Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Трудовое право"
Органы СП.
Постоянно и временно действующие органы, состоящие из представителей сторон, участников СП как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванные регулировать (участвовать в регулировании) социально-трудовые отношения.
Органами СП общей компетенции являются трехсторонние, двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, образованные на равноправной основе из наделенных полномочиями представителей сторон. (ч.1ст.35).
Комиссии по регулированию
СТО образуются по решению сторон
на всех уровнях СП (ч.2-6 ст.35 СП). Эти
комиссии образуются для обеспечения
регулирования СТО, ведения коллективных
переговоров, подготовки проектов коллективных
договоров и соглашений, их заключения,
а также для организации
На федеральном уровне СП образованно и постоянно действует Российская трехсторонняя комиссии по регулированию СТО. Ее деятельность осуществляется в соответствии с ФЗ от 1 мая 1999 г. Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профсоюзов, работодателей и правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны комиссии. Каждое общероссийское объединение профсоюзов, общероссийское объединение работодателей вправе направить одного своего представителя в состав соответствующей стороны комиссии. Представители сторон являются членами комиссии. Количество членов комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек.
Основными целями комиссии являются:
Регулирование СТО
Согласование
социально-экономических
Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовали все 3 стороны. Президентом РФ назначается координатор комиссии, который членом комиссии не является. Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны.
Участие комиссии
по регулированию СТО в
К специализированным СП относятся:
Координационные комитеты содействия занятости населения (ст.20 закона РФ «о занятости населения в РФ»).
Комитеты и комиссии по охране труда (ст.218 ТК).
Комиссии по трудовым спорам (ст.384 ТК).
Примирительные комиссии (ст.402 ТК).
В14
Коллективный договор. Понятие, значение, стороны, содержание.
Коллективный договор (КД) – это правовой акт, регулирующий СТО в организации или у ИП (т.е. у работодателя) и заключаемы работниками и работодателем в лице их представителей (ч.1 ст.40 ТК).
КД может заключаться в организации в целом; в ее филиалах; представительствах; иных обособленных структурных подразделениях (ч.4 ст.40 ТК). Сторонами КД являются работники (коллектив работников) и работодатель (ч.1 ст.40).
Значение КД:
это важнейший локальный правовой акт, это своеобразный трудовой кодекс организации.
это правовой акт
СП, позволяющий согласовать
это форма привлечения работников к управлению производством.
это правовой акт, позволяющий учесть специфику деятельности работодателя с учетом его организационно-правовой формы, формы собственности, финансовых возможностей.
Содержание и структура КД определяются сторонами (ч.1 ст.41 ТК). КД обладает смешанной правовой природой, т.е. КД содержит:
нормативные положения - действуют в течения всего срока действия КД, адресованы персонально не определенному кругу лиц, работающих у данного работодателя, применяются при наличии тех условий, которые установлены в нормативном положении.
информационные нормы – это нормы ТК, других ФЗ, включенные в КД для сведения работников.
локальные нормы – разработаны в организации, дополняющие нормы ТЗ.
В КД могут устанавливаться
льготы и преимущества для работников,
условия труда более
организационные условия или положения – это условия о сроке действия КД, о порядке внесения в него изменения и дополнений, об осуществлении контроля за выполнением КД и др. (ст.43,44,51 ТК).
обязательственные условия КД – конкретные обязательства сторон. Эти условия действуют в течении срока, указанного в КД и погашаются исполнением, адресованы конкретному исполнителю. Приметный перечень обязательств сторон, включаемых в КД дан в ч.2 ст.41 ТК.
КД не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающие уровень гарантий работников, т.е. ухудшающих условия работы по сравнению с установленным ТЗ. Если такие условия включены в КД, они являются не действительными и не подлежат применению (ч.2 ст.9 ТК, ч.3 ст.50 ТК).
В15
Порядок заключения КД, срок и сфера его действия, регистрация КД.
Порядок разработки проекта КД и его заключения определяется сторонами в соответствии с ТК и иными ФЗ (ст.42 ТК).
Правовая процедура разработки и заключения КД включает условно следующие стадии:
проявление инициативы по проведению коллективных переговоров по подготовке и заключению КД. Право проявить такую инициативу имеют представители работодателя и работников (ч.1 ст.36 ТК). Право направить работодателю предложению о начале коллективных переговоров от имени всех работников имеют: единый представительный орган, созданный двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя; первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников данного работодателя; первичная профсоюзная организация, не объединяющая более половины работников или иной представительный орган по поручению общего собрания, конференции работников (ч.2-5 ст.37).
