Понятие договора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 08:11, контрольная работа

Описание

Договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор – наиболее распространенный вид сделок. В содержание договора входят права и обязанности сторон, заключающих договор, условия, при которых договор вступает в силу или теряет ее, и др. Понятие договора употребляется в трех значениях, договор как:
юридический факт, т. е. основание возникновения, изменения или прекращения гражданского правоотношения;
соглашение сторон, предусматривающее права, обязанности и порядок их осуществления;
документ, где изложено определенное сообщение. Содержание договора составляют его условия, которые делятся на существенные, обычные и случайные.
Существенные условия договора – это условия:

Содержание

КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС № 10: Понятие, содержание и порядок заключения договора. 3
КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС № 20: Договоры поручения и комиссии 8
КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС № 30: Государственно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности 10
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 21

Работа состоит из  1 файл

ХОЗ.ПРАВО.docx

— 38.62 Кб (Скачать документ)

1. Учет требований международных  организаций, например:

- ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного  регулирования;

- Всемирной таможенной организации  в отношении таможенных процедур  и их унификации:

- Европейского Союза в отношении  соблюдения квот экспорта отдельных  видов товаров, например, текстильных;

- специализированных организаций  ООН;

- МАГАТЭ - международного агентства  по атомной энергии - по особому  требованию к экспорту особых  товаров - ядерных материалов  и оборудования, которые могут  быть использованы как в мирных, так и в военных целях;

2. Либерализация внешней торговли;

3. Торговля по мировым ценам;

4. Введение реального валютного  рынка;

5. Сбалансирование платежного и  торгового баланса со странами-партнерами.

Под внешнеэкономической деятельностью  может пониматься также предпринимательская  деятельность, связанная с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров (продукции) и  капитала (финансовых средств), а также  оказание услуг и выполнение работ  на территории иностранного государств. Правовой формой реализации этой деятельности служат внешнеторговые контракты, являющиеся специфическим видом хозяйственного договора. В качестве примера можно  назвать договоры по экспорту или  импорту продукции, договор о  строительстве какого-либо объекта  на территории иностранного государства. Кроме традиционных видов внешнеэкономической  деятельности (обмен товарами, оказание услуг и т.д.), появляются и новые  виды, такие как передача высокого качества телефонных, радио- и телевизионных  сигналов с помощью спутников  и кабелей, купля-продажа программ для электронно-вычислительных машин  и баз данных, топологий интегральных микросхем.

Объектами правового регулирования  внешнеэкономической деятельности являются отношения по экспорту-импорту  между хозяйствующими субъектами, а  также отношения, связанные с  оказанием слуг и выполнением  работ на территории иностранных  государств. Экспортно-импортные отношения возникают по поводу поставки товаров за рубеж или на территорию России. Отношения, возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности, могут также касаться, перемещения капитала на территорию иностранного государства при осуществлении инвестирования или проведении расчётов.

Наряду с объектом правового  регулирования ВЭД можно выделить и предмет конкретных правоотношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в этой области. Предметом  таких правоотношений являются поставка товаров, строительство объектов, перевозка  внешнеторговых грузов, инвестирование капитала на территории иностранных  государств, оплата товаров, услуг, работ  и т.д.

 Источники правового регулирования

Главным источником национального  материального права в области  регулирования ВЭД является Конституция  РФ. Согласно Конституции (ст. 71) к ведению  РФ, в частности, отнесены:

- внешнеэкономические отношения  РФ;

- международные договоры РФ;

- судоустройство, гражданское, гражданско-процессуальное  и арбитражно-процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной  собственности;

- федеральное коллизионное право.

К законам, регулирующим внешнеэкономическую  деятельность, относятся следующие:

- ФЗ “Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности”  от 08.12.03 (ред. от 02.02.06) № 164-ФЗ;

- Таможенный Кодекс РФ от 28.05.03 (ред. от 30.12.08) № 61-ФЗ;

- Закон РФ “О таможенном тарифе”  от 21.05.93 (ред. от 28.06.09) № 5003-I.

- ФЗ “О валютном регулировании  и валютном контроле” от 10.03.03 № 173-ФЗ;

- ФЗ “Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации” от 09.09.99 № 160-ФЗ;

- ФЗ “Об инвестиционной деятельности  в Российской Федерации, осуществляемой  в форме капитальных вложений”  от 25.02.99 № 39-ФЗ;

- ФЗ “О соглашениях о разделе  продукции” от 30.12.95 № 225-ФЗ;

- ФЗ “О переводном и простом  векселе” от 11.03.97 № 48-Ф3;

- Патентный закон РФ от 23.09.92;

- Закон РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров”  от 23.09.92 № 3520-1;

- Закон РФ “О международном  коммерческом арбитраже” от 07.07.93 № 5338-1;

- и другие законы.

Согласно Конституции РФ (ст. 15 п. 4) международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено  законом, то применяются правила  международного договора. Эта конституционная  норма полностью воспроизведена в ст. 7 ГК РФ.

Методы  государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, другими федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений внешней  торговли услугами и интеллектуальной  собственностью;

4) мер экономического и административного  характера, способствующих развитию  внешнеторговой деятельности и  предусмотренных ФЗ “Об основах  государственного регулирования  внешнеторговой деятельности”.

Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”  от 08.12.03 (ред. от 02.02.06) № 164-ФЗ, ст. 12. 

Таможенно-тарифный метод

В целях регулирования внешней  торговли товарами, в том числе  для защиты внутреннего рынка  Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений  в экономике, в соответствии с  законодательством Российской Федерации  устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины. Регулируется таможенным кодексом РФ и Законом “О таможенном тарифе”.

Одним из элементов тарифного регулирования  ВЭД является таможенная стоимость, которая лежит в основе оценки товара, ввозимого на территорию нашей  страны, и который облагается пошлиной. При этом, исходя из положения п.2 (а) ст.8 “Оценка товара для таможенных целей” Генерального Соглашения по тарифам  и торговле (ГАТТ) 1947 года, таможенная стоимость рассматривается как  действительная стоимость товара, под  которой понимается цена, по которой  во время и в месте, определенных законодательством страны импортера, такой или аналогичный товар  продается или предлагается для  продажи при нормальном ходе торговли в условиях свободной конкуренции. Таможенная (действительная) стоимость  определяется на основании Порядка  определения таможенной стоимости, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 18 Закона “О таможенном тарифе”  устанавливает, что определение  таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов:

- метод по цене сделки с  ввозимыми товарами;

- метод по цене сделки с  идентичными товарами;

- метод по цене сделки с  однородными товарами;

- метод вычитания стоимости;

- метод сложения стоимости;

- резервный метод.

Основным методом определения  таможенной стоимости является метод  по цене сделки с ввозимыми товарами. При этом законодатель установил, что  в случае невозможности применения основного метода, декларант и  таможенный орган вправе применить  последовательно каждый из перечисленных  методов, если таможенная стоимость  декларируемого товара не может быть определена путем использования  каждого предыдущего метода.

Выделяют три вида таможенного тарифа:

1) таможенный тариф на импорт

Наиболее распространенным видом  ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая самой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем  таможенного ведомства. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой  цены.

Существуют два основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные. Специфические пошлины определяются в виде фиксированной суммы с  единицы измерения (веса, площади, объёма и т.д.) Адвалорные пошлины устанавливаются  в виде процента от таможенной стоимости  товара.

Таможенный тариф в узком  смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

На величину импортной пошлины  возрастают издержки производителя, а, следовательно, и цена, по которой  импортер будет продавать свой товар. Местные производители при введении импортных пошлин могут продавать  свой товар по более высокой цене и увеличивать объем продаж. Потребители  сократят покупаемое количество более  дешевого импортного товара и вынуждены  будут увеличить потребление  более дорогого местного.

Таможенные тарифы включают в себя обычно три вида пошлин: максимальные, минимальные и преференциальные (льготные). Первые обычно используются в торговле со странами, с которыми нет торговых соглашений; вторые - в  тех случаях, когда существуют торговые договоры при соглашении о введении режима наибольшего благоприятствования. Третьи - разновидность торговых пошлин (преференциальные) - обычно используются при импорте товаров из развивающихся  стран. В рамках ООН (ЮНКТАД) действует  общая система преференций, куда входят преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся  стран.

2) тариф на экспорт

Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового, путем выплаты  соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как  необходимая мера для поддержания  достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного  экспорта субсидируемого продукта. Государство  может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки  зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с  переходной экономикой. Промышленные развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта запрещено конституцией.

3) таможенный союз

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней  торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. Определение особой экономической  зоны законодатель дает в Таможенном кодексе РФ.

Говоря о свободных экономических  зонах и их правовом регулировании, нельзя не отметить принятый на шестнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ .

Создание свободных экономических  зон (СЭЗ) является эффективной и  достаточно перспективной формой сотрудничества для привлечения инвестиций и  успешного дальнейшего развития экономического и научного потенциала Российской Федерации.

СЭЗ, как правило, создаются на небольших  территориях с удобным транспортно-географическим положением.

При создании зоны свободной торговли, участвующие в ней страны ликвидируют  таможенные пошлины в торговле между  собой, но сохраняют каждая свой уровень  таможенной защиты по отношению к  третьим странам. Таможенный союз предлагает не только беспошлинную торговлю между  странами - участницами союза, но и  установление единого внешнего таможенного  тарифа.

В настоящее время в мире насчитывается  более 30 различных интеграционных объединений  во всех частях света, абсолютное большинство  которых использует в той или  иной мере координацию тарифной политики (“Даурия”, “Ева” и др.). Наиболее развитое интеграционное объединение - Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного  союза. 

Нетарифные методы регулирования  ВЭД

Нетарифное регулирование внешней  торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных  статьями 21 - 24, 26 и 27 ФЗ “Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности”, при соблюдении указанных  в них требований. Нетарифные методы называют еще административными.

По сравнению с тарифными  методами, наиболее расширенными формами  и методами регулирования внешнеторговой деятельности являются нетарифные ограничения. Они представляют не меньшую угрозу либерализации торговли. К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 2000 различных  видов) экономические, политические и  административные методы прямого или  косвенного ограничения внешнеэкономической  деятельности.

Виды нетарифных методов:

1) квотирование

Информация о работе Понятие договора