Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 22:38, реферат
Цель работы: выявление особенностей трудовых отношений с педагогическими работниками.
Задачи работы:
- определение структурных элементов, образующих содержание права граждан на занятие педагогической деятельностью;
- выделение особенностей заключения трудового договора с педагогическим работником;
- основания расторжения трудового договора с педагогическим работником.
Введение ……………………………………………………………………… 2
Глава 1. Содержание права граждан на занятие педагогической деятельностью……………………………………………………………........ 3
1.1. Право на занятие педагогической деятельностью…………….. 3
1.2. Запрет на занятие педагогической деятельностью …………… 5
Глава 2. Особенности заключения трудового договора с педагогическим работником…………………………………………………………………….. 8
2.1. Рабочее время педагогических работников……………………… 9
2.2. Время отдыха педагогических работников ……………………… 11
2.3. Аттестация педагогических работников ………………………… 13
2.4. Оплата труда педагогических работников ………………………. 15
Глава 3. Прекращение трудового договора с педагогическими работниками……………………………………………………………………. 21
Заключение…………………………………………………………………….. 26
Список литературы ……………………………………………………………
С 1 января 2011 г. действует Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее - Порядок аттестации), установленный Приказом Минобрнауки России от 24.03.2010 N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (далее - Приказ N 209). Он распространяется на педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, а также дополнительного образования (независимо от их ведомственной принадлежности).
В соответствии с Порядком аттестации она проводится в двух случаях:
1) для подтверждения соответствия педагогических работников, не имеющих квалификационных первой или высшей категорий, занимаемым ими должностям;
2) для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям к квалификационным категориям (первой или высшей).
Аттестация проводится аттестационными комиссиями, которые формируются органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования, или федеральными органами исполнительной власти в зависимости от того, в чьем ведении находятся образовательные учреждения (п. 5 Порядка аттестации). Графики работы аттестационных комиссий утверждаются ежегодно распорядительным актом соответствующего органа (п. 12 Порядка аттестации).
Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей), занимаемым должностям проводится один раз в 5 лет. Не подлежат аттестации:
педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Основанием для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям является представление работодателя. Работник должен быть ознакомлен с ним под роспись не позднее чем за месяц до дня аттестации (п. 19 Порядка аттестации).
Профессиональные и деловые качества аттестуемого работника, а также результаты его профессиональной деятельности оцениваются аттестационной комиссией на основании:
представления работодателя;
предоставленных работником сведений, характеризующих его трудовую деятельность в период после предыдущей аттестации (при первичной аттестации - с даты поступления на работу);
в случае несогласия работника с представлением работодателя - заявление работника с соответствующим обоснованием;
письменных квалификационных испытаний.
По результатам аттестации педагогического работника с целью подтверждения соответствия должности комиссия принимает одно из следующих решений: соответствует занимаемой должности (указывается должность работника); не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника). Если работник признан не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор с ним может быть расторгнут согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (п. 24 Порядка аттестации).
Аттестация с целью установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям, проводится на основании заявления этого работника (п. 25 Порядка аттестации).
Для проведения аттестации аттестационной комиссией создаются экспертные группы, осуществляющие всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности работника и предоставляющие комиссии соответствующее экспертное заключение. По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих решений: уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории; уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории. Решение оформляется протоколом, вступающим в силу со дня подписания, и вносится в аттестационный лист работника. Оно подлежит утверждению распорядительным актом федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования.
Если уровень квалификации педработника признан соответствующим требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, категория устанавливается указанным распорядительным актом. Если же уровень квалификации педработника признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия (п. 33 Порядка аттестации).
В течение 30 календарных дней после принятия решения аттестационный лист и выписка из распорядительного акта направляются работодателю педагогического работника. Последний должен быть ознакомлен с ними под роспись.
В трудовую книжку работника вносится запись о присвоении ему категории (п. 3.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек").
Установленная на основании аттестации квалификационная категория действительна в течение пяти лет. Обратиться в аттестационную комиссию с заявлением о присвоении высшей квалификационной категории работник может не раньше чем через 2 года после того, как ему присвоена первая категория.
Педагогический работник вправе обжаловать результаты аттестации (п. 16 Порядка аттестации). Для этого он должен обратиться в комиссию по индивидуальным трудовым спорам в учреждении или в суд.
При переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение (в том числе расположенное в другом субъекте РФ) квалификационная категория сохраняется в течение срока ее действия (п. 34 Порядка проведения аттестации).
