Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 18:20, реферат
Развитие персонала является одним из важнейших направлений деятельности по управлению персоналом и факторов успешной деятельности производства. При этом инвестирование в развитие кадров играет большую роль, чем инвестирование в развитие и улучшение производственных мощностей. Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик работников.
Развитие
и профессиональное
обучение персонала
Развитие персонала
является одним из важнейших направлений
деятельности по управлению персоналом
и факторов успешной деятельности производства.
При этом инвестирование в развитие
кадров играет большую роль, чем
инвестирование в развитие и улучшение
производственных мощностей. Под развитием
персонала понимается совокупность
мероприятий, направленных на повышение
квалификации и совершенствование
психологических характеристик
работников. Это охватывает прежде
всего:
— обучение, которое в форме общего и профессионального образования дает необходимые знания, навыки и опыт; — повышение квалификации, задача которого — улучшение профессиональных знаний и навыков; — переквалификацию, которая, по сути, дает второе образование. Под ней понимается любая профессиональная переориентация. Цель переквалификации состоит в том, чтобы дать возможность работникам освоить новую для них специальность. Для эффективного
решения задач организации Развитие кадров должно стоять на первом плане, для чего необходимы — поддержка способных к обучению работников — распространение знаний и передового опыта; — обучение молодых квалифицированных сотрудников; — осознание управленческим персоналом важности развития сотрудников; снижение текучести кадров. Помимо играют важную роль — осуществление профессионального обучения; — снятие финансового бремени с других образовательных учреждений; — активизаций потенциальных возможностей работника; — поднятие общеобразовательного уровня; — воздействие на социальные структуры; — укрепление духа творчества и соревновательности в коллективе. Организации создают
специальные методы и системы
управления профессиональным развитием,
подготовкой резерва Ведущие организации затрачивают на профессиональное развитие своих сотрудников значительные средства — от 2 до 10% фонда заработной платы. Эти затраты являются капиталовложениями организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности. Помимо непосредственного
влияния на финансовые результаты компании,
капиталовложения в профессиональное
развитие способствуют созданию благоприятного
климата в организации, повышают
мотивацию сотрудников и их преданность
организации, обеспечивают преемственность
в управлении. Профессиональное развитие
оказывает положительное Теория и практика в сфере работы с персоналом позволяют сформулировать правила и нормы, соблюдение которых позволит в максимальной степени способствовать его развитию Профессиональное обучение — важнейший компонент развития персонала. В зависимости от организационного оформления и целей обучения можно выделить два вида профессионального обучения: — без конкретной специализации, то есть получение каких-либо общепрофессиональныхзнаний независимо от уровня квалификации обучающихся; — с конкретной специализацией, когда, кроме основной профессии, предусматривается специализация по определенным направлениям и проблемам. Существует несколько методов и видов обучения, Когда важнейшим фактором развития является повышение квалификации сотрудников, составляется план развития, который также называют образовательным планом. В плане развития обычно указываются два наиболее важных момента: цели развития, которые подразделяются по; — рабочим местам, содержат конкретные должности, которые должны быть заняты после осуществления плана развития; — профессиям, указывают конкретные профессии без указания на определенные должности; — областям, определяют конкретные знания, которые должны быть приобретены по этому плану развития и не имеют прямого отношения к какой-либо должности; меры, необходимые для достижения названных целей, со стороны: — предприятия, проводимые в рабочее время и финансируемые работодателем (учитывают в плане кадровых расходов), например обучение на предприятии, дневные курсы и семинары вне предприя тия, участие в научных конгрессах, систематическое варьирование занятий, практика внутри предприятия или ассистентская деятель ность; — сотрудников, которые принимаются ими в свободное время и полностью
или преимущественно ими обучение в вечернем учебном заведении, самообучение, заочное обу чение в вузе, обучение на заочных курсах или прослушивание телеви зионного курса лекций. Различают два типа планов развития; стандартный и индивидуальный. Стандартный план
развития. Если на предприятии для
достижения одной или нескольких
целей развития необходимы несколько
или даже много сотрудников, то рекомендуется
не разрабатывать для каждого
из них индивидуальный план развития,
а работать со стандартными планами.
