Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:48, реферат
Вся жизнь человека связана непосредственно с каким-либо трудом. Вся эволюция и развитие человека связано с его трудовой деятельностью, с его попытками усовершенствовать орудия труда и сделать свою трудовую деятельность максимально эффективной.
Введение………………………………………………………………………...…3
1 Система управления охраной труда………………………………………..…..4
2 Подходы к управлению охраной труда………………………………………...8
3 Разработка системы охраной труда…………………………………………...14
Заключение…………………………………………………………………….....20
Библиографический список…………………………………………………..…21
Приложение А Функции и задачи СУОТ……………………………………....22
3 Разработка системы управления охраной труда
Для разработки СУОТ требуются подробный анализ и оценка состояния ОТ в организации. Анализ начинается с изучения обстановки в подразделениях и на рабочих местах, а также с изучения документации по всем направлениям ОТ:
изучают итоги идентификации опасных факторов, выявления и оценки рисков;
изучают документально оформленные отчеты о состоянии травматизма, профессиональной заболеваемости, аварийности, об их причинах и о мерах, принятых с целью их исключения в будущем;
выявляют наличие документов, регламентирующих действия персонала при возникновении аварий и несчастных случаев;
выясняют, каково положение с расследованием и учетом несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;
определяют структуру (а также численность, должностные обязанности работников) службы ОТ и других подразделений пожнадзора, экологической безопасности, производственного контроля и т. п.;
анализируют данные результатов аттестации рабочих мест по УТ, сертификации работ по ОТ и сертификации объектов, сведения об аварийности, травматизме и заболеваемости;
изучают действующие в организации системы управления качеством продукции и защиты окружающей среды;
выясняют, насколько эффективны информационное обеспечение ОТ, система обучения и проверки знаний (руководителей и починенных) по ОТ, системы оценки результатов работы по улучшению ОТ и материального поощрения всех категорий работников;
проводят опрос (интервьюирование) персонала и руководителей разных уровней управления.
План опроса:
изучение существующей практики управления ОТ и определение сильных и слабых сторон действующих регламентов и стандартов;
изучение всех производственных операций и определение проблем в области ОТ;
определение требований, предъявляемых к СУОТ заинтересованными лицами (пользователями);
выявление барьеров на пути формирования культуры труда.
Работникам организации задают вопросы с учетом их компетенции. Опрос проводится в течение 23 недель. Всех работников заранее предупреждают об опросе, но содержание вопросов не разглашается. Информация, собранная в ходе опроса, считается конфиденциальной. Результаты анализа состояния ОТ и опроса работников организации учитывают при составлении спецификации СУОТ. Дополнительно используют опросные листы по специально разработанной форме. С помощью таких листов можно опросить практически всех работников организации.
Новый подход к формированию СУОТ в организации основан на принципах доступности, открытости, гласности. Это означает: общедоступность данных о состоянии УТ и ОТ, открытость работы контролирующих органов, информирование всех работников о происшествиях (авариях, инцидентах, микротравмах, несчастных случаях, профессиональных заболеваниях), создание условий, способствующих участию в управлении безопасностью труда для всех работников организации и для работников др. организаций (поставщики и подрядчики), а также для потребителей продукции (работ, услуг).
Исходя из этих принципов была выстроена «звезда безопасности» (рисунок 3). Наличие ее составляющих в организации формирует основу безопасности и возможность создания комфортных УТ.
Рисунок 3 «Звезда безопасности»
ГОСТ Р 12.0.0062002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» позволяет разработать СУОТ в соответствии с международными стандартами. К их числу следует отнести также стандарты серии ISO 90002000 «Управление качеством» и серии ISO 140001996 «Управление окружающей средой» (защита окружающей среды). Это позволяет объединить в организации в качестве подсистем 3 системы управления (управление ОТ, качеством, защитой окружающей среды) и минимизировать убытки от аварий, травм и загрязнения окружающей среды.
Документация. Следует определить, каким образом документировать СУОТ. Опыт показывает, что целесообразно разработать следующую документацию (рисунок 4).
Руководство по СУОТ своеобразный путеводитель по системе, включающий краткое описание системы и взаимосвязей между управлениями (отделами), должностными лицами организации.
