Профсоюзное движение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:51, контрольная работа

Описание

Для защиты своих прав работники и работодатели могут создавать специальные органы, представляющие их интересы. Такие органы могут быть сторонами правовых отношений лишь в случаях, строго определенных законодательством.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Задачи, полномочия и обязанности профсоюзов 5
Глава 2. Представительство и защита профсоюзами субъективных трудовых прав 10
Заключение 20
Список использованных источников 21

Работа состоит из  1 файл

профсоюзное движение.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

     - во-первых, профсоюзы призваны защищать  права и интересы трудящихся, связанные, главным образом с  их общественно-трудовыми отношениями;

     - во-вторых, основная задача профсоюзов  при этом заключается в предупреждении  возможных нарушений этих прав  и интересов;

     - в-третьих, профсоюзы используют  при защите прав и интересов  трудящихся такие пути и средства, которые недоступны для государственного аппарата. Специфика путей и средств, применяемых профсоюзами при реализации защитной функции тесно связана с условиями их защитной деятельности, а также теми целями, на которые она направлена.

     Право на представительство и защиту реализуется  наделением данных общественных объединений и их органов возможностью представлять и защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам индивидуальных и коллективных споров; вносить предложения по совершенствованию действующих и готовящихся к внедрению нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников; согласовывать с работодателями системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок и окладов, нормы труда; посещать организации и рабочие места для осуществления проверок соблюдения безопасности условий труда; защищать право работников свободно распоряжаться своей способностью к труду, выбирать род деятельности и профессию, осуществлять работниками права на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации.

     Работодатель, создав проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, направляет его выборному профсоюзному органу, представляющему интересы большинства работников. Профсоюзный орган в течение пяти дней должен выразить свое письменное мнение по данному документу. Если такое мнение оказывается отрицательным или содержащим предложения по его изменению, то работодатель вправе в течение трех дней предложить профсоюзному органу прийти к соглашению путем совместных консультаций. При недостижении согласия работодатель принимает локальный акт в собственной редакции.

     Государственная инспекция труда в течение  месяца должна провести проверку соответствия локального акта действующему законодательству о труде и в случае обнаружения  противоречий выдать работодателю предписание  об устранении нарушений.

     Анализ  проблем, относящихся к социально-правовому положению и деятельности профсоюзов, имеет большое значение. Одна из таких проблем - профсоюзное представительство. Она неоднократно исследовалась в юридической литературе. О сущности профсоюзного представительства высказываются различные, нередко противоречивые суждения. Это представительство называют одним из принципов профсоюзного движения и одной из задач профессиональных союзов. Его рассматривают в качестве особой функции профсоюзов и элемента их защитной функции. Представительство является наиболее общим правом профсоюзов, организационно-правовой формой их деятельности. Это представительство можно рассматривать прежде всего в трех аспектах:

     - во-первых, как социальное свойство  профсоюзов;

     - во-вторых, как предпосылку для  наделения профсоюзов соответствующими правами;

     - в-третьих, как организационно-правовую  форму деятельности профсоюзов.

     Общественное  разделение труда неизбежно влечет за собой образование у трудящихся профессиональных интересов, для представительства  которых и возникли профессиональные союзы. Профсоюзы как наиболее массовая организация трудящихся вышли за рамки представительства интересов только членов профсоюзов. Они стали представлять интересы всех рабочих и служащих, тем самым косвенно представляя интересы и членов их семей. Таким образом, профсоюзы выступают как одна из наиболее представительных организаций общества.

     К профессиональным интересам трудящихся следует отнести прежде всего  их стремление улучшать условия труда, повышать моральную и материальную заинтересованность в результатах работы. С этими стремлениями тесно связано желание человека чувствовать себя не рядовым исполнителем воли администрации, а быть полноправным членом коллектива, желание улучшать условия не только труда, но также быта и отдыха с учетом своей профессиональной деятельности.

     Следовательно, рабочие и служащие имеют особые профессиональные интересы как в  области труда, так и в области  производства, быта и культуры. В  этих сферах профсоюзы и представляют интересы всех рабочих и служащих, что имеет большое практическое значение. Так коллективный договор распространяется на всех рабочих и служащих предприятия, независимо от их членства в профсоюзе.

     Профсоюзы особо учитывают интересы таких  больших групп трудящихся, как  женщины, молодежь и пенсионеры, обусловленные физиологическими особенностями организма, особой социальной ролью женщины в семье, адаптацией лиц, впервые пришедших на производство, к новым условиям, совмещение молодежью работы с обучением и т.д.

     Особое  социальное свойство профсоюзов представлять интересы не только своих членов, но и профессиональные интересы всех рабочих и служащих включает в себя способность профсоюзов влиять на формирование этих интересов, выявлять, выражать и защищать их. Для этого профсоюзы используют средства массовой информации, различные опросы, а также такие традиционные формы как собрания, конференции, пленумы и съезды.

     Право профсоюзов на содействие занятости  и трудоустройству воплощается  путем принятия участия в разработке программ занятости; предложений по социальной защите работников, высвобождаемых из предприятий и организаций при их ликвидации или реорганизации; осуществления контроля за занятостью работников и соблюдением законодательства о занятости и трудоустройстве. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя и увольнение работника может быть осуществлено с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

     Приняв  решение об увольнении работника, работодатель направляет в профсоюзный орган  данной организации проект приказа и иные документы, послужившие причиной увольнения. Профсоюзный орган должен в течение недели направить свое письменное мнение работодателю. Если указанный срок пропущен или ответ не содержит мотивированного мнения, то это не служит препятствием к увольнению работника.