2.4. Оплата труда педагогических работников
Согласно подпункту 10 п. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования устанавливает непосредственно образовательное учреждение. Применительно к государственным и муниципальным образовательным учреждениям указанная норма реализуется с учетом специфики установления систем оплаты труда работников таких учреждений[9]. Это означает, что системы оплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (далее - Постановление N 583) с 1 декабря 2008 г. для работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, введены новые системы оплаты труда. Указанным Постановлением признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 14.10.1992 N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" и утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (далее - Положение N 583). Так, в образовательных учреждениях ряда регионов на основании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ применяется Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденная Минобрнауки РФ 22 ноября 2007 г.
Переход на новые системы оплаты труда подразумевает:
отказ от Единой тарифной сетки;
дифференциацию оплаты труда работников бюджетных учреждений с учетом: специфики трудовых функций в зависимости от сферы деятельности, должности (профессии); уровня квалификации и профессиональной компетенции; качества, эффективности и результативности труда конкретных работников.
расширение полномочий бюджетных учреждений в вопросах распределения фонда оплаты труда.
Отличительной чертой новой системы оплаты труда, предусмотренной Постановлением N 583, в сфере образования является разделение заработной платы работников на две части: базовую (гарантированную), которая выплачивается работнику за исполнение должностных обязанностей; стимулирующую, размер которой зависит от качества, эффективности и результативности труда работника.
Согласно пункту 1 Положения N 583 система оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, включает: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты.
Должностные оклады и ставки заработной платы выплачиваются за выполнение обязанностей, определяемых трудовыми договорами, должностными инструкциями, квалификационными характеристиками и иными документами. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем образовательного учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления деятельности по соответствующей профессиональной квалификационной группе. При этом учитываются сложность и объем выполняемой работы. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 N 216н. Рекомендуемые размеры оклада, ставки для профессиональных квалификационных групп работников образования приведены в приложении к Примерному положению об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование", утвержденному Приказом Минфина России от 30.10.2008 N 120н. На основании расчетов и в пределах средств, предусмотренных на оплату труда работников, руководитель учреждения устанавливает размеры повышающих коэффициентов к окладам (ставкам) по профессиональным квалификационным группам с учетом профессиональной подготовки работника, сложности и важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы, наличия ученых званий и степеней и других факторов.
Под размером оклада педработников общеобразовательных учреждений, а также учреждений начального и среднего профессионального образования понимается установленная при тарификации на начало учебного года месячная заработная плата соответственно числу часов учебной нагрузки.
Определенные таким образом должностной оклад или ставка заработной платы составляют основную часть оплаты труда, именуемую в нормативных документах базовой частью фонда оплаты труда.
В состав заработной платы педагогических работников входят также компенсационные и стимулирующие выплаты.
К числу компенсационных выплат на практике относятся доплаты и надбавки за классное руководство, заведование кабинетом, проверку тетрадей и другие. Письмом ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ от 19.09.2008 N 216 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных образовательных учреждений" они определены как выплаты за дополнительные трудозатраты, непосредственно связанные с обеспечением выполнения основных должностных обязанностей по классному руководству, проверке письменных работ, заведованию отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками и т.п., руководству предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами работ, не входящими в должностные обязанности работников, и отнесены к выплатам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Подобные выплаты также учитываются при тарификации, но производятся из так называемого надтарифного фонда.
Размеры и условия осуществления компенсационных выплат в конкретном образовательном учреждении устанавливаются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, а также перечнем видов выплат компенсационного характера, если он принят учредителем.
К выплатам стимулирующего характера в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818, относятся:
выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
выплаты за качество выполняемых работ;
выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
премиальные выплаты по итогам работы.
Отличительной особенностью таких выплат является то, что они производятся не за выполнение должностных обязанностей, а за результативность и эффективность работы. Как следствие, эти выплаты не гарантированы всем работникам, право на их получение имеют те, кто достиг в работе показателей и результатов, выходящих за рамки стандартных.
Такие выплаты производятся из надтарифного фонда. Порядок назначения стимулирующих выплат, их размеры, критерии начисления и периодичность в конкретном образовательном учреждении также устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
Должностные оклады, ставки, повышающие коэффициенты, компенсационные и стимулирующие выплаты образовательные учреждения устанавливают в пределах фонда оплаты труда. Фонд оплаты труда работников федерального бюджетного образовательного учреждения формируется на календарный год исходя из лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, полученных от приносящей доход деятельности (п. 11 Постановления N 583). При этом средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности, и, начиная с 1 января 2010 г., не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета, направляются учреждением на выплаты стимулирующего характера.
Информация о работе Прекращение трудового договора с педагогическими работниками