Социальное назначение и функции трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание

Трудовое законодательство в последние годы претерпело значительные изменения. Принят новый Трудовой кодекс, заменившиий привычный Кодекс законов о труде, а также федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства, например Закон «О коллективных договорах и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц – акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы – о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д.

Содержание

Введение 3
1.1. Понятие и предмет трудового права 5
1.2. Метод и система трудового права 9
1.3. Отграничение трудового права от смежных отраслей права 13
1.4. Сущность и социальное назначение трудового права 14
1.5. Принципы трудового права 17
1.6. Нормативные акты о труде (источники трудового права) 22
1.7. Субъекты трудового права 27
Заключение 31
Список использованной литературы 32

Работа состоит из  1 файл

Соц назначение и функции труд права.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

     Централизованное  регулирование трудовых отношений  выражается в издании государством законодательных и иных правовых норм в области труда, имеющих целью в условиях рынка защитить наемного работника от чрезмерных притязаний со стороны нанимателей, гарантировать такие условия труда, которые способствовали бы обеспечению нормального уровня развития человека и удовлетворению определенного минимума материальных и духовных потребностей.

     Среди локальных нормативных актов  о труде первое место занимает коллективный договор, являющийся в условиях рынка основной формой правового регулирования трудовых отношений в организациях. В нем разрешаются наиболее важные вопросы рабочего времени, времени отдыха, заработной платы и другие. К локальным нормативным актам относятся также местные правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности, отпусков, Четвертая черта метода трудового права связана со спецификой защиты трудовых прав и обеспечения исполнения обязанностей. Трудовое право использует присущие ему способы (приемы) защиты субъективных трудовых прав и законных интересов работников. Так, в случаях нарушения нанимателем трудовых прав работника вопрос об их восстановлении разрешается создаваемыми в организациях специальными органами, которые называются, как уже говорилось, комиссиями по трудовым спорам. В отличие от других отраслей российского права трудовое право предусматривает возможность создания профсоюзов, призванных защищать трудовые права и законные интересы работников. Надлежащее и своевременное исполнение работниками трудовых обязанностей обеспечивается специфическими для трудового права средствами – мерами дисциплинарной и материальной ответственности.

     Итак, метод трудового права характеризуется договорным возникновением трудовых правоотношений, равенством сторон и подчинением работников воле нанимателей в процессе труда, участием трудовых коллективов и профсоюзов в регулировании трудовых отношений, сочетанием централизованного (общего и отраслевого) регулирования с локальным, применением мер дисциплинарной и материальной ответственности другой стороны трудового правоотношения, осуществлением защиты субъективных трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами. 

     Система трудового права

     Трудовое  право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, образующих целостную систему со сложной  внутренней структурой. Эта система  в своих основных чертах обусловлена  системой регулируемых данной отраслью общественных отношений.

     Система российского трудового права  – соединение правовых норм в единое упорядоченное целое с их одновременным внутренним разделением на относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные институты и их части (под институты). Многочисленные правовые нормы, регулирующие трудовые и иные тесно связанные с ними отношения, можно подразделить на две основные труппы. Первая группа норм (институтов) определяет общие вопросы регулирования указанных отношений и составляет Общую  часть трудового права, вторая группа, регламентирующая отдельные стороны (элементы) этих отношений, – его Особенную часть.

     Особенная часть трудового права включает в себя правовые нормы, регулирующие отдельные стороны (элементы) трудовых отношений.

     К Особенной части трудового права относятся следующие институты:

     • трудоустройства и занятости;

     • трудового договора (контракта);

     • профессиональной подготовки непосредственно  на производстве;

     • повышения квалификации непосредственно  на производстве;

     • рабочего времени;

     • времени отдыха;

     • дисциплины труда;

     • материальной ответственности;

     • нормирования труда;

     • заработной платы;

     • охраны труда;

     • трудовых споров;

     • надзора и контроля за соблюдением  законодательства о труде.

     Система, трудового законодательства в отличие от системы трудового права, включающей в себя правовые нормы, представляет собой совокупность нормативных актов о труде. Кроме того, если система трудового права содержит только чисто правовые нормы, то система трудового законодательства помимо нормативных актов о труде – еще и преамбулы, введения, указывающие на цель принятия соответствующих решений актов и их практическое значение.

     Как и система трудового права, система  науки трудового права делится на Общую и Особенную части. В Общей части рассматриваются предмет, метод и система трудового права и т. д. Особенная часть науки трудового права содержит учение о трудоустройстве, трудовом договоре, правовом регулировании рабочего времени и времени отдыха, о нормировании труда, заработной плате, дисциплинарной и материальной ответственности, охране труда и т. д. 
 

1.3. Отграничение трудового права от смежных отраслей права 

     Вопрос  об отграничении трудового права  от гражданского связан с тем, что  последнее регулирует отношения, связанные  с трудом и его продуктом (результатом), вытекающие, например, из договора подряда, поручения, авторского договора.

     Специфические  институты трудового права (рабочее  время и время отдыха, дисциплина труда и др.) рассчитаны на субъектов трудовых правоотношений. Что касается субъектов гражданско-правовых отношений, связанных с применением труда, то на них эти институты не распространяются.

     Следует также отметить и существенные различия в методах трудового и гражданского права.

     Наибольшую  сложность представляет отграничение трудового права от административного права, также связанного с применением труда. Причина заключается, в частности, в том, что:

     а) трудовым, как и административным отношениям, присущ элемент

     управления;

     б) пределы трудовой правосубъектности  организаций определяются нормами и трудового, и административного права;

     в) в трудовых отношениях некоторых  категорий руководящих работников существуют особенности, связанные с использованием элементов административно-правового регулирования.

