Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:45, доклад
Отношения социального партнерства:
а) двусторонние – между представителями работников и работодателей);
б) трехсторонние – с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Соглашение вступает в силу со дня подписания его сторонами, если иной срок не предусмотрен в самом соглашении. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право на продление действия соглашения на срок не более трех лет. Подписывается соглашение представителями сторон. Федеральные соглашения регистрируются в Министерстве труда России, другие соглашения подлежат уведомительной регистрации в региональных и территориальных органах по труду. Вступление соглашения в силу не зависит от срока его регистрации.
Контроль за выполнением соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.
Социально-партнерские соглашения
В первые годы советской власти и до 1933 г. (когда была введена централизованная тарифная система) в нашей стране существовали отраслевые тарифные соглашения, устанавливавшие тарифы оплаты труда в конкретных отраслях народного хозяйства (их обычно называли отраслевыми коллективными договорами), но они не были четко урегулированы трудовым законодательством. Этот вид правовых договоров появился лишь с принятием Закона РФ 1992 г. “О коллективных договорах и соглашениях”.
Соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории. Это понятие соглашения указывает на его стороны, предмет регулирования и четыре возможных уровня или вида социально-партнерских соглашений выше уровня предприятия, организации. Поэтому регулирование условий труда соглашениями мы относим к централизованному в отличие от локального – коллективно-договорного.
Соотношение законодательства и коллективного договора, соглашения, трудового договора (контракта) предусмотрено в ст. 3 Закона; этой же статьей запрещено включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями. Соглашение – это вид правового договора коллективного значения представителей работников и работодателей с участием представителей органа исполнительной власти, заключенный на централизованном уровне (Федерации или ее субъекта и др.) по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.
Виды социально-партнерских соглашений (в зависимости от уровня и их содержания):
– генеральное соглашение на федеральном уровне, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, например Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1996–1997 годы (Российская газета. 1996. 16 янв.). Федеральный уровень может быть также и у отраслевого (межотраслевого) соглашения. Таким образом, есть два вида федеральных соглашений, и в каждом из них свои субъекты и свое содержание. ТК профессиональный уровень не предусматривает;
– региональное соглашение на уровне субъекта Российской Федерации, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений для данного региона;
– отраслевое (межотраслевое) т
– территориальное
соглашение, устанавливающее условия
труда, социальные гарантии и льготы, связанные
с территориальными особенностями города,
района, другого административно-
Все эти виды соглашений по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двух- или трехсторонними (трипартизм), когда третьей стороной является соответствующий орган исполнительной власти. Соглашения, которые предусматривают какое-то бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителя соответствующего органа исполнительной власти.
Участниками соглашений могут быть на федеральном уровне:
генерального – общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ;
отраслевого (межотраслевого) тарифного – соответствующие отраслевые общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы и Министерство труда РФ.
На уровне субъектов Российской
Федерации и административно-
регионального – соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные уполномоченные работодателями органы) и орган исполнительной власти субъекта;
отраслевого (межотраслевого) тарифного – соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные уполномоченные работодателями органы) и орган по труду субъекта РФ;
территориального –
К заключению и действию
социально-партнерских
Содержание и структуру соглашений определяют стороны в лице их представителей, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров о нем.
Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются трехсторонней комиссией. Срок действия соглашения определяют стороны, но не более трех лет. Стороны могут и продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ст. 48 ТК).
Термин “социальные партнеры”
закреплен в Конвенции МОТ
№87 (1948 г.) “Свобода ассоциации и зашита
права на организацию”, определившей
право социальных партнеров (работников
и предпринимателей) на защиту своих
интересов, а также право организации
трудящихся и предпринимателей свободно
выбирать своих представителей и
формулировать свою программу действий.
Конечно, эти программы отражают
противоположные интересы труда
и капитала. Поэтому для социального
мира необходимо их социальное партнерство
как условие обеспечения
Значение социально-
– улучшение условий труда работников, повышение его оплаты;
– обеспечение охраны труда и улучшение социально-бытового обслуживания работников;
– повышение законодательного минимума гарантий трудовых прав работников;
– обеспечение занятости трудящихся, их переквалификация для этого.
Трехсторонняя Комиссия по
регулированию социально-
Контроль за выполнением соглашений всех уровней осуществляют стороны и их представители, а также соответствующие органы по труду.
Ответственность представителей работодателей за уклонение от участия в переговорах или необеспечение в срок работы соответствующей комиссии установлена Законом (ст. 25–28) – штраф до 50 минимальных размеров оплаты труда, налагаемый судом. Эти лица несут такую же ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения, а виновные в непредставлении информации для коллективных переговоров или осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения несут или такую же ответственность, или дисциплинарную. Для представителей профсоюзов и исполнительного органа власти правовой ответственности Закон не устанавливает.
ТК несколько иначе гл. 8 представляет ответственность сторон социального партнерства. В ст. 52 предусмотрена правовая ответственность для представителей сторон, уклоняющихся от участия в коллективных переговорах по заключению и изменению соглашения или коллективного договора: они подвергаются штрафу в размере и порядке, установленном Федеральным законом.
Статья 53 ТК предусматривает также правовую ответственность и представителей работников (а не только работодателей) за нарушение или невыполнение обязательств по соглашению или коллективному договору. Они подвергаются штрафу в размере и порядке, установленном Федеральным законом.