Стандарты более подробное описание взаимосвязей при осуществлении общих для организации процедур (напр., методика оценки рисков, регламент проведения внутреннего аудита СУОТ) и процедур управления конкретными операциями, которые являются значимыми для организации (например, безопасность эксплуатации грузоподъемных машин, безопасность газового хозяйства, электробезопасность и т. п.).
Инструкции по ОТ содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.
Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).
В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, например, агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.
Рисунок 4 Документация СУОТ
Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).
К активным факторам относятся: обеспечение выполнения нормативных требований ОТ; соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке классов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ; проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации; своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.; организация рационализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по ОТ; организация и техническое обеспечение аудита.
К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.
В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.
Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.
К формам индивидуального материального стимулирования относятся:
дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;
премирование работников за длительную безаварийную работу;
выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);
выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;
выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, например, с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;
введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.
Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:
несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;
аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;
пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;
другие чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической безопасности.
Преимущества СУОТ
возможность интеграции требований ОТ в корпоративные системы и приведения целей ОТ в соответствие с экономическими задачами, что способствует большему учету реализационных затрат в связи с контрольным оборудованием и процессами, подготовкой, обучением и информационным обеспечением;
унификация требований ОТ с иными взаимосвязанными требованиями, в том числе связанными с качеством и окружающей средой;
формирование логической основы для создания и функционирования программы ОТ, позволяющей следить за всеми элементами, требующими действия и контроля;
оптимизация и отработка коммуникативных механизмов, мер, процессов, программ и целей в соответствии с единым набором правил;
применимость в условиях различных культур и национальных систем регулирования;
создание среды, способствующей формированию культуры профилактики в охране труда;
укрепление социального диалога;
распределение соответствующих обязанностей между руководством среднего звена с участием руководителей, ИТР и рабочих и определением для каждого конкретной сферы ответственности по эффективной реализации системы;
возможность адаптации в зависимости от размера и профиля предприятия, а также от типов имеющихся факторов опасного воздействия.
формирование системы непрерывного совершенствования;
обеспечение контролируемой базы для оценки эффективности.
Недостатки СУОТ:
оборот документов и иной письменной отчетности следует держать под тщательным контролем во избежание подмены целей системы бюрократическими процедурами. Ориентация на человека может быть легко потеряна при смещении центра тяжести на соблюдение документарных требований, а не на людей;
следует избегать дисбаланса управленческих процессов (по управлению качеством, ОТ, окружающей средой) во избежание размывания требований и их неравного положения. Отсутствие тщательного планирования и полноценной коммуникации до внедрения программы СУОТ могут вызвать подозрение и сопротивление переменам;
СУОТ, как правило, уделяет больше внимание безопасности, чем охране здоровья, что создает опасность пропустить начало профессиональных заболеваний. Поэтому надзор за состоянием здоровья работников следует включать в состав системы как важное и эффективное средство контроля в долгосрочной перспективе. Как указано в Конвенции № 161 о службах гигиены труда (1985) и соответствующей Рекомендации (№ 171), соответствующие службы должны быть составной частью СУОТ;
в зависимости от размера предприятия, СУОТ может требовать выделения крупных средств и быть предметом реалистичной оценки совокупных затрат в плане сроков реализации, навыков и кадров, требуемых для создания и работы СУОТ.
Заключение
За последнее десятилетие подход на основе СУОТ получил широкое распространение и был внедрен как в развитых, так и в развивающихся странах. Способы содействия его применению могут быть разными – от нормативных до добровольных. Как показывает опыт, СУОТ является логичным и полезным средством, способствующим постоянному росту эффективности ОТ на уровне предприятия. Главные элементы, необходимые для его успешной реализации, включают в себя заинтересованность руководства и активное участие работников в совместной реализации. Как ожидается, все большее число стран будет включать СУОТ в национальные программы ОТ как инструмент стратегического содействия развитию устойчивых механизмов для повышения эффективности ОТ на уровне предприятий.
Кроме того, в связи с огромным объемом прямых и косвенных затрат, которые несут общество, предприятия и люди вследствие плохих условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, лучше и дешевле предотвращать их, чем выплачивать компенсацию ущерба и тратить средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Эти принципы находят поддержку на самом высоком уровне.
Библиографический список
1 Федеральный закон от 24.07.1988 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
2 Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
3 ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования.
4 Фролов, А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда / А.В. Фролов, Т.Н. Бакаева. Р-н-Д.: Феникс, 2008. 750с.