Стандартные планы — одинаковы исходные условия; — существуют работники, которые могут развиваться по сходным планам. Если таких
предпосылок нет, то рекомендуется
разработать индивидуальный план развития,
который учитывает Планирование
освоения специальности. Если в распоряжении
нет подходящего сотрудника на вакантное
рабочее место или по другим соображениям
нанимается новый работник, то необходимо,
особенно если идет речь о руководящих
должностях, составить план освоения
специальности новым Освоение специальности охватывает одновременно несколько задач, которые подлежат выполнению: — знакомство с предприятием; — выполнение предложенных задач; — освоение специальности на незнакомом рабочем месте — изучение незнакомых методов и технологий; — знакомство с руководителями, коллегами и другими сотрудниками. В план освоения специальности могут быть включены: — представление нового сотрудника всем работникам предприятия, с которыми он будет постоянно взаимодействовать, в краткой ознакомительной беседе; — проведение бесед с теми должностными лицами, чьи компетенция и область деятельности имеют значение для работы нового сотрудника; — участие в обсуждениях и конференциях, которые связаны с выполнением функций новым сотрудником и необходимы для освоения нового рабочего места. Выполнение должностных
обязанностей требует от сотрудников
знания рабочих процедур и методов,
выпускаемой продукции и — первичное обучение лиц, принятых на работу; — ежегодное обучение по актуальным вопросам профессиональной деятельности руководителей и специалистов; — периодическое обучение (в соответствии с потребностями, но не реже установленной для каждой категории лиц периодичности) по специальным профессиональным образовательным программам для поддержания квалификации всего контингента руководителей и специалистов на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных обязанностей; — обучение лиц, готовящихся к должностным перемещениям (назначение на более высокую должность или должность иного профиля). Конкретные индивидуальные
профессиональные образовательные
программы руководителей и в обучении, разработка
индивидуального плана До работника, направляемого на обучение, должны быть своевременно доведены цель и программа (содержание) обучения, согласована с ним тема выпускной работы (если такая работа предусмотрена учебным планом), направленная на повышение эффективности его работы, подразделения, предприятия, на котором он трудится. В зависимости
от целей и задач обучения существует
несколько устоявшихся и 1. Обучение при приеме на работу руководителей и специалистов, впервые принятых на работу, проводится для изучения специфики деятельности предприятия, организации производства, экономики, технологии, социальных условий труда, техники безопасности и промышленной санитарии, экологических требований. Обучение при приеме на работу (первичное обучение) проводится, как правило, после оформления документов для приема на работу. Продолжительность обучения 7—14 дней. Успешное окончание первичного обучения обеспечивает допуск к работе по конкретной должности или специальности в соответствии с действующим на предприятии порядком. 2. Ежегодное обучение для руководителей и специалистов проводится для ознакомления их с новой техникой и прогрессивными технологиями, эффективными приемами управления и анализа производства, инновациями на производстве и в сфере управления человеческими ресурсами. Ежегодное обучение организуется в виде нескольких модулей программ, продолжительность обучения по которым 1—3 дня. 3. Повышение квалификации проводится для обновления теоретических и практических знаний, умений и навыков руководителей и специалистов в соответствии с постоянно возрастающими требованиями государственных образовательных стандартов и особенностями развития производства. Организуется на протяжении всей трудовой деятельности работников по мере необходимости в соответствии с установленной для каждой категории лиц периодичностью. 4. Стажировка
— форма обучения, в процессе
которого закрепляются на 5. Профессиональная переподготовка направлена на получение руководителями и специалистами дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам профессиональной переподготовки руководители и специалисты получают диплом или сертификат государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Содержание переподготовки определяет руководитель предприятия, направляющий работника на обучение. Порядок и условия профессиональной переподготовки руководителей и специалистов определяются Министерством общего и профессионального образования, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования. 