задачи деятельности.
1.1. История возникновения
и развития пенсионного
Государственное пенсионное страхование
в России зародилось в начале двадцатого
века, что было гораздо позднее, чем в большинстве
развитых стран. В своем развитии оно охватило
только небольшую часть населения России,
только высшие слои населения могли пользоваться
им. Но после революции 1917 года оно было
практически отменено. Однако по прошествии
переходного периода экономической нестабильности
социалистическое государство начало
создавать принципиально новую пенсионную
систему, основанную на принципах конституционно
гарантированного государством пенсионного
обеспечения по старости, которая была
введена в 1927 году. Действовавшая в СССР
система пенсионного обеспечения функционировала
в рамках общей системы социального обеспечения
и социального страхования, которая предусматривала
не только выплаты пенсий и пособий различных
видов, но и различные формы социального,
медицинского, санаторно-курортного обслуживания
трудящихся, содержание и обслуживание
престарелых и нетрудоспособных. В соответствии
с Конституцией СССР все граждане имели
право на материальное обеспечение в старости,
в случае болезни, полной или частичной
утраты нетрудоспособности, а также потери
кормильца. Это право реализовывалось
путем общего социального обеспечения
служащих и колхозников пособиями по временной
нетрудоспособности и выплатой за счет
государства и колхозов пенсий по возрасту,
инвалидности и по случаю потери кормильца,
другими формами социального обеспечения.
Хотя данная пенсионная система входила
в так называемую систему социального
страхования, она не содержит экономических
признаков системы государственного пенсионного
страхования, которые наиболее наглядно
выражаются в базовых принципах государственного
пенсионного страхования. Однако несмотря
на многочисленные экономические недостатки,
данная система имела одно важное преимущество
– она обеспечивала абсолютно всем категориям
граждан минимально необходимый прожиточный
уровень. Поэтому пенсионная система
до 1990 г. носила определение - государственное
пенсионное обеспечение. Средства на государственное
пенсионное обеспечение, как и другие
средства на государственное социальное
страхование, аккумулировались в бюджете
государственного социального страхования,
который в свою очередь, входил в государственный
бюджет страны. Таким образом, эта пенсионная
система была основана на консолидированной
программе финансирования выплаты пенсий
и полностью зависела от сбалансированности
государственного бюджета страны. Бюджет
пенсионного обеспечения являлся составной
частью государственного бюджета СССР
и был включен в него как по доходам, так
и по расходам .
Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно отметить сбалансированность бюджета социального страхования. В тот период только в 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением в действие Закона от 14.07.56 г. “О государственных пенсиях”, значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в два раза . Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство установило право на получение пенсий колхозниками в период наступления соответствующего возраста, получения инвалидности либо по случаю потери кормильца. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку взносы на социальное страхование не покрывали все расходы этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета, постоянно возрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделялись пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет. Материальное обеспечение инвалидов войны, с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи – в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего. Пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, а также их семей осуществлялось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.
Пенсионное обеспечение работников науки по условиям и размерам отличалось от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое в то же время не исключало возможности получения работником науки или членом его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству. Часть средств союзного бюджета передавалась в виде дотации централизованному союзному фонду социального обеспечения колхозников. За счет средств союзного бюджета выплачивались также и персональные пенсии союзного значения. За счет республиканских бюджетов выплачивались персональные пенсии республиканского значения. За счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик выплачивались пенсии инвалидам войн и их семьям, персональные пенсии местного значения, пенсии работникам науки. Полноправное пенсионное обеспечение колхозников было введено только в 1965 г. Законом о пенсиях и пособиях членам колхозов, что положило начало системе обеспечения колхозников пенсиями. В 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. Пенсионное обеспечение членов колхозов осуществлялось непосредственно из Централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового дохода и ежегодных ассигнований из государственного бюджета. Все эти элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие
серьезных методических и
практических проблем, которые достигли
своего апогея в конце 80-х годов, когда
стало очевидно, что действующая система
не в состоянии справляться с возложенными
на неё функциями
Главной проблемой любой пенсионной системы
традиционно является несбалансированность
доходной и расходной частей пенсионного
бюджета. Финансово-ресурсная обеспеченность
выплаты пенсий к середине восьмидесятых
годов снизилась настолько, что для проведения
очередного незначительного повышения
размера пенсии потребовалось привлекать
дополнительные средства. Повышение тарифов
взносов на социальное страхование в 1982
г. Сократило разрыв в уровне формирования
доходной части и потребности в расходной
части бюджета социального страхования
до 0,57. Однако уже в 1989 г. Это соотношение
вновь снизилось до предельно допустимого
0,51. Таким образом, даже в результате повышения
размера отчислений на социальное страхование
не удалось ликвидировать дефицитность
пенсионного бюджета. Развитие пенсионной
системы до начала радикальных рыночных
реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении
в ней большого числа экономических и
социальных проблем, которые могли быть
решены только путем кардинальных перемен
всей пенсионной системы на базе формирования
и укрепления страховых принципов с учетом
требований включения бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации, в бюджетно-финансовую
систему страны. Масштабность и глубина
рыночных преобразований в экономике
потребовала применения принципиально
новых экономических и правовых оснований
в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось,
что с проведением пенсионной реформы
должен быть решен основной вопрос социальной
политики государства – стабилизация
и значительный подъем материального
положения пенсионеров, а также резкое
сокращение численности малообеспеченных
граждан. В этих целях в 1990 г. Был принят
Закон СССР “О пенсионном обеспечении
граждан СССР”. Однако уже через полгода
после его утверждения изменение государственного
устройства страны повлекло за собой принятие
самостоятельного российского Закона
от 20.11.90 г. №340-1 “О государственных пенсиях
в Российской Федерации” (с последующими
многочисленными изменениями и дополнениями),
который в то же время привнес значительные
отличия в правовые основания функционирования
пенсионной системы. Российский пенсионный
закон 1990 г. стал первым законом, в котором
пенсионное страхование было выделено
в автономную систему, последовательно
и достаточно четко были проведены в жизнь
общепризнанные принципы обязательного
государственного пенсионного страхования.
