Понятие
занятости и занятого
населения
Правовая
база занятости и трудоустройства
в настоящее время представляет
собой целостную систему нормативных
правовых актов, в которую входят:
с одной стороны нормативные
правовые акты которые непосредственно
регулируют вопросы занятости и трудоустройства,
с другой - акты, регулирующие иные общественные
отношения, но содержащие отдельные нормы,
затрагивающие отношения занятости1.
Представляется целесообразным расположить
указанные нормативные правовые акты
по юридической силе их действия:
1)
Нормы международного права, представляют
собой Конвенции и Рекомендации
МОТ, международные договоры и
соглашения РФ и др. Например:
Конвенции МОТ (N 122 о политике
в области занятости - 1964 г.; N 97
о трудящихся-мигрантах, пересмотренная
в 1949 г.) и Рекомендации МОТ (от 21 июня 1988
г. N 176 «О содействии занятости и защите
от безработицы»; 26 июня 1984 г. N 169 «О политике
в области занятости»; от 20 июня 1983 г. N
168 «О профессиональной реабилитации и
занятости инвалидов»; от 27 июня 1978 г. N
159 «О процедурах определения условий
занятости на государственной службе»);
2)
Конституция РФ. Особо следует
отметить ст. 37, закрепившую свободу
труда, что в свою очередь
предусматривает право каждого
свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности
и профессию. Принудительный труд запрещен.
Каждый гражданин имеет право: на труд
в условиях, отвечающих требованиям безопасности
и гигиены, на вознаграждение за труд без
какой бы то ни было дискриминации и не
ниже установленного федеральным законом
МРОТ, а также право на защиту от безработицы;
3)
Кодифицированные нормативные акты:
Трудовой кодекс РФ, ст. 272 которого
содержит особенности трудоустройства
лиц в возрасте до восемнадцати
лет; КоАП РФ в ст. 18.13, предусматривает
административную ответственность за
незаконную деятельность по трудоустройству
граждан РФ за границей;
4)
Федеральные законы и законы
РФ. Специальным нормативно-правовым
актом, регулирующим вопросы занятости
и трудоустройства, является закон
«О занятости». Указанный закон закрепляет
понятие занятости и категории занятого
населения, права граждан и гарантии государства
в области занятости, основы организации
и регулирования занятости, участие в
этом процессе работодателей и иных субъектов,
а также ряд иных положений в сфере обеспечения
занятости населения в нашей стране. Среди
других законов следует указать: Закон
«О защите инвалидов», ст. 20, которого содержит
нормы по обеспечению занятости инвалидов;
Закон «О героях» в ст. 8 предусматривающей
льготы по трудоустройству, обучению,
переподготовке и предоставлению отпусков
для указанной категории; Закон «О ребенке»,
в ст. 11 предусматривающей защиту прав
и законных интересов детей в сфере профессиональной
ориентации, профессиональной подготовки
и занятости и другие;
5)
Указы Президента РФ представляют
собой подзаконные нормативные
акты, подписанные для регулирования
отношений, которые не урегулированы
законами либо для реализации
норм законов. Среди нормативных
актов этой группы следует
отметить: "Об обязательном трудоустройстве
отдельных категорий работников при ликвидации
предприятия, учреждения, организации"
Указ Президента РФ от 05.06.1992 N 554; "О мерах
по социальной поддержке граждан, потерявших
работу и заработок (доход) и признанных
в установленном порядке безработными"
Указ Президента РФ от 02.07.1992 г. N 723; "О
мерах по профессиональной реабилитации
и обеспечению занятости инвалидов"
Указ Президента от 25.03.1993 N 394; Указ Президента
РФ от 23 мая 1996 г. N 768 "О Комплексной программе
мер по созданию и сохранению рабочих
мест на 1996-2000 годы" и ряд других;
6)
Постановления Правительства РФ,
которые принимаются, как правило,
для реализации законов, например:
"Об организации работы по
содействию занятости в условиях
массового высвобождения" от 05.02.1993
N 99; "Об организации обучения незанятого
населения основам предпринимательской
деятельности" от 07.03.1995 N 224; "Об утверждении
порядка регистрации безработных граждан"
от 22.04.1997 N 458; "Об организации общественных
работ" от 14.07.1997 N 875; от 22 июня 1999 г. N
659 "О мерах по поддержанию занятости
населения" и другие;
7)
Нормативные акты, принятые Минздравсоцразвития
РФ, Федеральной государственной
службой занятости населения
РФ, иными министерствам и ведомствами.