     При несогласии с принятым решением работодателя об увольнении работника, выраженным в  мотивированном мнении, профсоюз в  трехдневный срок организует дополнительное обсуждение этого вопроса с работодателем, результаты которого отражаются в протоколе. Если эти процедуры не привели к общему решению, работодатель по истечении десяти дней со дня уведомления профсоюзного органа вправе принять окончательное решение. Но оно может быть обжаловано в государственную инспекцию труда, которая в течение десяти дней должна рассмотреть заявление профсоюзного органа. При обнаружении незаконности увольнения государственная инспекция труда выдает работодателю предписание о восстановлении работника в прежней должности и оплате работнику времени вынужденного прогула. Работодатель также вправе обжаловать предписание государственной инспекции труда в суд.

     Законом предусмотрено право профсоюзов на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени представляемых работников; проведение профсоюзного контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений; направление представлений работодателям, их объединениям, органам исполнительной власти, органам местного самоуправления в случаях нарушений условий коллективных договоров и соглашений, которые должны быть рассмотрены адресатами в недельный срок. Профсоюзы участвуют в урегулировании коллективных трудовых споров, в организации и проведении забастовок, митингов, собраний, манифестаций, шествий, демонстраций и других актов общественного протеста, связанных с нарушениями трудовых прав работников и защитой их социально-трудовых прав и законных интересов.

     Право профсоюзов на социальное партнерство  с работодателями, органами государственной  власти, органами местного самоуправления заключается в установлении взаимодействия в вопросах установления условий труда; выбора в представительные органы власти и управления; участия в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионными и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов; контроля за их использованием по целевому назначению; проведения и организации оздоровительных мероприятий в трудовых коллективах; развития санитарно-курортного лечения, отдыха, туризма, физкультуры и спорта.

     Право на взаимодействие с представительными  органами работников организации, органами управления организацией строится на основе сотрудничества. Формирование в организациях различных представительных органов работников не может явиться препятствием к созданию и осуществлению деятельности профсоюзных органов, которые вправе рекомендовать своих представителей для участия в представительных органах данной организации. Но такое участие не лишает возможности профсоюзным органам обращаться непосредственно к работодателю для решения вопросов, касающихся трудовых отношений работников, участвующих в коллективном труде.

     Профсоюзы имеют право на получение от работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления информации, касающейся социально-трудовых вопросов. Полученную информацию профсоюзные органы могут обсуждать с использованием средств массовой информации. Привлечение СМИ очень активно использовалось при обсуждении проектов нового Трудового кодекса РФ.

     Законодательством профсоюзам предоставлено право осуществления общественного контроля за соблюдением работодателями норм, защищающих трудовые права и социальные гарантии работников. Для реализации этого права следует организовать систему профсоюзного контроля на всех уровнях управления, реформировав ее с учетом требований законодательства, новых экономических и социальных условий.

     В практической работе по осуществлению  общественного контроля рекомендуется  использовать следующие формы работы:

     - организация контроля за состоянием условий труда и техники безопасности непосредственно на рабочих местах, обеспечением работающих средствами индивидуальной защиты, выполнением мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами. Такой контроль может осуществляться путем регулярных проверок, проводимых общественными инспекторами по охране труда, членами соответствующих комиссий, штатными и внештатными техническими инспекторами, другими специалистами по охране труда профсоюзных органов;

     - самостоятельное, в случае необходимости, расследование несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

     - участие в работе комиссий  по приему в эксплуатацию построенных  вновь или реконструированных  объектов производственного и  социально-бытового назначения, а  также средств производства и охраны труда. Проведение, в случае необходимости, независимой экспертизы этих объектов на соответствие их требованиям безопасности и производственной санитарии;

     - вызов представителей органов  государственного надзора на  предприятии при возникновении  конфликтных ситуаций;

     - получение информации от руководителей  предприятий, государственных органов  власти, управления и надзора  о состоянии охраны труда на  конкретных предприятиях.

     Осуществление контроля за соблюдением нормативных  правовых актов о труде осуществляется путем проверки законности правоприменительной деятельности работодателя в сфере труда, включая вопросы заключения, исполнения, изменения и расторжения трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ. При выявлении нарушений в применении трудового законодательства профсоюзные органы вправе требовать их устранения со стороны работодателей.

     Важную  роль закон отводит защите профсоюзных  работников с целью обеспечения  стабильности сохранения трудовых отношений, избежания необоснованных увольнений, поскольку многие из них, входя в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов, не освобождаются от основной работы и сохраняют трудовые отношения с работодателем. Поэтому закон предоставляет определенные гарантии работникам, выполняющим профсоюзные функции без отрыва от производства.

     Увольнение  таких работников по инициативе работодателя допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа, а если его нет, то с согласия профсоюзного органа организации, где работает такой работник.

     Кроме этой меры защиты законодательство позволяет  таким работникам отвлекаться от основной работы в организации для  участия в качестве делегатов  на съездах профсоюзов и работе в выборных органах. Работникам, выбранным в профсоюзные органы с освобождением от основной работы, учитывая, что выполнение профсоюзной работы носит временный характер, гарантируется после исполнения профсоюзных функций восстановление на прежней должности. Если нет вакантной должности, то работнику с его согласия предоставляется равноценная другая работа в той же организации.

Информация о работе Профсоюзное движение