вступление в коллективные переговоры второй стороны. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров обязаны вступить в переговоры в течении 7 календарных дней, направив инициатору ответ с указанием представителей от своей стороны (ч.2 ст.36).
создание комиссий для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора. Она создается на равноправной основе из представителей сторон (ч.1-7 ст.35 ТК).
коллективные переговоры. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа от второй стороны (ч.2 ст.36). Сроки, место и порядок проведения определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров (ч.9 ст.37 ТК).
разработка проекта КД. При не достижении согласия сторонами по отдельным положения КД в течении 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать КД на согласованных условиях с одновременным составление протокола разногласий.
урегулирование разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе обсуждения КД производится в соответствии с ТК (дальнейшие коллективные переговоры или разрешение в порядке, установленном для разрешения коллективных трудовых споров – гл.61 ТК) – ч.3 ст.40.
обсуждение проекта КД в подразделениях организации и его доработка.
утверждение проекта КД общим собранием, конференцией работников, если это определено сторонами.
подписание КД сторонами
регистрация КД – в течении 7 дней со дня подписания направляется работодателем, его представителем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При осуществлении регистрации соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положения работников по сравнению с ТЗ и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим КД, а также в соответствующую государственную инспекцию труда
в16
Соглашение - правовой
акт, устанавливающий общие принципы
регулирования социально-
В зависимости от сферы регулируемых соц-но-труд-ых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), тер-риальное и иные.
Генеральное - на федеральном уровне. Региональное - на уровне субъекта РФ. Отраслевое - общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Тер-риальное соглашение - на тер-рии соответствующего муниц-ного образования. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, тер-риальном уровнях соц-ного партнерства (Отраслевое тарифное соглашение).
Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, м.б. двусторонними и трехсторонними. Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне соц-ного партнерства по отдельным направлениям регулирования соц-но-труд-ых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Оно состоит из условий (положений) нормативного и обязательственного хар-ра, определяемых самими сторонами в пределах их компетенции. Соглашения не могут противоречить закон-ву. Соглашения, могут предусматривать положения: об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха; о содействии занятости, переобучении работников; об охране здоровья работников на производстве; и пр.
В соглашениях могут содержаться положения по др. трудовым и соц-но-экономическим вопросам, не противоречащим закон-ву. Ряд положений, входящих в содержание соглашения, может включаться в качестве информационных условий (положений) коллективных дог-ров, заключаемых в организациях.
Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования осущ-ются
в17
Основные акты и понятия в сфере занятости. Государственные органы содействия занятости.
Стратегическая цель государственной политики занятости населения в РФ – это содействие полной продуктивной и свободно избранной занятости (ст.1 конвенции МОТ №122 от 9 июля 1964 г. «о политике в области занятости» и ст.5 закона РФ от 19 апреля 1991 г. в редакции от 20 апреля 1996г. «о занятости населения в РФ»).
Отношения в сфере
занятости населения
Расширение масштабов
деятельности государства в сфере
занятости, противодействие росту
безработицы является одним из основных
приоритетов программы
Под занятостью граждан понимается их деятельность связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст.1 закона «о занятости»).
Занятыми считаются следующие категории граждан:
работающие по ТД
зарегистрированные в качестве ИП
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам
выполняющие работы
по договорам гражданско-
являющиеся членами производственных кооперативов, артелей
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность
проходящие военную и приравненную к ней службу, а также альтернативную гражданскую службу
проходящие очный курс обучение в образовательных учреждениях всех уровней
временно отсутствующие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском или переподготовкой, исполнением государственных обязанностей, иными уважительными причинами
являющиеся учредителями, участниками организации (ст.2 закона «о занятости»).
К основным понятиям в сфере занятости относятся следующие понятия:
безработные граждане
подходящая и неподходящая работа
общественные работы
пособие по безработице
В РФ создано
и функционирует
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Такими органами в настоящее время является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Положение об этой службе утверждено постановлением правительства от 30 июля 2004 года.
органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие в соответствие с законом полномочия в сфере занятости населения
государственные учреждения СЗН, это центры занятости населения, созданные и действующие в муниципальных образованиях.
Основные функции ГСЗН:
оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирования о положении на рынке труда
разработка и реализация программ содействия занятости населения
содействие гражданам
в поиске подходящей работы, а работодателям
в подборе необходимых
организация мероприятий активной политики занятости населения
осуществление социальных
выплат гражданам, признанным в
установленном порядке
осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области населения.