Одновременно были определены на законодательном
уровне условия формирования государственного
Пенсионного фонда. Важнейшим условием
во взаимоотношениях Пенсионного фонда
и государственного бюджета являлся полный
отказ от бюджетных дотаций. Развитие
собственных источников финансирования
должно было достигаться улучшением сбора
страховых взносов на указанные цели.
В части организационной структуры управления
деятельностью по назначению и выплате
государственных пенсий сохранена прежняя
система через государственные органы
социального обеспечения населения, сейчас
органы социальной защиты населения .
Если задаться вопросом, а какая же пенсионная
система существует на данный момент,
то ответ на него сводится к неудовлетворительным
оценкам существующей пенсионной системы.
Основные претензии, выдвигающиеся к ней,
это:
.
- крайне низкие размеры пенсий с позиции
их покупательской способности, которые
не обеспечивают достойной жизни пенсионерам;
- система продолжает функционировать
в режиме социальной помощи, ей не присущ
страховой характер. Заработная плата,
получаемая во время трудовой деятельности,
только в малой степени (10 - 20 %) находит
отражение в назначаемой пенсии. При этом
средне- и высокооплачиваемые слои трудозанятого
населения считают такой порядок социально
несправедливым, так как при одном и том
же проценте страховых отчислений в Пенсионный
фонд (28+1 %) с заработной платы в 500 и 5000
рублей размер пенсии будет одним и тем
же – около 400 рублей;
- такая система пенсионного обеспечения
“непрозрачна”, непонятна и ненадежная
для пенсионеров, так как не гарантирует
фиксированных и прогнозируемых в долгосрочной
перспективе размеров пенсий. Весьма наивны
понятия и представления о механизмах
пенсионной системы, которые бытуют в
нашем обществе. Опрос, проведенный ВЦИОМ
в 51 регионе страны, свидетельствует, что
подавляющее большинство респондентов
– 80 процентов, считает, что государство
должно обеспечивать их в старости. При
этом лишь 4.4 процента опрошенных заявили,
что им известна организация государственных
и негосударственных пенсионных систем,
и они знают их достоинства и различия.
Ещё большая неосведомленность у населения
по поводу ключевых вопросов функционирования
пенсионной системы – природе собственности
пенсионных фондов, механизмах и источниках
финансового обеспечения пенсий, роли
социальных субъектов в управлении данной
сферой. Проблема состоит в разрыве общественного
сознания и реалий экономической и социальной
жизни страны. Например, до сих пор большинство
населения считает, что пенсии финансирует
государство, в то время как уже девять
лет, начиная с 1991 года, государство перестало
играть роль основного донора пенсионного
обеспечения. Так, в период до 1991 года государство
дотировало более чем на 70 % пенсионную
систему из бюджетов, то сейчас эта доля
составляет всего 6-8% от общего объема
пенсионных выплат. Начиная с 1991 года основную
финансовую нагрузку пенсионного обеспечения
несут работодатели – около 90 % всех расходов.
В итоге роль и функции всех субъектов
пенсионных отношений кардинально изменились,
однако совершенно не претерпела изменений
распределительная функция системы. Размер
пенсий не зависим от объема страховых
платежей, и так называемая уравниловка”
не только сохранилась но и приобрела
ещё большие масштабы. На данный момент
нестраховой характер пенсионной системы
– это основной тормоз её развития.
2. Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации.
ПФ РФ создан Постановлением
Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.
2122-1 в целях государственного управления
финансами пенсионного обеспечения в
РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением, осуществляющим свою деятельность
в соответствии с законодательством Российской
Федерации. Пенсионный фонд и его денежные
средства находятся в государственной
собственности Российской Федерации.
Денежные средства фонда не входят в состав
бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В основные задачи ПФ РФ входят:
- целевой сбор и аккумуляция страховых
взносов, а также финансирование расходов
в соответствии с назначением ПФ РФ;
- организация работы по взысканию с работодателей
и граждан, виновных в причинении вреда
здоровью работников и других граждан,
сумм государственных пенсий по инвалидности
вследствие трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализация средств ПФ РФ, а также
привлечение в него добровольных взносов
(в том числе валютных ценностей) физических
и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов
за своевременным и полным поступлением
в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным
и рациональным расходованием его средств;
- межгосударственное и международное
сотрудничество РФ по вопросам, относящимся
к компетенции ПФ РФ, участие в разработке
и реализации в установленном законом
порядке межгосударственных и международных
договоров и соглашений по вопросам пенсий
и пособий.
Пенсионный фонд является
важным звеном финансовой системы государства,
при этом обладая рядом особенностей:
- фонд запланирован органами власти и
управления, и имеет строгую целевую направленность;
- денежные средства фонда
используются для
- формируется в основном
за счет обязательных
- страховые взносы в
фонды и взаимоотношения,
- на отношения, связанные
с исчислением, уплатой и
- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;