Например: Приказ Минтруда РФ от 13 ноября
2002 г. N 226 "Об утверждении Положения
об организации работы с устными обращениями
граждан в территориальных органах Минтруда
России по вопросам занятости населения",
Приказ Минобразования РФ от 10 июня 2002
г. N 2172 "Об установке в высших учебных
заведениях Российской Федерации, подведомственных
Минобразованию России, информационной
системы по трудоустройству и занятости
выпускников вузов", Решение коллегии
Федерального агентства по образованию
от 23 ноября 2004 г. N 4 "О содействии занятости,
трудоустройству и поддержке экономической
самостоятельности молодых граждан"
и другие;
8)
Нормативные правовые акты субъектов
РФ, регулирующие вопросы занятости
и трудоустройства на территории
отдельного субъекта и могут
иметь форму законов, постановлений
и др;
9)
нормативные акты органов местного
самоуправления могут устанавливать
транспортную доступность рабочего
места, регулировать вопросы занятости
отдельных категорий граждан
исходя из местных условий.
В
соответствии со ст. 1 Закона о занятости
населения в РФ занятость – это деятельность
граждан, связанная с удовлетворением
личных и общественных потребностей, не
противоречащая законодательству Российской
Федерации и приносящая, как правило, им
заработок, трудовой доход2. Как
видно из статьи, любая деятельность граждан,
связанная с удовлетворением личных и
общественных потребностей и не противоречащая
законодательству, признается легальной
занятостью. Более того, незанятость граждан
не может служить основанием для привлечения
их к административной и иной ответственности.
Между
тем можно предположить, что деятельность
граждан, осуществляемая с нарушением
действующего законодательства или
прямо ему противоречащая, может
быть охарактеризована как занятость
незаконная или нелегальная.
Помимо
определения самого понятия занятости,
в законе приводится перечень занятых
граждан, являющийся исчерпывающим3.
В соответствии со ст. 2 указанного закона,
занятыми считаются граждане:
1)
работающие по трудовому договору
(контракту), в том числе выполняющие
работу за вознаграждение на условиях
полного либо неполного рабочего времени,
а также имеющие иную оплачиваемую работу
(службу), включая сезонные, временные
работы, за исключением общественных работ
(кроме граждан, для которых общественные
работы являются подходящей работой);
2)
занимающиеся предпринимательской
деятельностью;
3)
занятые в подсобных промыслах
и реализующие продукцию по
договорам;
4)
выполняющие работы по договорам
гражданско-правового характера,
предметами которых являются
выполнение работ и оказание услуг,
в том числе по договорам, заключенным
с индивидуальными предпринимателями,
авторским договорам, а также являющиеся
членами производственных кооперативов
(артелей);
5)
избранные, назначенные или утвержденные
на оплачиваемую должность;
6)
проходящие военную службу, а также службу
в органах внутренних дел Государственной
противопожарной службы, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы;
7)
проходящие очный курс обучения
в общеобразовательных учреждениях,
учреждениях начального профессионального,
среднего профессионального и высшего
профессионального образования и других
образовательных учреждениях, включая
обучение по направлению Федеральной
государственной службы занятости населения;
8)
временно отсутствующие на рабочем
месте в связи с нетрудоспособностью,
отпуском, переподготовкой, повышением
квалификации, приостановкой производства,
вызванной забастовкой, призывом на военные
сборы, привлечением к мероприятиям, связанным
с подготовкой к военной службе, исполнением
других государственных обязанностей
или иными уважительными причинами;
9)
являющиеся учредителями (участниками)
организаций, за исключением учредителей
(участников) общественных и религиозных
организаций (объединений), благотворительных
и иных фондов, объединений юридических
лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют
имущественных прав в отношении этих организаций.