6. Переподготовка руководителей и специалистов проводится для получения ими второго образования по новой специальности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования. Осуществляется соответственно в образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования. Руководителям и специалистам, прошедшим переподготовку, выдается государственный диплом об образовании установленного образца. Руководителям и специалистам, завершившим курс обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам, образовательными учреждениями повышения квалификации выдаются следующие документы государственного образца: — удостоверение о повышении квалификации для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме 72—100 часов; — свидетельство о повышении квалификации для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов; — диплом о профессиональной переподготовке для лиц, прошедших обучение по программе свыше 500 часов. Наибольшие споры среди теоретиков и особенно среди практиков вызывает вопрос эффективности (экономической и социальной) обучения. До сих пор многие руководители не видят прямой зависимости между обучением и ростом эффективности производства. Это связано прежде всего с тем, что оценка экономической эффективности обучения сопряжена в данный момент с трудностями и до их преодоления может быть только приблизительной. Эти трудности связаны как с переходным состоянием российской экономики, так и с неразработанностью методики оценки экономического эффекта от тех или иных мероприятий, а также с отсутствием утвержденной и апробированной нормативной базы расчетов экономической эффективности. Обучение работников — многофункциональный процесс, оказывающий влияние на различные компоненты деятельности предприятий. Непосредственно от масштабов, хода и результатов обучения зависят: текущие и будущие результаты деятельности предприятия; текущие и будущие затраты, связанные с деятельностью предприятия; уровень риска в деятельности предприятий и организаций отрасли от некомпетентных действий персонала. Результат деятельности системы обучения редко бывает однозначным. Так, если речь идет о системе обучения работников, то результат может оцениваться либо по экономическим последствиям повышения уровня знаний и навыков (умений) специалистов, либо по изменению социального уровня работников, либо по другим параметрам. Возможные цели расчетов экономической эффективности процесса обучения: а) определение оптимального размера затрат на обучение в составе общих затрат на производство; б) принятие решений по развитию форм и методов обучения; в) сравнение различных вариантов технологии и инструментальной базы для обучения; г) сравнение экономической эффективности обучения с экономической эффективностью других возможных вложений средств предприятия, обеспечивающих сопоставимое повышение эффективности функционирования основного производства. В общем случае экономическая эффективность любого мероприятия, проводимого на объекте, определяется соотношениями между показателями, описывающими полный результат деятельности изучаемого объекта после начала проведения мероприятия, и показателями, характеризующими полные затраты, связанные с деятельностью объекта (за тот же период). Показатели затрат при оценке экономической эффективности на практике подбираются так, чтобы они допускали суммирование, приведение к
одному моменту времени и отражение
доли рассматриваемого мероприятия
в общих затратах. В этом случае
показателем экономической Связь между процессом обучения и изменением показателей деятельности предприятий выражается в ряде факторов, отражающих изменение мотиваций, функционального поведения и социальных взаимодействий работников, прошедших обучение. К результатам деятельности системы обучения и переподготовки персонала и руководящих работников могут быть отнесены: — увеличение скорости работы (реакции на аномальные ситуации) персонала, прошедшего обучение; — расширение кругозора, увеличение числа рассматриваемых вариантов при принятии решений руководящими работниками и специалистами, что влияет на оптимальность принимаемых решений; — снижение потерь от неправильной оценки ситуации и неправильных действий работников, связанное с закреплением в процессе обучения навыков более грамотного управления техническими системами; — предотвращение ущерба от непредвиденного наступления нежелательных событий и ситуаций, ограничение распространения так называемых «цепочек нежелательного развития событий» («эффект домино»); — снижение вероятности аварий и поломок оборудования, угроз жизни и здоровью людей; — укрепление корпоративного сознания работников, сближение личных интересов работников с интересами компании; — рост способности к координированной осознанной совместной деятельности и принятию решений; — обмен информацией между работниками различных предприятий, проходящими обучение вместе, распространение «по горизонтали» передового опыта, других инноваций Система показателей,
количественно выражающих влияние
изменения функциональных характеристик,
мотиваций и социального Для расчета значений выделенных показателей следует использовать данные бухгалтерской и статистической отчетности, а также оценки экспертов. |
Информация о работе Развитие и профессиональное обучение персонала