Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 09:54, контрольная работа

Описание

Правовая база занятости и трудоустройства в настоящее время представляет собой целостную систему нормативных правовых актов, в которую входят: с одной стороны нормативные правовые акты которые непосредственно регулируют вопросы занятости и трудоустройства, с другой - акты, регулирующие иные общественные отношения, но содержащие отдельные нормы, затрагивающие отношения занятости .

Содержание

Понятие занятости и занятого населения 3
Органы, обеспечивающие проблемы занятости 8
Основные принципы государственной политики в области занятости населения 10
Право граждан на обеспечение занятости и трудоустройство 14
Заключение 20
Список используемой литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

     Понятие занятости и занятого населения 

     Правовая  база занятости и трудоустройства  в настоящее время представляет собой целостную систему нормативных  правовых актов, в которую входят: с одной стороны нормативные  правовые акты которые непосредственно  регулируют вопросы занятости и трудоустройства, с другой - акты, регулирующие иные общественные отношения, но содержащие отдельные нормы, затрагивающие отношения занятости1. Представляется целесообразным расположить указанные нормативные правовые акты по юридической силе их действия:

     1) Нормы международного права, представляют  собой Конвенции и Рекомендации  МОТ, международные договоры и  соглашения РФ и др. Например: Конвенции МОТ (N 122 о политике  в области занятости - 1964 г.; N 97 о трудящихся-мигрантах, пересмотренная в 1949 г.) и Рекомендации МОТ (от 21 июня 1988 г. N 176 «О содействии занятости и защите от безработицы»; 26 июня 1984 г. N 169 «О политике в области занятости»; от 20 июня 1983 г. N 168 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов»; от 27 июня 1978 г. N 159 «О процедурах определения условий занятости на государственной службе»);

     2) Конституция РФ. Особо следует  отметить ст. 37, закрепившую свободу  труда, что в свою очередь  предусматривает право каждого  свободно распоряжаться своими  способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый гражданин имеет право: на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, а также право на защиту от безработицы;

     3) Кодифицированные нормативные акты: Трудовой кодекс РФ, ст. 272 которого  содержит особенности трудоустройства  лиц в возрасте до восемнадцати  лет; КоАП РФ в ст. 18.13, предусматривает административную ответственность за незаконную деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей;

     4) Федеральные законы и законы  РФ. Специальным нормативно-правовым  актом, регулирующим вопросы занятости  и трудоустройства, является закон «О занятости». Указанный закон закрепляет понятие занятости и категории занятого населения, права граждан и гарантии государства в области занятости, основы организации и регулирования занятости, участие в этом процессе работодателей и иных субъектов, а также ряд иных положений в сфере обеспечения занятости населения в нашей стране. Среди других законов следует указать: Закон «О защите инвалидов», ст. 20, которого содержит нормы по обеспечению занятости инвалидов; Закон «О героях» в ст. 8 предусматривающей льготы по трудоустройству, обучению, переподготовке и предоставлению отпусков для указанной категории; Закон «О ребенке», в ст. 11 предусматривающей защиту прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости и другие;

     5) Указы Президента РФ представляют  собой подзаконные нормативные  акты, подписанные для регулирования  отношений, которые не урегулированы  законами либо для реализации  норм законов. Среди нормативных  актов этой группы следует  отметить: "Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации" Указ Президента РФ от 05.06.1992 N 554; "О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными" Указ Президента РФ от 02.07.1992 г. N 723; "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов" Указ Президента от 25.03.1993 N 394; Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 768 "О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы" и ряд других;

     6) Постановления Правительства РФ, которые принимаются, как правило,  для реализации законов, например: "Об организации работы по  содействию занятости в условиях  массового высвобождения" от 05.02.1993 N 99; "Об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности" от 07.03.1995 N 224; "Об утверждении порядка регистрации безработных граждан" от 22.04.1997 N 458; "Об организации общественных работ" от 14.07.1997 N 875; от 22 июня 1999 г. N 659 "О мерах по поддержанию занятости населения" и другие;