     Предмет административного права образуют отношения по осуществлению исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Трудовым отношениям в сфере трудового права также свойственны организация и управление. Но характерные для их структур связанность субъектов трудовым распорядком, подчинение работника управляющей стороне только внешне сходны с административно-правовым методом властных предписаний. В трудовом праве управленческие формы организации не выходят за пределы управления совместным процессом труда внутри предприятия. Поэтому связи руководителей с работниками по организации и управлению совместным трудом носят характер производственного, а не административного управления. Являясь важнейшим  звеном трудовых отношений, они опосредуются нормами трудового права.

     Между трудовым правом и правом социального  обеспечения имеется тесная связь. Она выражается в том, что без  трудовых отношений в прошлом  или настоящем отношения социального  обеспечения чаще всего возникнуть не могут. Отношения по социальному  обеспечению либо сопутствуют трудовым отношениям, либо приходят им на смену.

     Различия  в характере общественных отношений, составляющих предмет трудового  права и права социального  обеспечения, предопределяют и различия в методах регулирования. Методу права социального обеспечения не свойственны договорный порядок возникновения правоотношений.

1.4. Сущность и социальное назначение трудового права

     Если  раньше, в предшествующие эпохи развития человечества, право представляло собой, в первую очередь, орудие господства определенной части общества, обладающей средствами производства (рабовладельцы, феодалы, промышленная и торговая буржуазия), то ныне в развитых цивилизованных странах оно выражает волю всего общества в целом и направлено на то, чтобы:

  • охранять и защищать интересы личности;
  • согласовывать потребности различных социальных слоев в государстве (предприниматели, интеллигенция, фермеры, расовые, национальные и иные общности и т.д.);
  • координировать их интересы, быть арбитром в разрешении конфликтов между людьми и их коллективами.

     Это средство достижения оптимального согласования между общественными, групповыми и  индивидуальными интересами, общенациональным благом и частными потребностями  конкретного индивида.  Без права  не может существовать современное  общество, это объективно необходимый элемент мировой цивилизации. Прежде всего, оно является важным инструментом регулирования экономических отношений в обществе, обеспечения нормального функционирования хозяйственного механизма внутри страны, а также оптимальной организации международного экономического сотрудничества.

  • В социалистическом государстве экономика, основанная на государственной собственности на средства производства, практически полностью регулировалась правовыми средствами. Объем и направление производства определялись таким юридическим документом, как план. Законом определялись количество, ассортимент и цены выпускаемой продукции, адреса распределения, источники денежных и материальных ресурсов, заработная плата и т.д.
  • В условиях же рыночной экономики право, гарантируя свободу предпринимательства и частной собственности, суверенитет предпринимателя, выполняет иные функции. Оно определяет общие условия нормального функционирования хозяйственного механизма, обеспечивает ритмичную согласованную работу всех его звеньев.
  • Закон устанавливает и гарантирует:
    • равноправное существование различных форм собственности (частной, государственной, муниципальной и др.);
    • права и обязанности участников хозяйственного оборота;
    • порядок разрешения имущественных споров;
    • ценообразование;
    • защиту прав потребителей;
    • заботу о социально незащищенных слоях населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные и др.).
  • Он также устанавливает:
    • меры юридической ответственности за неисполнение договорных обязательств;
    • имущественный вред за порочные, вредные для общества и отдельной личности, формы ведения хозяйства (злоупотребление рекламой, товарным знаком, монополизация отдельных отраслей экономики, производство наркотиков и др.).

     Наконец, без закона невозможна бюджетно-финансовая деятельность в государстве (налоговая политика, кредитование хозяйственной деятельности, банковское дело, составление государственного бюджета и контроль за его исполнением и т.д.).

     1. Роль права объективно необходима  также для обеспечения подлинного народовластия в стране, установления и охраны институтов демократии. Конституция и другие законы определяют порядок свободных выборов высшего представительного органа и президента страны, их полномочия и порядок деятельности, взаимоотношение законодательной и исполнительной властей, судебный и прокурорский контроль за исполнением законов, организацию деятельности всех звеньев механизма государства.

     2. Без развернутой системы права  невозможны также установление, обеспечение и эффективная охрана прав и свобод личности, забота о человеке, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

     3. Не менее важна также роль  права в регулировании трудовых, брачно-семейных отношений, в обеспечении рационального использования природных богатств и экологической безопасности.

     4. Объективная потребность права  связана также с необходимостью  обеспечить дисциплину, без которой невозможно современное цивилизованное сообщество людей, ответственность граждан перед обществом и государством, решительно и эффективно бороться с деяниями, которые наносят ущерб общественным отношениям, правам и интересам личности, хозяйственным структурам, искоренить такое уродливое явление, как преступность и иные формы нарушения общественного порядка.

     5. Наконец, не менее значительна  роль права в современных условиях как действенного инструмента расширения экономического, политического, культурного и иного сотрудничества между государствами, обеспечения мира между народами, разоружения, предотвращения конфликтов в различных регионах земного шара, установления единого мирового порядка.

     Объективной закономерностью современного мира является всемерное возрастание  роли и значения права и законности во всех основных сферах общественной жизни. Связано это со все большим  усложнением социальных отношений, возрастанием их числа и специализации, повышением уровня демократизма в экономической, политической и идеологической сферах, усилением заботы государства о личности, его благополучии и безопасности, об обеспечении и охране его прав и свобод, заботой об экологической безопасности человечества. 

Информация о работе Социальное назначение и функции трудового права