Органы,
обеспечивающие решение
проблемы занятости
В
обеспечении занятости населения
участвуют органы двух видов: органы
общей и специальной компетенции4.
К числу органов общей компетенции относятся
федеральные органы государственной власти
и управления (в том числе Минздрав и соц.
развития РФ), органы государственной
власти и управления субъектов РФ и органы
местного самоуправления, работодатели,
коллективы работников и профессиональные
союзы. Специальными органами, занимающимися
вопросами трудоустройства и занятости
населения являются Федеральная государственная
служба занятости, координационные комитеты
содействия занятости населения, негосударственные
организации, оказывающие услуги по трудоустройству.
Правовой статус органов по вопросам занятости
закреплен в ст. 15 Закона о занятости и
в Постановлении Правительства РФ от 30
июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения
о Федеральной службе по труду и занятости".
В указанном нормативном акте закреплены
цели и задачи, основные направления деятельности
и права этого государственного органа.
Что касается городских и районных центров
занятости населения, то они имеют статус
государственных учреждений, организационно-методическое
руководство деятельностью которых осуществляет
соответствующий департамент по субъекту
РФ. В целях выработки согласованных решений
по определению и осуществлению политики
занятости населения на федеральном и
территориальном уровнях в рамках социального
партнерства создаются координационные
комитеты содействия занятости населения
из представителей объединений профессиональных
союзов, иных представительных органов
работников, работодателей, органов службы
занятости и других заинтересованных
государственных органов, общественных
объединений, представляющих интересы
граждан, особо нуждающихся в социальной
защите. Организация и порядок работы
комитетов определяются представленными
в них сторонами.
Основные
принципы государственной
политики
в
области содействия
занятости населения
Ныне
возможности прямого воздействия
права на занятость населения зависят
от выхода нашей экономики из кризиса,
появившегося с переходом к рыночным отношениям.
Государство
проводит политику содействия реализации
прав граждан на полную, продуктивную
и свободно избранную занятость. Основные
принципы государственной политики в
области занятости — это главные ее направления,
отражающие суть законодательства об
обеспечении занятости населения Российской
Федерации5. Они закреплены в ст.
5 Закона о занятости населения и являются
внутриотраслевыми принципами трудового
права, т. е. принципами института обеспечения
занятости. Ими являются:
1)
развитие трудовых ресурсов, повышение
их мобильности, защита национального
рынка труда;
2)
обеспечение равных возможностей
всем гражданам России в реализации их
права на добровольный труд и свободный
выбор занятости, независимо от национальности,
пола, возраста, социального положения
и отношения к религии;
3)
поддержка трудовой и предпринимательской
инициативы граждан, содействие развитию
их способностей к производительному,
творческому труду;
4)
создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека;
5)
обеспечение социальной защиты
в области занятости, проведение
специальных мероприятий, способствующих
обеспечению занятости граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих
трудности в поиске работы (инвалиды; граждане,
имеющие на содержании лиц, которым по
заключению уполномоченного на то органа
необходимы постоянный уход, помощь или
надзор; лица, осужденные к лишению свободы
и не обеспеченные работой по независящим
от них причинам; лица, освобожденные из
учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние
в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного
возраста (за два года до наступления возраста,
дающего право выхода на трудовую пенсию
по старости, в том числе досрочно назначаемую
трудовую пенсию по старости); беженцы
и вынужденные переселенцы; граждане,
уволенные с военной службы, и члены их
семей; одинокие и многодетные родители,
воспитывающие несовершеннолетних детей,
детей-инвалидов; семьи, в которых оба
родителя признаны безработными; граждане,
подвергшиеся воздействию радиации вследствие
чернобыльской и других радиационных
аварий и катастроф);