     7) Нормативные акты, принятые Минздравсоцразвития  РФ, Федеральной государственной  службой занятости населения  РФ, иными министерствам и ведомствами.  Например: Приказ Минтруда РФ от 13 ноября 2002 г. N 226 "Об утверждении Положения об организации работы с устными обращениями граждан в территориальных органах Минтруда России по вопросам занятости населения", Приказ Минобразования РФ от 10 июня 2002 г. N 2172 "Об установке в высших учебных заведениях Российской Федерации, подведомственных Минобразованию России, информационной системы по трудоустройству и занятости выпускников вузов", Решение коллегии Федерального агентства по образованию от 23 ноября 2004 г. N 4 "О содействии занятости, трудоустройству и поддержке экономической самостоятельности молодых граждан" и другие;

     8) Нормативные правовые акты субъектов  РФ, регулирующие вопросы занятости  и трудоустройства на территории  отдельного субъекта и могут  иметь форму законов, постановлений и др;

     9) нормативные акты органов местного  самоуправления могут устанавливать  транспортную доступность рабочего  места, регулировать вопросы занятости  отдельных категорий граждан  исходя из местных условий. 

     В соответствии со ст. 1 Закона о занятости населения в РФ занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход2. Как видно из статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Более того, незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

     Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или  прямо ему противоречащая, может  быть охарактеризована как занятость  незаконная или нелегальная.

     Помимо  определения самого понятия занятости, в законе приводится перечень занятых граждан, являющийся исчерпывающим3. В соответствии со ст. 2 указанного закона, занятыми считаются граждане:

     1) работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие  работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, для которых общественные работы являются подходящей работой);

     2) занимающиеся предпринимательской  деятельностью;

     3) занятые в подсобных промыслах  и реализующие продукцию по  договорам;

     4) выполняющие работы по договорам  гражданско-правового характера,  предметами которых являются  выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

     5) избранные, назначенные или утвержденные  на оплачиваемую должность;

     6) проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

     7) проходящие очный курс обучения  в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения;

     8) временно отсутствующие на рабочем  месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

     9) являющиеся учредителями (участниками)  организаций, за исключением учредителей  (участников) общественных и религиозных  организаций (объединений), благотворительных  и иных фондов, объединений юридических  лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. 
 
 
 
 
 
 

Органы, обеспечивающие решение  проблемы занятости 

     В обеспечении занятости населения  участвуют органы двух видов: органы общей и специальной компетенции4. К числу органов общей компетенции относятся федеральные органы государственной власти и управления (в том числе Минздрав и соц. развития РФ), органы государственной власти и управления субъектов РФ и органы местного самоуправления, работодатели, коллективы работников и профессиональные союзы. Специальными органами, занимающимися вопросами трудоустройства и занятости населения являются Федеральная государственная служба занятости, координационные комитеты содействия занятости населения, негосударственные организации, оказывающие услуги по трудоустройству. Правовой статус органов по вопросам занятости закреплен в ст. 15 Закона о занятости и в Постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости". В указанном нормативном акте закреплены цели и задачи, основные направления деятельности и права этого государственного органа. Что касается городских и районных центров занятости населения, то они имеют статус государственных учреждений, организационно-методическое руководство деятельностью которых осуществляет соответствующий департамент по субъекту РФ. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном и территориальном уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в них сторонами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Основные  принципы государственной политики

     в области содействия занятости населения 

     Ныне  возможности прямого воздействия  права на занятость населения зависят от выхода нашей экономики из кризиса, появившегося с переходом к рыночным отношениям.

     Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Основные принципы государственной политики в области занятости — это главные ее направления, отражающие суть законодательства об обеспечении занятости населения Российской Федерации5. Они закреплены в ст. 5 Закона о занятости населения и являются внутриотраслевыми принципами трудового права, т. е. принципами института обеспечения занятости. Ими являются:

     1) развитие трудовых ресурсов, повышение  их мобильности, защита национального рынка труда;

     2) обеспечение равных возможностей всем гражданам России в реализации их права на добровольный труд и свободный выбор занятости, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения и отношения к религии;

     3) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

     4) создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное развитие человека;

     5) обеспечение социальной защиты  в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);

Информация о работе Правовое регулирование занятости и трудоустройства