Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 08:42, доклад
Профсоюзы возникли вопреки закону. Но тот факт, что они существуют уже более 200 лет, говорит о том, что этот процесс является объек. реальностью. Независимо от того, признает гос-во профсоюзы в качестве полноправного участника общественных отношений или нет, они таковыми становятся фактически. Профсоюзное движение возникло в силу объек реальности, имея целью защиту наемных работников на рынке труда. Из запрещаемый и преследуемых корпоративных группировок конца XVII и начала XIX веков сегодня профсоюзы в странах развитой демократии превратились в существенный элемент гражданского общества.
Правовое положение профессиональных союзов в России сегодня регулируется К РФ, Тк Р Ф, глава 58 которого посвящена защите трудовых прав работников профессиональными союзами, ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года, статья 2 которого определяет, что профсоюз создается для представительства и защиты социально - трудовых прав и интересов его членов, а также законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюз это добровольное объединение граждан, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Можно сказать, что на современном этапе профсоюзы действительно стали общественной организацией, а не частью государства, и права профсоюзов это права в подлинном смысле слова "право", а не обязанности, которыми фактически были заменены права профсоюзов в прошлом. В этом контексте и необходимо рассматривать функции профсоюзов в современном обществе.
с принятием новых НА о профсоюзах они утратили право содержания правовых и технических инспекций труда за счет средств социального страхования и наложения ими штрафных санкций за нарушение законодательства о труде и охране труда, право на разрешение трудовых споров, на приостановление производственной деятельности и закрытие предприятий, нарушающих нормативные требования по охране труда.
Утрата вышеперечисленных прав вполне понятна, ибо их осуществление должно производиться именно государством в централизованном порядке. В этих целях и были созданы, например, гос. фонд соц. страхования и гос. инспекция труда. Вместе с тем, за профсоюзами сохранено право на участие в управлении соц.фондами, формируемыми за счет страх взносов, право на участие в контроле за соблюдением зак-ва о труде и охране труда, право на создание инспекций труда и инспекций по охране труда, однако эта деятельность профсоюзов имеет теперь в большей степени общественный характер.
Ранее все лит. источники указывали на осуществление профсоюзами след функций: забота об интересах трудящихся в области произв-ва, труда, быта и культуры, о наиболее полном их удовлетворении; забота о развитии народного хозяйства, о подъеме производства; участие в управлении обществом и производством; воспитание трудящихся и укрепление сознательной и добровольной трудовой дисциплины; защита прав рабочих и служащих.
В связи с данной классификацией возникает вопрос, действительно ли профсоюзы осуществляли все вышеперечисленные функции, или эти функции были надуманны и совершенно не свойственны профсоюзам даже в советские времена? Представляется что, профсоюзы действительно выполняли большинство названных функций, ведь, с одной стороны, они были не только неотъемлемой частью пол. системы, но и фактически частью госва, а с другой - их функции не явл-сь "неизменной величиной'', они изменялись как по мере совершенствования зак-ва, так и по мере развития общ-ва.
К примеру, действительно ли выполняли советские профсоюзы функцию воспитания трудящихся и укрепления сознательной и добровольной трудовой дисциплины? Да, выполняли, поскольку так называемая "общенародная собственность" являлась собственностью государственной, а значит, главным работодателем выступало государство. В этом случае государство, как работодатель, и профсоюзы, как часть государства и политической системы, действительно были заинтересованы в сохранении и поддержании трудовой дисциплины. Сегодня, когда профсоюзы из государственной организации превратились в организацию общественную, функция воспитания и укрепления трудовой дисциплины утратила свое значение. Это, конечно, же, не означает того, что профсоюзы совершенно не заинтересованы в укреплении трудовой дисциплины, но осуществлением данной функции, как одним из основных направлений деятельности, профсоюзы уже не занимаются.
можно выделить две основные функции профсоюзов на современном этапе - защитную и представительскую, из которых главной является защитная. Данная классификация противоречит большинству мнений по этому вопросу, данных разными авторами в советское время, но она вытекает из ныне действующего законодательства и соответствует современному этапу развития общества.
Защитную можно охарактеризовать как основное направление деятельности профсоюзов, выражающееся в защите социально-трудовых прав работников. Сам процесс осуществления защитной функции включает в себя как предупреждение нарушений трудовых прав работников, так и восстановление уже нарушенных прав и проходит на всех этапах правового регулирования труда: при создании норм трудового права, применении этих норм, профсоюзном контроле за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.
Представительство является особой функцией и выражается в деятельности по представлению интересов работников в государственных и общественных органах (на всех уровнях) и собственно на конкретном предприятии, в учреждении, организации. Эта деятельность не связана с защитой трудовых прав работников. Так, например, в соответствии со ст. 2 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" профсоюзы могут представлять работников в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением. По смыслу указанного закона целью заключения коллективного договора является не просто воспроизведение норм законодательства, а установление дополнительных, по сравнению с законом, социально-экономических льгот для работников.
ТО, предметом деятельности профсоюзов в данном случае является не защита прав работников, а представление (выражение) их интересов в коллективном договоре. Так, посредством представительства устанавливаются дополнительные по сравнению с законодательством льготы и услуги (по социальному обслуживанию, социальному обеспечению, дополнительному медицинскому страхованию и т.д.) не только в коллективном договоре, но и других локальных нормативных актах. В соответствии с Законом о профсоюзах эти организации вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, выступать с предложениями о принятии законов, касающихся социально-трудовой сферы, участвовать в разработке государственной политики и государственных программ в области содействия занятости населения, принимать участие в разработке государственных программ охраны труда, могут иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, пользоваться государственными средствами массовой информации, быть их учредителями и т.д. Все эти действия также явл-ся формами осуществления представительской функции.
Профсоюзное представительство ничего общего, кроме названия, не имеет с представительством в области гражданских отношений. Действительно, процессуальное представительство, например в судебных органах, будет являться формой осуществления профсоюзами защитной функции, а никак не профсоюзным представительством интересов работников, поскольку направлено на восстановление наруш прав работника в суд порядке.
Сказанное свидетельствует о том, что защита предполагает охрану прав, предупреждение их нарушений и восстановление в тех случаях, когда они нарушены. Представительство же направлено на выражение интересов работников и, если это возможно, на нормативное закрепление этих интересов.
Общепризнанным фактом является то, что профсоюзы играют важ. роль как соц. регуляторы в обществе. Возникновение, становление, развитие и укрепление профсоюзов происходило в течение последних 200 лет. Профсоюзы возникли вопреки закону. Но тот факт, что они существуют уже более 200 лет, говорит о том, что этот процесс является объек. реальностью. Независимо от того, признает гос-во профсоюзы в качестве полноправного участника общественных отношений или нет, они таковыми становятся фактически. Профсоюзное движение возникло в силу объек реальности, имея целью защиту наемных работников на рынке труда. Из запрещаемый и преследуемых корпоративных группировок конца XVII и начала XIX веков сегодня профсоюзы в странах развитой демократии превратились в существенный элемент гражданского общества.